Инновационный образовательный проект «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу»
Актуальность проекта
В настоящее время в Российской Федерации, в том числе в Орловской области, в основном обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Однако проблема охвата образовательными услугами детей раннего возраста (до 3-х лет) сохраняет свою социальную значимость. Особый ракурс рассмотрения данная проблема приобретает в свете основных положений, сформулированных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В частности, предложенный в документе комплекс мер должен обеспечить увеличение численности населения России к 2025 году до 145 млн. человек. Прежде всего, демографический рост ожидается за счет увеличения рождаемости, что приведет к увеличению числа семей, имеющих детей раннего возраста. Кроме того, актуализирует данную проблему предстоящий пересмотр возраста трудоспособности населения, обсуждаемый в рамках пенсионной реформы. Предполагаемое увеличение пенсионного возраста снижает возможности привлечения представителей третьего поколения к воспитанию внуков, что осложняет уход за детьми раннего возраста в семье. Решение обозначенной проблемы обуславливает необходимость создания сети электронных сервисов, выполняющих широкий спектр социальных функций по поддержке семей с детьми раннего возраста.
Цель инновационного образовательного проекта – создание цифрового информационно-образовательного ресурса сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста, с возможностью интеграции в деятельность региональных многофункциональных центров в рамках оказания услуги «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста» в целях реализации приоритетных направлений Концепции демографической и семейной политики Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.
Практическая значимость проекта
Инновационный образовательный проект может рассматриваться как один из механизмов реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Значимым продуктом инновационного образовательного проекта выступает цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста, включающий:
- электронный сервис по открытию домашних мини-яслей;
- электронный сервис по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего возраста;
- электронный сервис по повышению квалификации и профессиональной переподготовке в области психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста.
Перспективным направлением совершенствования механизма функционирования цифрового информационно-образовательного ресурса может выступать его интеграция в деятельность региональных многофункциональных центров РФ по направлению «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста».
Ожидаемые внешние эффекты
- Снижение социальной напряженности, вызванной нехваткой мест для детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях.
- Расширение инфраструктуры психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста в условиях цифровой экономики.
- Обеспечение самозанятости населения на основе освоения программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Материалы