Доступная среда
Видеопаспорт доступности ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В учебных корпусах имеются аудитории, в которых осуществляется образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Учебные помещения оборудованы учебными местами, при этом увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличена ширина прохода между рядами столов, имеют расширенные дверные проемы, не имеющие порогов и перепадов высот пола, что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью беспрепятственно передвигаться по помещениям университета.
В читальных залах библиотеки университета имеются места для лиц с недостатками зрения, оборудованные портативными видеоувеличителями, а также имеются места для лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата.
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ библиотечный фонд комплектуется электронными изданиями учебной литературы, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями. Доступ к этим изданиям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ обеспечивается использованием специальных технических и программных средств.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ обеспечены доступом к сети Интернет, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, включая электронную библиотеку университета.
Инфомация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате
Количество жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивные объекты университета включают:
- подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
- травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
- тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- специальные места парковки для инвалидов;
- кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.
Средства обучения и воспитания вуза в университете приспосабливаются для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- материальные средства (библиотека, в т.ч. электронные образовательные ресурсы, приборы, компьютеры, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, другое техническое и материальное оснащение);
- коммуникативные средства (информационно- телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт университета);
- социокультурная среда университета, обеспечивающая организацию учебно- воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научные студенческие общества, профсоюзная организация студентов, различные формы студенческого самоуправления, спортивные и творческие клубы и коллективы, объединения по интересам, волонтерские сообщества, студенческие отряды и др.);
- окружающая среда (здания, учебные корпуса, территория кампуса университета и др.).
Университет создает специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального и высшего образования.
Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования и включает:
- контроль за посещаемостью занятий;
- организацию самостоятельной работы в случае ухудшения здоровья;
- оптимизацию прохождения промежуточной и итоговой аттестации и др.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение и развитие личности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур и психологической профилактики. Оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социальноактивные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, адаптационные курсы, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
1. для лиц с нарушениями зрения:
-
в печатной форме увеличенным шрифтом;
-
в форме электронного документа;
2. для лиц с нарушениями слуха:
-
в печатной форме;
-
в форме электронного документа.
3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
-
в печатной форме;
-
в форме электронного документа.
Внеучебная деятельность в университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с остальными обучающимися. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.
В университете создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов используется: волонтерское движение студенчества и помощь тьютеров.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно участвуют в творческих конкурсах внутри университета и на других площадках.
В актовых залах университета со стационарными местами предусмотрены места для людей на креслах-колясках, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для адаптации инфраструктуры университета разработан и реализуется План мероприятий ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
Территория университета соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на ней (доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, имеются таблички информационно- навигационной поддержки, наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения, системы оповещения и сигнализации).
Носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам университета размещаются с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе осуществляется дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Во всех учебных корпусах установлены информационные электронные терминалы.
Почти на всей территории университета выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, беспрепятственного подъезда машин скорой помощи.
Сменные кресла-коляски представляются по требованию.
В здании учебного корпуса №12, №16, фундаментальной библиотеке и бассейне лифты имеют габариты, которые позволяют транспортировать инвалидов– колясочников. В других зданиях лифты не предусмотрены технической документацией в связи с небольшой этажностью зданий, поэтому имеется переносной пандус, лестничный подъемник для транспортировки инвалидов – колясочников.
Все учебные корпуса университета, предназначенные для реализации программ подготовки инвалидов, имеют как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, оборудованы пандусами и поручнями.
В университете имеется современный бассейн, который оборудован специальными вспомогательными механизмами для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В бассейне оказываются оздоровительные услуги для всех граждан, в том числе и реабилитационно-восстановительного характера для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.
Условия питания обучающихся. В том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В университете созданы условия для организации горячего питания обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация питания в университете организована работниками столовой и КОП. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий.
Столовые, кафе и буфеты обеспечивающие студентов полноценным здоровым питанием, работают с понедельника по субботу, и размещены в учебных корпусах университета. Так же в корпусах университета расположены вендинговые автоматы для обеспечения быстрого питания обучающихся.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Успешное протекание образовательного процесса возможно только при устойчивом состоянии остаточного здоровья студентов-инвалидов, поэтому образовательный процесс в Университете проходит на фоне диагностики и коррекции физического состояния студентов-инвалидов, развития их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Медицинским персоналом студенческой поликлиники Университета проводится мониторинг состояния здоровья инвалидов в процессе их обучения в университете, что позволяет успешнее решать задачи повышения психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов в условиях повышения стрессовых информационных нагрузок, а также решать вопросы охраны здоровья и преодоления обострений хронических соматических заболеваний у данного контингента студентов.
Для всех инвалидов и лиц с ОВЗ организовано психолого- педагогическое сопровождение и систематическое психологическое тестирование.
В Университете проводится социально-воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Проводится работа по обеспечению безопасности и профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в университете, санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.
Сотрудниками отдела СППиМПР и отдела по СВ разработана и реализуется программа психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном процессе используются технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом Университета и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
В образовательном процессе для удобного взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность по зрению, применяется уникальный интернет-сервис angelina braille reader, который позволяет переводить тексты на шрифте Брайля в буквенный формат. Для распознавания языка Брайля необходимо зайти на сайт http://angelina-reader.ru/ с мобильного телефона или компьютера, сделать фото страницы с текстом на Брайле и распознать его. Решение позволяет распознать двусторонний текст, русский, английский и математический языки; выводить распознанный текст поверх изображения или отдельно.
Компьютеры в Университете объединены в локальную сеть через сервер, имеют доступ к сети Интернет. Также действуют точки Wi-Fi, расположенные в корпусах.
Системы информационного обеспечения образовательного процесса университета предоставляют возможность осуществлять дистанционное обучение, обеспечивают доступ к учебным материалам через сеть Internet. Студенты имеют возможность самостоятельно изучать размещенные на веб-сайте университета курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того, студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Сайт университета содержит всю необходимую информацию для поступления в университете и последующего обучения в нем. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы; презентации всех образовательных программ, реализуемых в университете; анкеты профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала и др. информация. На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.
Электронные образовательные ресурсы
Электронный каталог ОГУ имени И. С. Тургенева http://194.226.186.8/MegaPro/Web
С января 2019 года Научная библиотека перешла на новую АИБС и использует объединенный электронный каталог
Электронный каталог АИБС MarkSQL http://194.226.186.6/MARCWEB/INDEX.ASP
Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР) http://elib.oreluniver.ru/
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com/
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
Обучающимся с проблемами зрения необходимо скачать специальное мобильное приложение ЭБС «ЛАНЬ» на платформах iOS и Android, которое включает интегрированный синтезатор речи и уникальные сервисы.
ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
Обучающимся с проблемами зрения необходимо скачать специальное мобильное приложение «IPRbooks WV-reader» на платформе Android.
ЭБС «Консультант студента» (Медицинский вуз) https://www.studentlibrary.ru/ru/pages/page_my_subscriptions.html
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
ЭБС "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
ЭБС «Академия» https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/?FILTER[ONLINE_ACCESS]=Y
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации и активации кода доступа.
Для получения кода следует обратиться в Сектор информационных коммуникаций (ауд. 324, Фундаментальная библиотека, Каменская пл., д. 1; sektor.ebs@mail.ru ).
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://rucont.ru/
Для доступа необходимо получить логин и пароль в Секторе информационных коммуникаций (ауд. 324, Фундаментальная библиотека, Каменская пл., д. 1; sektor.ebs@mail.ru ).
Университетская библиотека Онлайн (коллекция «Религия») http://biblioclub.ru/
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
Научная электронная библиотека eLibrary https://elibrary.ru
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
База данных электронных периодических изданий ИВИС https://dlib.eastview.com/browse/udb/12
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
Издательство ЮРАЙТ. Коллекция «Легендарные книги» https://urait.ru/catalog/legendary
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации на сайте.
Издательство ЮРАЙТ. Учебная литература для СПО
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет.
Издательство ТНТ – тонкие наукотехнологии
http://tntpress.ru/create-account
Доступ осуществляется из любой точки сети Интернет по логину и паролю после регистрации из локальной сети вуза.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В университете имеются аудитории, обеспеченные стационарными техническими средствами, а также мобильными адаптирующими устройствами для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологиями обучающихся:
- с нарушениями слуха – слуховой аппарат, мультимедийные проекторы, телевизоры, наушники, иные адаптирующие устройства;
- с нарушениями зрения – видеоувеличители, программы экранного доступа, программа экранного доступа с речью.
В корпусе фундаментальной библиотеки (аудитория 107) установлено два комплекта периферийного компьютерного оборудования для обучения студентов с ограничениями по слуху и зрению:
- Микротелефонная гарнитура
- Специализированное ПО
- MAGic - это программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора. Программа легка в использовании и включает в себя многочисленные и разнообразные возможности. Гибкие настройки помогают пользователю получить максимально приемлемый для него результат.
- Jaws for Windows - программа экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.
Университет располагает 9 общежитиями. Здания студенческих общежитий оборудованы пандусами и поручнями, в непосредственной близости расположены стоянки для автотранспорта лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В некоторых зданиях имеется лифт, выделены комнаты для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечены хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями.