Технико-экономический факультет | ФГОС 3-го поколения |
Методическое сопровождение | Учебный процесс | Перевод на бюджетные места | Государственная аккредитация
Образование
Инновационное обеспечение учебно-методической работы
Контроль как условие ресурсного обеспечения
Стратегические цели
Стратегические ориентиры Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева
Миссия, стратегические цели и задачи деятельности отражены в Программе стратегического развития Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева как филиала опорного университета (протокол заседания Ученого совета филиала от 22.12.2016г. №11).
Миссией Ливенского филиала является подготовка конкурентоспособных специалистов, обеспечивающих потребность региональной экономики в реализации современных подходов к решению инженерно-технических, управленческих, социокультурных, экологических и иных задач.
Стратегическая цель:
- формирование современной и адаптивной системы подготовки кадров, способной обеспечивать соответствие квалификаций выпускников требованиям региональной экономики, создавать условия для успешной социализации и самореализации обучающихся.
Детально проработаны и определены стратегические цели и основные задачи применительно к каждому направлению деятельности филиала.
Стратегическая цель в области модернизации образовательной деятельности:
I) Обеспечение качественных и доступных образовательных услуг, отвечающих современным международным образовательным стандартам, требованиям современного рынка труда.
Стратегические задачи в области модернизации образовательной деятельности:
- Сохранение и воспроизводство интеллектуального потенциала филиала;
- Обновление портфеля образовательных программ (
- Модернизация технологий организации образовательного процесса (развитие системы базовых кафедр филиала на учебно-производственных площадках предприятий – партнеров; освоение и применение методики World Skills в образовательном процессе; внедрение индивидуальных траекторий обучения; увеличение процента занятий, проводимых в активных и интерактивных формах и др.).
Стратегическая цель в области модернизации научно-исследовательской деятельности:
I) Развитие и поддержка научных исследований как основы профессионального образования и необходимого условия подготовки современных конкурентоспособных специалистов.
Стратегические задачи в области научно-исследовательской деятельности:
- Создание условий для реализации научного потенциала студентов
- Обеспечение научных исследований современным оборудованием, инструментарием и программными средствами
- Развитие существующих и создание благоприятных условий для становления и роста научно–методических школ, педагогических школ, научных направлений, обеспечение преемственности поколений.
Стратегическая цель в области модернизации системы управления филиалом:
I) Обеспечить высокую адаптивность, надежность, оперативность, качество, эффективность действующей системы управления филиалом.
Стратегические задачи в области модернизации системы управления филиалом:
- Реорганизация структуры управления учебным процессом
- Внедрение системы эффективных контрактов (переход профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала филиала на систему эффективного контракта);
- Мониторинг и оптимизация системы управления филиалом (повышение роли Попечительского совета Ливенского филиала, обновление состава Ученого совета Ливенского филиала).
Стратегическая цель в области модернизации материально-технической и информационной среды филиала:
I) Обновление материально-технической базы в соответствии с современным развитием науки, технологии, техники.
Стратегические задачи в области модернизации материально-технической и информационной среды филиала:
- Создание благоприятной среды для профессиональной, учебной, спортивной, досуговой деятельности (увеличение доли современных компьютеров в филиале, увеличение количества работников и иных граждан региона, прошедших повышение квалификации на базе филиала, увеличение доли площадей, доступных для лиц с ОВЗ);
- Развитие информационной структуры филиала (увеличение доли мероприятий в научной сфере, проводимых с использованием современных средств и технологий связи; увеличение доли сооружений, оснащенных электронными элементами инфраструктуры; увеличение доли охвата подразделений филиала сервисами ИССУП и Интернет-представительства; увеличение числа прочитанных полных текстовых лицензионных полнотекстовых и библиографических баз данных; увеличение мощность проводных каналов интернет филиала)
Стратегическая цель в области развития социально-культурной среды филиала:
I) Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, развития социального потенциала, гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, включенность в модернизационные процессы региона и города.
Стратегические задачи в области развития социально-культурной среды филиала:
- Интеграция социально-культурных элементов филиала с городской средой (увеличение числа мероприятий городского уровня, проводимых на площадках филиала; активизация деятельности волонтерского движения филиала);
- Модернизация инфраструктуры студенческой жизни (организация и проведение различных мероприятий с привлечением студенческих объединений города, создание новых кружков, секций, клубов, повышение просветительской роли филиала в городской среде);
- Формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
- Развитие личностных качеств студентов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- Формирование профессионально-ценностных ориентаций духовно-нравственной сферы будущих специалистов;
- Развитие ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, высокие гуманистические идеалы нравственности и культуры;
- Воспитание у студентов гражданской позиции и политического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
- Воспитание нравственных качеств и интеллигентности;
- Сохранение и приумножение историко-культурных и научных традиций Ливенского филиала, преемственности, формирования чувства студенческой солидарности и корпоративности;
- Укрепление и совершенствование физического состояния, стремления к здоровому образу жизни, воспитание ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
- Формирование основ культуры управления коллектива и реализации социальной активности студентов в различных формах студенческого самоуправления и соуправления;
- Развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в самоуправлении;
- Формирование опыта межнационального и межсоциального общения, предупреждение и разумное разрешение конфликтов;
- Формирование чувства корпоративной общности, гордости за принадлежность к студенческому сообществу, осознание общего прошлого, дорогого для всех субъектов сообщества.
Учебно-методическая работа (к началу страницы)
Реализация поставленных стратегических целей требует осмысления новых подходов к организации и содержанию учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава филиала
Достижение высокого качества образования определило выбор основных подходов в решении образовательных задач.
Одна из достаточно просматриваемых в филиале – традиционно-знаниевая парадигмальная линия, определяющая такую модель обучения, в которой структурной единицей содержания являются знания как пункты человеческих исканий, как результаты деятельности. Итогом образовательного процесса в данном случае являются знания как способ ориентации студентов - будущих специалистов в системе профессиональной деятельности, способы социального поведения, знаниево-профессиональные и социальные компетенции
Наряду с традиционным подходом в образовательном процессе реализуются:
Системный подход - предполагает выделение в образовательном процессе сущностных элементов и показ глубинной взаимосвязи между ними.
Инновационный подход - ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, о6условленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта.
Компетентностный подход - предусматривает достижение эффективных результатов на уровне осознанного осмысления их студентами.
Деятельностный подход - предусматривает активизацию личностного потенциала обучающихся в направлении их самоопределения, самоутверждения и самосовершенствования.-
Целенаправленно организуемая профессиональная подготовка студентов как будущих специалистов требует их интенсивного включения в процесс исследовательской познавательной деятельности. Без развития самостоятельности, творческой инициативы, продуктивного мышления невозможно говорить о формировании необходимых профессиональных компетенций. Формирование таких компетенций осуществляется только в результате активного применения в образовательном процессе личностно ориентированных педагогических технологий.
К личностно ориентированным образовательным педагогическим технологиям, позволяющим эффективно организовать процесс профессионального обучения, применяемым в филиале, относятся:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- обучение, ориентированное на действие.
Все перечисленные выше технологии в полном объеме отвечают основным признакам технологичности: концептуальности, системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. Кроме того, все эти технологии направлены на изменение роли студентов в учебном процессе. Обучаемые ориентируются на активную познавательную деятельность, принимают на себя ответственность за результат обучения.
Ведущая роль в управлении учебно-методической работой принадлежит научно-методическому совету.
Инновационное обеспечение учебно-методической работы (к началу страницы)
В основе инновационного процесса в филиале – новые идеи и возможности, которые возникают как результат реагирования на меняющиеся внешние условия. Для этого будет осуществляться оптимизация перечня направлений и специальностей подготовки.
Инновационное развитие образовательных систем выстраивается с учетом соответствующих целевых установок.
Первое направление – освоение и внедрение новых технологических подходов к организации образовательного процесса, позволяющих достичь высокого качества образования.
Второе направление – освоение технологии проектно-инновационной деятельности студентов, ориентированной на развитие их научно-технического творчества.
Третье направление- создание системы научного сопровождения инноваций, их мониторинг.
Четвертое направление – создание системы здоровьесбережения.
Пятое направление – разработка проекта по формированию социокультурного пространства в городе.
Шестое направление – использование потенциала образовательной системы филиала для реализации принципов воспитывающего обучения.
В течение нескольких лет к.т.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Сафонова Т.Н. использует модульное обучение по дисциплине «Физика». Студенты и все желающие могут ознакомиться с материалами на специально созданной странице: http://www.safonova-modul.ru
Методические и педагогические школы
Целью научно-методической работы является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса за счет совершенствования методики преподавания дисциплин, качественного улучшения методического обеспечения учебного процесса, повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.
В апреле 2013 года в филиале созданы методические и педагогическая школы, работа которых направлена на создание и внедрение новых условий, принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса, повышение методического уровня преподавателей, внедрение инновационных методов реализации образовательных процессов, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Методическая школа «Конструкторско-технологическая подготовка производства»
Методическая школа «Модернизационные процессы в экономике и образовании Российского общества»
Педагогическая школа «Педагогическая метрология в условиях освоения компетентностно-ориентированной ООП»
Контроль как условие ресурсного обеспечения(к началу страницы)
Контрольные мероприятия по видам деятельности.
Под контролем следует понимать фиксацию педагогических процессов.
Основными целями контроля являются:
- соблюдение конституционного права граждан на образование;
- соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- исполнение нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- обеспечение выполнения федеральных государственных образовательных стандартов;
- совершенствование механизма управления качеством образования;
- повышение эффективности результатов образовательного процесса;
- проведение анализа результатов развития филиала;
- повышение педагогического и профессионального мастерства преподавателей;
- выявление негативных тенденций в развитии образовательного процесса.
Основными методами контроля являются:
- анкетирование;
- тестирование;
- мониторинг;
- наблюдение;
- изучение документации;
- анализ и самоанализ аудиторных и внеаудиторных занятий;
- анализ исполнения принятых управленческих решений.