Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

О Программе

Соуправление является особой формой организации общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива и вуза в целом с участием руководства вуза, выполняющей в этом процессе координирующую роль, в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами. Поэтому одним из документов, ориентирующих и регламентирующих функционирование студенческого соуправления и самоуправления, является Программа развития студенческого соуправления Госуниверситета - УНПК (далее - Программа). 

Программа развития самоуправления и соуправления в Госуниверситете - УНПК  разработана на основе на следующих теоретико-методологических положениях:

  1. Любая институционализированная форма образования представляет собой социальную систему.
  2. Становление личности специалиста в вузе связано  с формированием его индивидуального «почерка» или стиля социально-профессиональной деятельности. Стиль в данном случае выступает как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности». Можно сказать, что образовательный процесс протекает успешно, если у большинства студентов сформирован этот индивидуально-личностный стиль профессиональной и социальной деятельности. Участие в соуправлении представляет собой процесс, где есть возможность развивать свой индивидуальный, неповторимый стиль социально-управленческой и организационной деятельности. Следовательно, соуправленческие отношения выступают такой средой, где у личности есть возможности интегрироваться с референтной группой, что в свою очередь будет стимулировать проявление ее индивидуальности, обусловленное стремлением студента чем-то выделиться из группы.
  3. Высокая эффективность результатов образовательного процесса в вузе возникает только тогда, когда любые воздействия преподавателей начинают совпадать с собственными усилиями обучающегося по своему образованию. Гармоничное взаимодействие управления и самоуправления в этой сфере способно согласовать и связать устремления преподавателей и студентов как конкретных участников - субъектов образовательного процесса.
  4. Взаимоотношения в образовательной системе учебного заведения, независимо от специфики каждого участника образования, в гуманистической образовательной парадигме выстраиваются как «полноправные взаимоотношения партнеров».  Соуправление, выступая формой развития социальных отношений в образовательном процессе, способствует этому. Тем более что каждый участник системы образования, являясь субъектом своей деятельности, так или иначе, оказывает направленное или непроизвольное влияние на характер протекания образовательных отношений в целом.
    Таким образом, любой участник образовательного процесса выступает субъектом, оказывающим определенное воздействие на деятельность других участников процесса образования. 
  5. В системе организации обучения в условиях использования парадигмы гуманизации профессионального образования следует использовать личностно - деятельностный подход.

На основании приведенных теоретических положений, можно утверждать, что особое место в процессе развития самоуправленческих отношений необходимо уделять именно субъект - субъектному взаимодействию в образовательном процессе, который осуществляется в конкретном учебном заведении.

Среди основных социально - психологических условий, необходимых для эффективного функционирования студенческого соуправления следует отметить:

  1. Соотношение позиций участников образовательного взаимодействия. В основе гуманистической парадигмы - ценностно-смысловое равенство преподавателя и студента. Речь идет не об одинаковости или равноценности знаний и опыта, а о праве каждого субъекта познавать мир без каких-либо ограничений. В результате, точкой отчета становится сам человек.
  2. Определение ведущей активности участников образовательного взаимодействия. Ведущей в педагогическом процессе является активность воспитанника как субъекта процесса саморазвития. В процессе образования опирающегося на гуманистическую парадигму мало усвоить знания, их необходимо осмыслить - соотнести с имеющимся субъектным опытом, с ранее усвоенными идеями и принципами. В процессе выработки метода познания действительности учащийся выступает как равный партнер по взаимодействию.
  3. Динамику образовательного процесса, которая заключается в состоянии открытия знаний через возникновение отношения к содержанию сообщения, т.е. возникновению личностного смысла получаемого знания.

Использование выше обозначенных положений об основах развития соуправленческих отношений в вузе позволяет создать условия в образовательной среде для реализации познавательных потребностей и формирования творческих способностей обучающейся молодежи, будет способствовать повышению качества образования за счет привлечения студентов к участию в управленческой деятельности и повышения их ответственности.

При разработке Программы определена стратегическая цель студенческого соуправления -  развитие у будущих специалистов социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального мастерства. Достижение этой цели в системе соуправления должно происходить в основном  за счет системы личного участия студента.

Исходя из поставленной цели, студенческое соуправление в университете должно решать следующие задачи:

  1. развитие и углубление инициативы студента и студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;
  2. повышение эффективности обучения, активизация самостоятельной творческой деятельности в учебном процессе;
  3. гармоничное сочетание в рамках образовательного пространства вуза функций обучения и воспитания;
  4. создание условий для саморазвития и самовоспитания студенчества в целом, отдельных студентов в частности;
  5. обеспечение преемственности поколений;
  6. создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентации студента;
  7. развитие отношений сотрудничества студентов, преподавателей, администрации вуза;
  8. воспитание ответственности студенчества за результаты обучения, дисциплину, труд;
  9. утверждение чувства социальной справедливости.

В основе программы развития соуправления заложены две основных позиции:

  • необходимость реализации творческой активности и самостоятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и социокультурном отношениях,
  • определение реальной формы привлечения студенчества в дела управления вузом с соответствующими правами, обязанностями, возможностями и ответственностью.

Главный смысл соуправления заключается в делегировании полномочий студенчеству, как субъекту управленческих отношений. Непосредственным субъектом соуправления выступает студенческая общность: студенческий коллектив группы, курса, факультета, который объединен в Госуниверситете — УНПК в  Совет студенческих объединений Госуниверситета — УНПК.

Цель и задачи Программы:
Цель программы - формирование гармонично развитой, социально-активной и патриотически настроенной личности путем создания условий для приобретения социальных и профессиональных компетентностей, укрепления здоровья, развития массового спорта и спорта высших достижений.

Задачи программы:

  1. Создание условий для социальной адаптации обучающихся в университете и повышение их профессиональных компетенций.
  2. Вовлечение студенческой молодежи в реализацию приоритетных направлений деятельности университетского комплекса.
  3. Создание условий для развития способностей к самоорганизации, саморегуляции и повышения уровня социальной ответственности.
  4. Создание гуманистической среды в университете как фактора оптимизации процесса социализации личности студента.
  5. Поддержка творческих объединений обучающихся и поиска новых форм освоения соцокультурного пространства с целью реализации творческого потенциала.
  6. Создание условий интеграции участников образовательного процесса в современный социум.
  7. Формирование положительной мотивации обучающихся к труду и самозанятости. Содействие занятости и предпринимательству: организация общественных работ и временной занятости обучающихся.
  8. Создание условий для развития межкультурной коммуникации и толерантности участников образовательного процесса, воспитание свободной, гуманной и творческой личности.
  9. Совершенствование системы коррекции и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
  10. Вовлечение молодежи в развитие массового спорта и спорта высших достижений, формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Внеучебная воспитательная работа в университете складывается в основном из трех компонентов:

  • внеучебной деятельности студентов;
  • внеучебной работы преподавателей со студентами;
  • системы соуправления внеучебной деятельностью;
  • основой организации воспитательной деятельности в университете является как положительный опыт прошлых лет, лучшие традиции вуза, так и учет современной реальности.

В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодежи, обозначенными в официальных нормативных правовых актах, локальных актах, университет сосредоточивает свои усилия на следующих наиболее важных направлениях: «Профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций» и «Социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество».