Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В учебных корпусах имеются аудитории, в которых осуществляется образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Учебные помещения оборудованы учебными местами, при этом увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличена ширина прохода между рядами столов, имеют расширенные дверные проемы, не имеющие порогов и перепадов высот пола, что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью беспрепятственно передвигаться по помещениям университета.

 

 

В читальных залах библиотеки университета имеются места для лиц с недостатками зрения, оборудованные портативными видеоувеличителями, а также имеются места для лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата.

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ библиотечный фонд комплектуется электронными изданиями учебной литературы, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями. Доступ к этим изданиям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ обеспечивается использованием специальных технических и программных средств.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ обеспечены доступом к сети Интернет, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, включая электронную библиотеку университета.

 

Спортивные объекты университета включают:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

 

Средства обучения и воспитания вуза в университете приспосабливаются для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

  • средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • материальные средства (библиотека, в т.ч. электронные образовательные ресурсы, приборы, компьютеры, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, другое техническое и материальное оснащение);
  • коммуникативные средства (информационно- телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт университета);
  • социокультурная среда университета, обеспечивающая организацию учебно- воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;
  • коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научные студенческие общества, профсоюзная организация студентов, различные формы студенческого самоуправления, спортивные и творческие клубы и коллективы, объединения по интересам, волонтерские сообщества, студенческие отряды и др.);
  • окружающая среда (здания, учебные корпуса, территория кампуса университета и др.).

Университет создает специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального и высшего образования.

Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования и включает:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • организацию самостоятельной работы в случае ухудшения здоровья;
  • оптимизацию прохождения промежуточной и итоговой аттестации и др.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение и развитие личности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур и психологической профилактики. Оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социальноактивные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, адаптационные курсы, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

1. для лиц с нарушениями зрения: 

  • в печатной форме увеличенным шрифтом; 

  • в форме электронного документа; 

2. для лиц с нарушениями слуха: 

  • в печатной форме; 

  • в форме электронного документа.

3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 

  • в печатной форме; 

  • в форме электронного документа.

Внеучебная деятельность в университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с остальными обучающимися.  При планировании мероприятий учитывается  необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.

В университете создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов используется: волонтерское движение студенчества и помощь тьютеров.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно участвуют в творческих конкурсах внутри университета и на других площадках.

 

В актовых залах университета со стационарными местами предусмотрены места для людей на креслах-колясках, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.

 

 

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Для адаптации инфраструктуры университета разработан и реализуется План мероприятий ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

Территория университета соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на ней (доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, имеются таблички информационно- навигационной поддержки, наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения, системы оповещения и сигнализации).

Носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам университета размещаются с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе осуществляется дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Во всех учебных корпусах установлены информационные электронные терминалы.

Почти на всей территории университета выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, беспрепятственного подъезда машин скорой помощи.

 

Сменные кресла-коляски представляются по требованию.

В здании учебного корпуса №12, №16, фундаментальной библиотеке и бассейне лифты имеют габариты, которые позволяют транспортировать инвалидов– колясочников. В других зданиях лифты не предусмотрены технической документацией в связи с небольшой этажностью зданий, поэтому имеется переносной пандус, лестничный подъемник для транспортировки инвалидов – колясочников.

 

Все учебные корпуса университета, предназначенные для реализации программ подготовки инвалидов, имеют как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, оборудованы пандусами и поручнями.

В университете имеется современный бассейн, который оборудован специальными вспомогательными механизмами для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В бассейне оказываются оздоровительные услуги для всех граждан, в том числе и реабилитационно-восстановительного характера для инвалидов и лиц с ограниченными 
возможностями здоровья.

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

 

Условия питания обучающихся. В том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В университете созданы условия для организации горячего питания обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация питания в университете организована работниками столовой и КОП. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий.

Столовые, кафе и буфеты обеспечивающие студентов полноценным здоровым питанием, работают с понедельника по субботу, и размещены в учебных корпусах университета. Так же в корпусах университета расположены вендинговые автоматы для обеспечения быстрого питания обучающихся.

 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Успешное протекание образовательного процесса возможно только при устойчивом состоянии остаточного здоровья студентов-инвалидов, поэтому образовательный процесс в Университете проходит на фоне диагностики и коррекции физического состояния студентов-инвалидов, развития их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

 

Медицинским персоналом студенческой поликлиники Университета проводится мониторинг состояния здоровья инвалидов в процессе их обучения в университете, что позволяет успешнее решать задачи повышения психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов в условиях повышения стрессовых информационных нагрузок, а также решать вопросы охраны здоровья и преодоления обострений хронических соматических заболеваний у данного контингента студентов.

Для всех инвалидов и лиц с ОВЗ организовано психолого- педагогическое сопровождение и систематическое психологическое тестирование.

В Университете проводится социально-воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Проводится работа по обеспечению безопасности и профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в университете, санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Сотрудниками отдела СППиМПР и отдела по СВ разработана и реализуется программа психолого-педагогического сопровождения  инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном процессе используются технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом Университета и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.

Компьютеры в Университете объединены в локальную сеть через сервер, имеют доступ к сети Интернет. Также действуют точки Wi-Fi, расположенные в корпусах.

Системы информационного обеспечения образовательного процесса университета предоставляют возможность осуществлять дистанционное обучение, обеспечивают доступ к учебным материалам через сеть Internet. Студенты имеют возможность самостоятельно изучать размещенные на веб-сайте университета курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того, студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Сайт университета содержит всю необходимую информацию для поступления в университете и последующего обучения в нем. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы; презентации всех образовательных программ, реализуемых в университете; анкеты профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала и др. информация. На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.

 

Электронные образовательные ресурсы

Электронный каталог Информационно-коммуникативного центра (АИБС "Liber-media")

Доступен в локальной сети университета.

Электронный каталог Центра библиотечного обслуживания (AИБС «МАРК-SQL»)

Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР) http://elib.oreluniver.ru/

Доступ осуществляется из любой точки интернета по логину и паролю после регистрации на сайте.

ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com/

Доступ осуществляется из любой точки интернета по логину и паролю после регистрации с IP-адресов университета.

Обучающимся с проблемами зрения необходимо скачать специальное мобильное приложение ЭБС «ЛАНЬ» на платформах iOS и Android, которое включает интегрированный синтезатор речи и уникальные сервисы.

ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/

Доступ осуществляется из любой точки интернета через личный кабинет после регистрации с IP-адресов университета.

Обучающимся с проблемами зрения необходимо скачать специальное мобильное приложение «IPRbooks WV-reader» на платформе Android.

ЭБС «Консультант студента» (Медицинский вуз)  http://www.studmedlib.ru/

Доступ осуществляется из любой точки интернета через личный кабинет после регистрации с IP-адресов университета.

ЭБС "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/

Доступ осуществляется из любой точки интернета через личный кабинет после регистрации с IP-адресов университета.

ЭБС «Академия» http://www.academia-moscow.ru

Доступ осуществляется из любой точки интернета по логину и паролю после регистрации и активации кода доступа.

Для получения кода следует обратиться в Сектор электронно-библиотечных систем (ауд. 182, 184, корпус № 11 Наугорское шоссе, 29).

Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://rucont.ru/

Для доступа необходимо получить логин и пароль в Секторе электронно-библиотечных систем (ауд. 182, 184, корпус № 11 Наугорское шоссе, 29).

База данных Polpred.com. Обзор СМИ http://www.polpred.com/

Доступ осуществляется только в учебных корпусах университета.

Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В университете имеются аудитории, обеспеченные стационарными техническими средствами, а также мобильными адаптирующими устройствами для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологиями обучающихся:

  • с нарушениями слуха – слуховой аппарат, мультимедийные проекторы, телевизоры, наушники, иные адаптирующие устройства;
  • с нарушениями зрения – видеоувеличители, программы экранного доступа, программа экранного доступа с речью.

В корпусе фундаментальной библиотеки (аудитория 107) установлено два комплекта периферийного компьютерного оборудования для обучения студентов с ограничениями по слуху и зрению:

  • Микротелефонная гарнитура
  • Специализированное ПО
    • MAGic - это программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора. Программа легка в использовании и включает в себя многочисленные и разнообразные возможности. Гибкие настройки помогают пользователю получить максимально приемлемый для него результат.
    • Jaws for Windows - программа экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.

Университет располагает 9 общежитиями. Здания студенческих общежитий оборудованы пандусами и поручнями, в непосредственной близости расположены стоянки для автотранспорта лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В некоторых зданиях имеется лифт, выделены комнаты для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечены хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями. Студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не оплачивают проживание в общежитии.