СТРУКТУРА ЦЕНТРА
Лаборатория развития переговорного процесса и посредничества в разрешении конфликтов
Руководитель лаборатории: доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой социального управления и конфликтологии Директор УНПЦ разрешения конфликтов - Митяева Анна Михайловна |
Основная цель деятельности лаборатории – развить новое понимание возможностей разрешения конфликтов, как сотрудничества в достижении взаимовыгодного результата. В большинстве случаев, когда предмет спора лежит в плоскости гражданского, административного, частного, корпоративного права, целесообразно применять внесудебные методы разрешения споров , одним из которых является медиация.
- переговорный процесс в разрешении конфликтов; -возможности медиации в разрешении споров; -эффективная коммуникация в деловом общении; - стереотипы и механизмы конфликтогенного поведения, развитие навыков бесконфликтного взаимодействия; - конфликтологическая экспертиза; - управление межличностными и групповыми конфликтами (в образовательной среде, в сфере семейных отношений, в системе социального обеспечения и здравоохранения, в воспитательных колониях и т.д.) и их регулирование; -школьные службы примирения; -восстановительные технологии в разрешении конфликтов среди несовершеннолетних; -конфликтологическая компетентность специалистов. |
|
Медиация (eng. mediation — посредничество) — один из методов взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора). Медиация регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.
Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда: - в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения; - стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность; - судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано; - спор очень сложен в фактическом или юридическом плане; - спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы; - стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд, судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно. |
Студенты, бакалавры конфликтологии, на заседании лаборатории разрешают конфликтную ситуацию.
Преимущества медиации всестороннее и объективное представление о спорной ситуации; лучшее понимание позиций и интересов другой стороны; обсуждение причин конфликта в условиях эмоциональной безопасности и конструктивного диалога; принятие обдуманного решения с наименьшими временными потерями; снижение уровня конфликтности между участниками спорной ситуации; экономия денежных средств, благодаря минимальному обращению к юридическим услугам; предупреждение возникновения новых споров и конфликтов; экспертная оценка и корректировка договоров, писем, иных документов на предмет их бесконфликтности. |
Заседание лаборатории с участием президента Международной ассоциации |
Лаборатория психологии безопасности, профилактики и разрешения конфликтов
Руководитель лаборатории: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии, Соколова Ольга Викторовна |
Социальная ситуация развития общества характеризуется как нестабильная, что приводит к возникновению ряда психологических проблем: возрастанию напряжения, ощущениям неуверенности в завтрашнем дне, переживаниям тревоги и хронической тревожности. Все это является благоприятной почвой для возникновения и развития конфликтов, предупреждение и разрешение которых будет зависеть и от внутреннего благополучия конфликтующих сторон, психологического анализа причин и последствий, рефлексии и эмоциональной устойчивости личности. Основная цель деятельности лаборатории – осознание и управление психологическими детерминантами конфликтного взаимодействия как значимыми условиями предупреждения и разрешения конфликтов. Основные направления работы: изучение психологических возможностей предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и их последствий; применение методов психодиагностики при анализе элементов конфликтного взаимодействия; изучение возможностей оказания психологической помощи в работе с различными видами конфликтов (в том числе и экстренной); исследование кризисов развития как конфликтов, анализ их роли в становлении личности; применение основ психологии личностного роста и саморазвития как возможности предупреждения конфликтности; развитие эмоциональной устойчивости личности как необходимого условия профилактики конфликтности; изучение технологических возможностей тренинговых форм работы в профилактике конфликтности; применение техники социально-психологического консультирования в работе с конфликтами. |
Лаборатория психологического анализа, профилактики и разрешения конфликтов активно взаимодействует с различными организациями: некоммерческим партнерством «Семья детям» (г.Екатеринбург), РОО «Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия» (г.Москва) в рамках проекта «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России», НОУ ЦРСФУД «Центр развития семейных форм устройства детей (г. Мурманск), Федеральной службой экстренной психологической службы «Детский телефон доверия», Центрами психолого-медико-социального сопровождения г. Орла, Орловской области и Орловского района.
Участие лаборатории в реализации проекта «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России» совместно со специалистами НП «Семья детям» (г.Екатеринбург), РОО «Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия» (г.Москва), ППМС-центром Орловского района
Участие в семинарах по программе «Семейные групповые конференции» в рамках целевой программы «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников интернатных учреждений Орловской области» (НОУ ЦРСФУД «Центр развития семейных форм устройства детей г. Мурманск) (деревня SOS-Лаврово)
Знакомство с деятельностью ППМС-центра г. Орла
Деятельность лаборатории основывается на тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими структурными подразделениями вуза (лабораториями Центра разрешения конфликтов, Лабораторией сельской школы, факультетом педагогики и психологии и др.), результатом чего является реализация интегрированных проектов.
Сотрудничество с факультетом педагогики и психологии и Лабораторией сельской школы ОГУ
В рамках деятельности студенты осваивают психологические методы и технологии работы с конфликтами (методы психодиагностики, саморегуляции, тренинговые технологии, психологическое консультирование и др.) активно применяя их на практике.
Примерная тематика НИР студентов
Внутриличностные конфликты в подростковой среде.
Межличностный конфликт: общая характеристика и причины возникновения.
Развитие коммуникативных навыков школьников как основа профилактики конфликтов.
Социально-психологическая диагностика конфликтов в системе детско-родительских отношений.
Профилактика конфликтов как способ социализации подростков с девиантным поведением.
Роль акцентуаций характера в возникновении конфликтов в подростковой среде.
Лаборатория межэтнических и миграционных конфликтов
Руководитель лаборатории: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии - Мурашева Светлана Валерьевна |
Сложность явления миграционных и межэтнических конфликтов и многообразие подходов к их пониманию определяют достаточно широкий спектр методических приемов, способов и технологий изучения, предупреждения и урегулирования подобного рода конфликтов. Как миграционные, так и межэтнические конфликты происходят на межгрупповом, групповом и личностном уровнях, каждый из которых имеет свои особенности и характерные признаки. Основная цель деятельности лаборатории – анализ предпосылок и причин возникновения миграционных и межэтнических конфликтов, определение способов и технологий их урегулирования и разрешения. Основные направления работы: - теоретические и практические аспекты этноконфликтологии; - конфликтологическая специфика миграционных процессов; - современные концепции социального конфликта. |
Рассматриваемые вопросы:
- стратегии поведения мигрантов в ситуации межэтнического взаимодействия;
- интеграция мигрантов в принимающее общество и предупреждение конфликтов с местным населением посредством формирования этнической толерантности;
- онтология межэтнических конфликтов;
- этнические проблемы современности;
- технологии предупреждения и урегулирования межэтнических и миграционных конфликтов.
Научно-исследовательская деятельность
со студентами отражает следующие направления:
1) Особенности возникновения, причины, классификация, разрешение, урегулирование и профилактика:
миграционных конфликтов;
межэтнических конфликтов;
социальных конфликтов.
2) Технологии оценки и принятия решений в конфликте.
Лаборатория сотрудничает
с Общинно-благотворительным центром Нэшер
в рамках проектов, посвященных:
формированию навыков толерантного поведения;
развитию способностей к самоанализу, самопознанию;
развитию чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
обучению конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
развитию навыков ведения позитивного внутреннего диалога;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межнациональных отношениях.
Лаборатория конфликтменеджмента
Руководитель лаборатории: кандидат исторических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии - Баранова Ирина Владимировна |
Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации, для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей. Управление конфликтом в организации должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом. Основная цель деятельности лаборатории – анализ предпосылок и причин возникновения конфликтов в трудовых организациях, определение способов и технологий их предупреждения, прогнозирования и регулирования. Основные направления работы: конфликтологическая специфика трудовых отношений; теоретические и практические аспекты организационно-управленческой конфликтологии; современные тенденции конфликтменеджмента в управлении конфликтами |
Структура лаборатории:
Секция 1. Конфликты в организациях: предупреждение и разрешение.
Цель работы секции — углубленное рассмотрение технологий предупреждения и разрешения конфликтов в организациях.
Секция 2. Управление конфликтами: технологии и организационный механизм.
Целью работы секции является разработка технологий и методов управления конфликтами в организациях.
Направления работы студентов:
современные методы регулирования трудовых конфликтов в организации;
регулирование конфликтов в сфере управления трудовыми организациями;
регулирование инновационных конфликтов в образовательном учреждении;
методы профилактики межличностных конфликтов в трудовой организации;
способы разрешения межгрупповых трудовых конфликтов;
деятельность руководителя в управлении конфликтами;
пути и способы разрешения трудовых конфликтов;
особенности управления конфликтами в организациях;
социальное партнерство как фактор разрешения конфликтов;
личностные особенности возникновения конфликтов в трудовых организациях;
конфликты и власть в трудовых организациях.
Лаборатория региональных и политических конфликтов
Пупыкин Николай Иванович к.и.н, доцент являются руководителями лаборатории изучения региональных и политических конфликтов. Целью деятельности лаборатории является анализ политических и региональных конфликтов в истории и современности, поиск и разработка стратегий их разрешения. Основные направления работы: общие вопросы политической и региональной конфликтологии; конфликтологические проблемы в международных отношениях; причины возникновения и механизмы разрешения региональных и политических конфликтов. В рамках деятельности лаборатории осуществляется научно-исследовательская работа студентов по следующим темам: политический конфликт как фактор развития общества, правовое регулирование конфликтов в обществе, методы регулирования политических конфликтов, причины возникновения групповых конфликтов, силовые методы регулирования конфликтов, причины, факторы возникновения межгосударственных конфликтов и др. И.В. Баранова проводит научное исследование, посвященное теме цивилизационного конфликта в русской истории (на примере славянофилов и западников), Н.И. Пупыкин рассматривает вопросы изучения политических конфликтов в странах Западной Европы (на примере Франции). |
Лаборатория «Психология конфликта»
Руководитель лаборатории: педагог-психолог высшей квалификационной категории - Валуйкова Вера Евгеньевна Деятельность лаборатории направлена на совершенствование научно-практических исследований в области психологии конфликта и поиска эффективных и портативных психотехнических приемов в области разрешения конфликтов различного уровня и качества, повышение качества подготовки и компетентности будущих специалистов, осуществление психологического консультирования, диагностики и управлении психологическим процессом деконфлектации. Основной целью деятельности лаборатории является поиск и внедрение в практическую деятельность теоретико-методологических подходов к исследованию и применению психологических приемов в контакте с конфликтами различного уровня: внутриличностного, межличностного, межгруппового, организационного и социального. Содержание работы лаборатории включает основные методологические принципы психологического, психодиагностического и психотерапевтического исследования с учетом трех уровней – организм, индивид, личность, а также диагностику и психотерапию внутренних конфликтов. |
Важной задачей лаборатории является раскрытие перспективных и качественных возможностей и психотехнических приемов оказания психологической, психосоциальной и психотерапевтической помощи на глубинном уровне внутреннего Я человека с помощью метода гештальттерапии и эффективных и простых психотехнических приемов современной психотерапии и практической психологии.
Основные направления работы:
-Психосоциальные технологии разрешения конфликта.
-Психологические технологии предупреждения и управления развития внутриличностного конфликта
(гештальтподход в работе с конфликтами)
Рассматриваемые вопросы:
- психосоциальные технологии в работе с конфликтами различного уровня;
- психология внутриличностного конфликта;
- психология детско-родительских конфликтов. Психология детских / взрослых конфликтов;
- гештальтподход в работе с системными семейными конфликтами;
- гештальтподход в работе с внутриличностными и межличностными конфликтами;
- психология конфликта в оргконсультировании (психология конфликта в производственной сфере);
- технология применения психосоциальных методов и гештальттехник в процесс деконфликтации отношений у людей с клиническими (психотическими, пограничными, невротическими и нарциссическими) расстройствами;
- психология организации переговоров в ситуации конфликта;
- психология возрастного конфликта: психотехники деконфликтации.
Приоритетным направлением является обучение практическим психотехническим приемам работы с конфликтами различного вида и характера.