Концепция CDIO, международные стандарты CDIO Standards:
Концепция подготовки выпускников образовательных программ вузов по техническим направлениям и специальностям к комплексной инженерной деятельности (CDIO - Conceive, Design, Implement, Operate) разработана в рамках Международного проекта CDIO Initiative и в настоящее время реализуется в сотне университетах мира. Инициаторами проекта были Массачусетский технологический институт (MIT, США) и ведущие технические университеты Швеции (KTH, Chalmers). Участниками проекта стали преподаватели университетов, представители промышленности, общественно-профессиональных инженерных организаций, а также других заинтересованных сторон во многих странах мира. С 2011 г. к Международному проекту CDIO Initiative присоединились российские вузы: Томский политехнический университет (2011 г.), Астраханский государственный университет (2012 г.), Институт науки и технологий СКОЛКОВО (2012 г.), Московский авиационный институт (2012 г.), Томский университет автоматизированных систем и радиоэлектроники (2013 г.), Московский физико-технический институт (2013 г.), Уральский федеральный университет (2013 г.).
Международный проект CDIO Initiative направлен на установление консенсуса между теорией и практикой в инженерном образовании. Основой модернизации инженерного образования согласно концепции CDIO является подготовка выпускников к комплексной инженерной деятельности, которая включает:
- изучение потребностей в продуктах инженерной деятельности и возможностей их удовлетворения, планирование производства продукции - технических объектов, систем и технологических процессов, проектный менеджмент разработки и производства продуктов (Conceive),
- проектирование продуктов инженерной деятельности на дисциплинарной и междисциплинарной основе (Design),
- производство продуктов инженерной деятельности, в том числе аппаратуры и программного обеспечения, их интеграция, проверка, испытание и сертификация продукции (Implement),
- применение продуктов инженерной деятельности, управление их жизненным циклом и утилизация (Operate).
Компетенции выпускников образовательных программ в области техники и технологий, которые планируется сформировать в результате их освоения, определяются CDIO Syllabus и классифицируются по четырем основным разделам:
- дисциплинарные знания и основы инжиниринга,
- профессиональное мастерство и личностные качества,
- межличностные компетенции: работа в команде и коммуникации,
- планирование, проектирование, производство и применение продукции в контексте предприятия, общества и окружающей среды.
В процессе разработки и совершенствования CDIO Syllabus участниками Международного проекта CDIO Initiative проведен тщательный сравнительный анализ и согласование содержащихся в нем требований к компетенциям выпускников с запросами высокотехнологичных отраслей промышленности. В частности, в проекте принимали участие компания Boeing и профессиональная организация, аккредитующая программы инженерного образования в университетах США (ABET). Учитывались также требования Европейской рамки квалификаций (EQF), Европейских стандартов инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards), требования UNESCO Four Pillars of Learning и другие.
Достоинством CDIO Syllabus является то, что в отличие от требований со стороны работодателей и профессиональных организаций, аккредитующих образовательные программы в вузах, требования CDIO Syllabus, предъявляемые к результатам подготовки выпускников вузов, декомпозируются на четырех уровнях. Это позволяет преподавателям вузов - разработчикам образовательных программ эффективно реализовать компетентностный подход - детально определять исходные данные для проектирования программ в целом, ставить и решать задачи по разработке модулей и отдельных дисциплин образовательных программ.
Наряду с CDIO Syllabus, задающим требования к результатам обучения, разработаны 12 CDIO Standards, устанавливающие требования к образовательным программам по техническим направлениям и специальностям вузов. Стандарты CDIO определяют философию программ подготовки выпускников к комплексной инженерной деятельности (CDIO Standard 1), задают требования результатам обучения (CDIO Syllabus) и формированию учебных планов (CDIO Standards 2, 3, 4), образовательной среде вуза (CDIO Standards 5, 6), методам обучения (CDIO Standards 7, 8), преподавателям (CDIO Standards 9, 10) и методам оценки результатов обучения студентов и программы в целом (CDIO Standards 11, 12).