Наши СМИ
Средства массовой информации университета входят в "Медиа Центр" - компанию, созданную на базе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (ОГУ имени И.С. Тургенева). Медиа центр включает в себя радиостанцию «Серебряный дождь Орел», телевизионный канал «ТВЦ - ГТУТВ». Создает систему информационного поля студентов, обеспечивая сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодёжной среды, потребностях, интересах и ценностных ориентирах молодёжи, а так же о жизни Университета во всех сферах деятельности. Информация выходит в радионовостях и программах радиостанции «Серебряный дождь», в теле сюжетах и передаче «Большая перемена» на телеканале ТВЦ – ГТУТВ.
К работе Медиа центра активно привлекаются студенты университета.
Студенческая школа журналистики
Наш университет и Интернет-журнал «ОКО-Фото» 13 октября 2014 г. начали новый совместный проект «Студенческая школа журналистики».
Целью проведения мероприятий по проекту «Студенческая школа журналистики» является изучение обучающимися Госуниверситета-УНПК основ журналистики, искусства слова, получение умений практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала жанре.
Концепция программы Студенческой школы журналистики была построена в соответствии с основной поставленной целью – овладение навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач были использованы современные методики обучения основам журналистики.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, стали различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Проект «Студенческая школа журналистики» был направлен на решение следующих задач:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей молодежи;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего специалиста.
Результатами реализации проекта являются:
- знакомство с принципами журналистской деятельности;
- получение знаний об истории журналистики и этапах её развития;
- формирование навыков журналистского мастерства;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в определенном жанре);
- общение с профессиональными сотрудниками средств массовой информации;
- работа над собственными медийными проектами.
Цель программы – создание условий для формирования и развития у студентов:
- интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
- интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческого мышления, познавательной активности;
- способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
- коммуникативных навыков.
Занятия в «Школе студенческой журналистики» помогли студентам познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного и мультимедийного творчества.
Основными требованиями к слушателям Школы при изучении основ журналистики являлись желание обучающихся овладеть навыками работы журналиста; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий.
В процессе обучения слушатели Студенческой школы журналистики приобрели конкретные знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой;
- о законодательстве в сфере СМИ;
и умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Основными видами деятельности слушателей были:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- практические занятия;
- экскурсии;
- встречи с журналистами.
Занятия «Студенческой школы журналистики» проходили с 13 октября по 17 ноября 2014 года в учебных аудиториях № 200, № 420, № 445 корпуса № 1 Госуниверситета – УНПК.
13 октября занятия Школы начались с приветственных слов руководителя студенческого клуба «Открытый мир»А.А. Жидикина и группы преподавателей, отметивших уникальный характер данного учебного курса, проводимого в стенах Госуниверситета-УНПК впервые в истории образования Орловской области.
Краткое содержание учебного курса:
Тема 1. Основы журналистики
Сущность, функции, направления. Журналист как субъект массово-информационной деятельности. Журналистика в системе социальных институтов. Система, типология средств массовой информации. Особенности профессии журналиста.
Тема 2. Правовые основы журналистской деятельности.
Законодательная база СМИ. Цезура в современном обществе. Свобода печати. Журналистская этика.
Тема 3. Жанры журналистики. Методы сбора информации
Жанры журналистики: заметка, интервью, статья, обзор печати, репортаж, очерк, фельетон.
Проведен круглый стол по теме.
Тема 4. Технологии создания текста
Элементы композиции: обязательные и вариативные. Работа над заголовком. Поиск информационного повода. Сбор информации Как писать статью: модели процесса.
Элементы композиции: обязательные и вариативные. Работа над заголовком. Поиск информационного повода. Сбор информации. Новости и пресс-релизы. Репортаж. Интервью. Журналистское расследование. Вычитка готового текста. Практика работы сценариста, редактора и ведущего, сбора материала, разработки композиции сюжетов.
Проведено практическое занятие по теме: «Технология создания текста».
Темы 5-6. Журналистское мастерство. Современные методы работы журналиста в информационном пространстве.
Практика работы сценариста, редактора и ведущего, сбора материала, разработки композиции сюжетов. Организация творческой деятельности журналиста.
Проведено 3 круглых стола: «Современные методы работы журналиста в информационном пространстве», «Методы работы журналиста при создании газетных, телевизионных и радиоматериалов», «Изобразительно-выразительные средства».
Тема 7. Работа журналиста в газете
Основные этапы производства периодических изданий. Специфика газетных жанров. Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Дизайн печатного издания: типы шрифтов и особенности их психологического восприятия. Моделирование полосы.
Организована экскурсия в Издательский дом. Изучение тем:
Принципы организации работы редакции газеты;
Структура редакции;
Номер газеты как система публикаций;
Макетирование номера газеты;
Полиграфическое производство.
Проведено практическое занятие: «Номер газеты как система публикаций. Макетирование номера газеты».
Тема 8. Фотожурналистика
Фотопубликация как визуальная информация и как элемент художественно-технического оформления периодических изданий. Основные направления современной фотожурналистики. Техника фотографии.
История фотожурналистики. Жанры фотожурналистики. Электронная обработка фотографий. Фотография в рекламе. Фотокомпозиция и бильдредактирование. Съёмка протокольных мероприятий, первые лица государства, политические акции, международные мероприятия.
Проведен круглый стол по теме: «Теория: что такое репортаж. Разновидность жанров». Просмотр и анализ лучших репортажных фотографий.
Тема 9. Основы радиожурналистики.
Основы радиовещания. Возникновение и развитие радиовещания. Специфика радиовещания в системе средств массовой информации и пропаганды. Выразительные средства радиовещания. Радиопрограммирование. Структура жанров радиовещания. Современные тенденции в практике вещания.
Организована экскурсия на радиостанцию. Изучение тем:
Основы работы корреспондента на радио.
Основные понятия техники радиовещания.
Знакомство со студийным оборудованием.
Пакеты прикладных программ работы со звуком. Запись радиопрограмм.
Тема 10. Основы тележурналистики.
Телевидение в системе СМИ. Функции телевидения. Характеристика основных телевизионных профессий. Специфика телевидения. Типология телевизионных программ.
Организована Экскурсия на телевидение. Изучение тем:
Основные понятия техники телевещания.
Знакомство со студийным оборудованием.
Пакеты прикладных программ работы с видео и звуком.
Запись и трансляция телепрограмм.
Тема 11. Основы Интернет-журналистики.
Интерент-технологии, которые должен знать журналист. Формирование блогосферы. Блоги против СМИ. Краудсорсинг.
Тема 12. Мультимедийная журналистика. Как работать с фото- и видеоформатами. Работа СМИ в социальных сетях.
Современные мультимедийные технологии на службе журналиста. Сервисы, приложения. Как работать с фото- и видеоформатами. Интерент-технологии, которые должен знать журналист. Работа СМИ в социальных сетях: Twitter, Facebook, ВКонтакте. Значение блогов и их виды.
Проведено практическое занятие: «Организация поддержки мероприятия в социальных сетях».
Тема 13. SEO-копирайтинг. Поисковая оптимизация веб-контента Как писать SEO-тексты. Работа с лентами новостей. Работа с блогами компаний.
Правила написания SEO-текстов. Анализ поисковых запросов и формирование списка ключевых слов. Основы HTML. Принципы составления метатегов. Организована практика по теме.
Экскурсии и мастер-классы
В рамках учебной программы для слушателей Школы был организован ряд экскурсий и мастер-классов.
23 октября состоялась экскурсия в Государственное унитарное предприятие Орловской области «Орловский издательский дом». Студенты школы познакомились с работой редакции газеты «Орловская правда», посетили журналистский ньюс-рум, побывали в отделах верстки, корректуры и бильд-редакции. В завершение состоялась беседа с и.о. главного редактора газеты «Орловская правда» А.Г. Мурадяном.
Экскурсия в «Орловскую правду». Беседа с А.Г. Мурадяном
24 и 25 октября состоялись мастер-классы (практические занятия) по теме «Номер газеты как система публикаций. Макетирование номера газеты», проведенные Н.В. Гайт, верстальщиком «Орловской городской газеты».
Мастер-класс Н.В. Гайт
5 ноября состоялась экскурсия в ОАО «Областной телерадиовещательный канал» (телеканал «Первый областной»), которую провел его главный редактор – А.П. Музалевский. Студенты смогли узнать об особенностях работы новостной редакции телевидения, познакомились с основами планирования новостей и приложением «Фабрика новостей». Затем слушатели Школы осмотрели эфирную аппаратную и студию телеканала. В завершение студенты познакомились с процессом монтажа телевизионной программы.
Экскурсия на телеканал «Первый областной»
10 ноября состоялась экскурсия в Государственную телерадиокомпанию «Орёл» («Радио России Орёл»). Её провела Заместитель директора ГТРК «Орёл» Т.С. Мартынова. Слушатели Школы осмотрели эфирную аппаратную, студию звукозаписи, познакомились с компьютерными программами монтажа радиопрограмм.
12 и 13 ноября состоялись мастер-классы специалиста по маркетингу Орловского филиала ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») О.В. Дорофеевой, посвященные практике работы компаний в социальных медиа. На практическом материале слушатели познакомились с принципами SMM и современными методиками работы с аудиторией в социальных сетях.
Мастер-класс О.В. Дорофеевой
По отзывам студентов, экскурсии вызвали огромный интерес, позволили составить представление о практических сторонах различных журналистских профессий, больше узнать о «внутренней кухне» СМИ, определиться с собственными профессиональными предпочтениями.
Основными итогами проведения мероприятий «Студенческой школы журналистики – 2014» можно считать получение слушателями следующих знаний и навыков:
- формирование целостного представления о системе средств массовой информации;
- освоение правовых норм, регулирующих функционирование медиаиндустрии в России;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- освоение навыков медийного сообщения, взаимодействия с отдельным читателем (зрителем/слушателем) и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для газеты, телевидения и радио.
- освоение принципов методологии поиска информации о политической, социальной и экономической жизни общества для подготовки журналистских материалов;
- формирование представлений о прикладных аспектах коммуникации, формирование знаний, умений и навыков в сфере контент-маркетинга;
- формирование представлений о многоаспектности журналистской деятельности в средствах массовой информации;
- расширение представления о сущности и средствах современной журналистики;
- формирование основ мультмедийного мышления.
Компетенции, которые данный курс «Студенческой школы журналистики» дает слушателям, относятся к категории «базовых» компетенций и необходимы слушателям, которые так или иначе интересуются новыми медиа, новыми видами коммуникаций, трансформационными процессами в современной медиаиндустрии. В той или иной степени данные компетенции рекомендуются к освоению всеми слушателями, которые намерены связать свою работу со средствами массовой информации. При этом слушатели, которые намерены профессионально работать в онлайновых СМИ и интернет-проектах, в том числе в качестве медиаменеджеров, в дальнейшем могут продолжить обучение на более прикладных курсах по мультимедийной журналистике.