Кафедра теории и технологий дошкольного образования
Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе многоуровневого образования.
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.35.07 – Образование и обучение в высшей профессиональной школе; 14.35.09
Ключевые слова, описание: Ключевые слова и словосочетания: профессиональная компетентность педагогов, содержание педагогического образования в области речевого развития детей, технологии подготовки педагогов в системе многоуровневого образования. Аннотация и описание исследования. Требования к уровню профессиональной компетентности педагога дошкольного образования постоянно возрастают, а с введением ФГОС ДО они содержательно изменились. Меры, обеспечивающие совершенствование подготовки педагогических кадров, должны предприниматься на разных уровнях: научно-методическом, организационном, практическом. В работе по развитию речи детей педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают особые трудности, так как оказываются не достаточно подготовленными к речевому общению с воспитанниками с учетом их индивидуальных особенностей, не в полной мере владеют речью как педагогическим инструментом. В связи с этим, определение понятия профессиональной компетентности в области речевого развития дошкольников, рассмотрение результативно-целевых, содержательных и методических аспектов подготовки педагогов в контексте компетентностного подхода, являющегося в современной системе образования приоритетным, является актуальным.
Руководитель исследования: Макарова Валентина Николаевна
Педагогическая профилактика компьютерной зависимости старших дошкольников
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.23 - Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Ключевые слова, описание: Ключевые слова: здоровье ребёнка, игровая компьютерная зависимость, педагогическая профилактика, дошкольная образовательная организация. Заявленное исследование актуально в силу следующих обстоятельств: с одной стороны, в связи с необходимостью определения психолого-педагогических и социальных условий и факторов формирования компьютерной зависимости детей дошкольного возраста с другой, его результаты представляются ценными в связи с решением проблемы оптимальной организации позитивной модели первичной профилактики нехимических зависимостей детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях. В результате исследования будут получены данные о степени распространённости компьютерной зависимости у детей 5-6 лет, выявлены макро- и микросоциальные условия и факторы возникновения зависимости (общество, семья и ДОО). Для семей группы риска будут разработаны содержание и технологии её профилактики, для педагогов ДОО – технологии образовательной работы, направленной на формирование у детей культуры досуга.
Руководитель исследования: Бочарова Наталья Ивановна
Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения учебного исследования
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Ключевые слова, описание: Ключевые слова: познавательный интерес, учебное исследование. Описание проекта: Основные усилия авторского коллектива будут направлены на разработку технологии формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения учебного исследования, а также создание методических материалов по организации учебных исследований с детьми дошкольного возраста на основе использования цифрового оборудования «Релаб».
Руководитель исследования: Бубнова Светлана Юрьевна
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей»
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Ключевые слова, описание: Ключевые слова: взаимодействие ДОУ и семьи, художественно-эстетическое развитие. Описание проекта: Инновационным элементом проекта станет научно-методическое обоснование и апробация вариативных моделей взаимодействия педагогов и родителей в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей»: модель интенсивного погружения родителей в образовательный процесс, модель постепенного привлечения родителей к участию в образовательном процессе, модель ожидания активности родителей.
Руководитель исследования: Осмачкина Валентина Александровна
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе апробации программы «Разговор о правильном питании»
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Ключевые слова, описание: Ключевые слова: взаимодействие ДОУ и семьи, правильное питание. Описание проекта: Инновационным элементом проекта станет создание и апробация структурно-функциональной модели взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования культуры правильного питания.
Руководитель исследования: Бубнова Светлана Юрьевна
Лексический аспект совершенствования речи детей дошкольного возраста в системе экологического воспитания
Область исследования: Педагогические науки
Код ГРНТИ: 14.23.07–Теория дошкольного образования и обучения 14.23.09–Методика обучения и воспитания в ДУ.
Ключевые слова, описание: Ключевые слова и словосочетания: развитие речи детей, усвоение детьми лексики родного языка, ознакомление с природой и словарная работа с детьми дошкольного возраста, семантические связи в области лексики. Аннотация и описание исследования. Исследование проводится на базе ДОО «Детский сад компенсирующего вида № 11 г.Орла» – экспериментальной площадки, работающей по Договору с университетом, входящей в структуру лаборатории речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста. Предметом исследования является комплекс педагогических средств и условий, повышающих эффективность развития словаря природоведческой тематики у детей дошкольного возраста. Цель эксперимента: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических средств и условий, обеспечивающий эффективность развития словаря природоведческой тематики у дошкольников. Задачи исследования: Выявить особенности развития природоведческой лексики у детей разных возрастных групп детского сада, ее объем и основные качественные характеристики. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью оптимизации развития словаря природоведческой тематики у детей дошкольного возраста. Выявить эффективные педагогические средства и условия развития словаря природоведческой тематики у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОУ. Разработать программно-методические рекомендации по развитию природоведческой лексики у детей дошкольного возраста.
Руководитель исследования: Макарова Валентина Николаевна
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
Область исследования: Развитие речи детей дошкольного возраста, литературное образование дошкольников
Код ГРНТИ: 14.23.09. Методика обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова, описание: Ключевые слова: дети дошкольного возраста, литературное образование, развитие речи. Аннотация: Исследование направлено на поиск педагогических средств и условий, повышающих эффективность развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой, проектирование модели развития речи у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, создание методического обеспечения, необходимого для успешной реализации модели на практике, апробирование разнообразных форм и методов работы.
Результаты коммерциализаци: Публикация сборника по результатам эксперимента.
Руководитель исследования: Ставцева Елена Анатольевна
