Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
о специально оборудованных учебных кабинетах
Адрес | Наименование специально оборудованных учебных кабинетов | Оснащённость специально оборудованных учебных кабинетов | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45 R-1-02 | Учебная аудитория |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер, радиомикрофоны. Имеет удобный подъезд к аудитории, в аудитории предусмотрен расширенный дверной проем. Аудитория обозначена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлена |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, 138 | Учебная аудитория | Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер. Имеет удобный подъезд к аудитории, в аудитории предусмотрен расширенный дверной проем. Аудитория оснащена специальным учебным местом для инвалидов-колясочников. Аудитория обозначена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. | Частично приспособлена |
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Адрес | Наименование приспособленного объекта для проведения практических занятий | Оснащённость приспособленного объекта для проведения практических занятий | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, L1-05 | Аудитория для практических работ | Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, в совместном пользовании с другими аудиториями находятся ноутбук, проектор и экран. Имеет удобный подъезд к аудитории. Аудитория оснащена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. | Частично приспособлена |
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь,м3 | Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Абонемент | 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса д.45 | 186,4 | - | Частично приспособлена |
Читальный зал |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса д.45 | 194.74 | 20 | Частично приспособлена |
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь,м3 | Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал учебного корпуса | 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 | 397,4 кв.м. | - | Частично приспособлена |
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий | 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 | 2.527 кв.м. | - | Частично приспособлена |
о специальных условиях питания
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь,м3 | Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Столовая/буфет | 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 (учебный корпус) | 509.5 кв.м | 100 | Частично приспособлена |
о специальных условиях охраны здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь,м3 | Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинский кабинет | 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 (учебный корпус) | 16,2 кв.м. | - | Частично приспособлена |
· О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- материальные средства (библиотека, в т.ч. электронные образовательные ресурсы, приборы, компьютеры, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, другое техническое и материальное оснащение);
- коммуникативные средства (информационно - телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт гимназии);
- социокультурная среда, обеспечивающая организацию учебно - воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (класс, ученическое самоуправление, спортивные секции, студии художественного творчества, объединения по интересам, волонтерские сообщества, студенческие отряды и др.);
- окружающая среда (здания, учебные корпуса и др.).
В Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске создаются специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания филиала и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования и включает:
- контроль за посещаемостью занятий;
- организацию самостоятельной работы в случае ухудшения здоровья;
- оптимизацию прохождения промежуточной и итоговой аттестации и др.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социальноактивные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, адаптационные курсы, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в классе.
В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим обеспечиваются учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
1. для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
2. для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
Внеучебная деятельность в Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с остальными обучающимися. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.
Создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов используется: волонтерское движение гимназистов и помощь тьютеров.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно участвуют в творческих конкурсах, различных мероприятиях.
В актовом зале со стационарными местами предусмотрены места для людей на креслах-колясках, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.
· об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
Для адаптации инфраструктуры филиала разработан и реализуется «Комплексный план развития доступной среды Мценского филиал ОГУ имени И.С.Тургенева» по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
Территория филиала соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на ней (доступность прилегающей территории, частично входных путей и путей перемещения внутри здания, имеются таблички информационно - навигационной поддержки, системы оповещения и сигнализации).
Учебный корпус филиала, предназначенный для реализации программ подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, имеет как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Осуществляется дублирование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации. знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, беспрепятственного подъезда машин скорой помощи.
· о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом Университета и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
В образовательном процессе для удобного взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность по зрению, применяется уникальный интернет-сервис angelina braille reader, который позволяет переводить тексты на шрифте Брайля в буквенный формат. Для распознавания языка Брайля необходимо зайти на сайт http://angelina-reader.ru/ с мобильного телефона или компьютера, сделать фото страницы с текстом на Брайле и распознать его. Решение позволяет распознать двусторонний текст, русский, английский и математический языки; выводить распознанный текст поверх изображения или отдельно.
Компьютеры объединены в локальную сеть через сервер, имеют доступ к сети Интернет. Также действуют точки Wi-Fi, расположенные в корпусе.
Системы информационного обеспечения образовательного процесса предоставляют возможность осуществлять дистанционное обучение, обеспечивают доступ к учебным материалам через сеть Internet. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно изучать дополнительный материал с использованием электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Кроме того, обучающийся может связаться с учителем посредством ИСОУ «Виртуальная школа», чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.
· об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Сайт содержит всю необходимую информацию для поступления и обучения в Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы; презентации всех реализуемых образовательных программ; информация о педагогических (научно-педагогическом) составе и административно-управленческого персонала и др. информация. На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.
Электронные образовательные ресурсы
Издательство ЮРАЙТ https://urait.ru/library/uchebniki-spo
Доступ осуществляется из любой точки интернета по логину и паролю после регистрации с IP-адресов филиала.
Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.
· о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
Имеются аудитории, обеспеченные стационарными техническими средствами, а также мобильными адаптирующими устройствами для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологиями обучающихся:
- с нарушениями слуха – мультимедийные проекторы, телевизоры, наушники, иные адаптирующие устройства;
- с нарушениями зрения – видеоувеличители, программы экранного доступа, программа экранного доступа с речью.
- MAGic - это программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора. Программа легка в использовании и включает в себя многочисленные и разнообразные возможности. Гибкие настройки помогают пользователю получить максимально приемлемый для него результат.
- Jaws for Windows - программа экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Имя ссылки |
Ссылка |
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Министерство просвещения РФ |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
Интернет-ресурсы информационной поддержки ОГЭ, ЕГЭ
Имя ссылки |
Ссылка |
Рособрнадзор |
http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/ |
Официальный информационный портал ЕГЭ |
|
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) |
|
Федеральный центр тестирования (ФЦТ) |
|
Виртуальная школа / Образовательный портал города Орел |
|
Региональный центр обработки информации города Орел |
|
Портал «Дистанционное и электронное обучение» города Орел |