Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

В ОГУ имени И.С. Тургенева проходит фестиваль «НАУКА 0+» (обновляемая)

02.11.2024

С 28 октября по 3 ноября ОГУ имени И.С. Тургенева стал площадкой проведения Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+»одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки в мире. В 2024 году тема фестиваля — «Наука вокруг нас». В его рамках по всей стране открыто более 400 тематических площадок.

На протяжении этой недели в институтах и факультетах вуза проходят десятки различных научно-популярных мероприятий, присоединиться к которым может любой желающий. В этом материале мы будем рассказывать о некоторых из них.


2 ноября в рамках фестиваля доценты кафедры общей, биологической, фармацевтической химии и фармакогнозии Елена Лазарева, Марина Яроватая и Екатерина Кулешова провели мастер-класс «Занимательные опыты на страже здоровья».

Человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и внутри нас самих. Химия является фундаментальной наукой и мощным инструментом исследования и познания процессов в живых системах.  Мастер-класс вызвал огромный интерес  у студентов и школьников, а также оказался интересен взрослым и малышам.


Кафедра романской филологии стала активным участником Всероссийского фестиваля «Наука 0+». 3 ноября мероприятия прошли в разных форматах, благодаря чему принять в них участие удалось большому количеству студентов и школьников г. Орла и Орловской области.

Участники проектов познакомились с историей научных открытий и именами великих французских ученых. Режим взаимодействия в формате коворкинга продемонстрировал интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Работа в командах была увлекательной и продуктивной. Жюри объективно оценивало результаты научной деятельности и определило достойных победителей. Подготовкой мероприятий совместно с преподавателями занимались студенты ‒ будущие учителя иностранных языков. По их мнению, первые шаги в профессии были удачными и эффективными; эмоции позитивными; желание работать в качестве наставников только выросло.

Отчет о проведении мероприятий смотрите на странице кафедры романской филологии ВКонтакте.


Доценты кафедры географии, экологии и общей биологии Ирина Кондрашова и Надежда Фролова провели круглый стол «Мои экологические исследования».

В мероприятии приняли участие доценты кафедры, аспиранты, студенты-экологи 1 и 2 курсов бакалавриата и магистратуры, а также обучающиеся объединений Центра проектного развития экологической направленности - региональная Экостанция БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов» и школа № 51 города Орла вместе со своими научными руководителями.

Участники выступили с докладами, подготовленными по итогам проведённых научных исследований, в которых были рассмотрены экологические проблемы различной направленности.

Всем докладчикам были вручены сертификаты, а научные руководители получили благодарности.


В рамках фестиваля студенты и преподаватели Института естественных наук и биотехнологии узнали много нового о том, как ядерные взрывы влияют на выпадение атмосферных осадков, на активизацию грозовых процессов. В частности, как ядерные взрывы помогают ученым исследовать эрозионные процессы, уносящие в реки плодородный слой почвы, для формирования 1 см которого природе требуется не менее 100 лет. Студент 3 курса направления подготовки 05.03.02 Дмитрий Крахин рассказал, как ядерные взрывы влияют на процессы в атмосфере.

Туркменские студенты познакомились  с непосредственными участниками научного эксперимента, который продолжается в ОГУ имени И.С. Тургенева более 10 лет.

Мероприятие подготовили доценты кафедры географии, экологии и общей биологии Любовь Трофимец  и Елена Санкова, а также старший преподаватель кафедры внутренних болезней Аркадий Тарасов.

Кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и общей биологии Любовь Трофимец  выразила огромную признательность студентам, участие которых в полевых исследованиях позволило создать уникальный банк  данных, положенных в основу исследований,  в разные годы поддержанных грантами РФФИ, РГНФ, РГО, РНФ.


2 ноября в Институте филологии состоялась лекция-воркшоп, а также прошел интерактивный мастер-класс, организованный студентами 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование: Русский язык и литература». Мероприятие стало частью Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ 2024 и привлекло внимание как студентов, так и преподавателей.

Лекция на тему «Лексикон на ладони: исследование и интерпретация языка эмоций с помощью визуальных знаков» была сосредоточена на изучении того, как эмоции могут быть выражены через визуальные средства. Участники узнали о психофизиологическом аспекте эмоций и медицинских нюансах, связанных с эмоциональными реакциями человека.

В ходе лекции студенты представили различные виды визуальных знаков и раскрыли особенности их использования в архитектуре, искусстве, художественных и анимационных фильмах. Это вызвало живую дискуссию среди присутствующих.

 

Кульминацией мероприятия стал интерактивный мастер-класс, где участники имели возможность создать собственные визуальные знаки, способствующие эмоциональному выражению. Это дало студентам возможность не только проявить креативность, но и закрепить полученные знания на практике.

Также была организована выставка работ студентов, демонстрирующая разнообразные подходы к созданию визуальных знаков. Творческие рисунки студентов, представленные на выставке, показали, как визуальные средства могут быть использованы для передачи чувств и эмоций.

Мероприятие стало отличной платформой для обмена идеями и общения между студентами, а также способствовало повышению интереса к исследованию языка эмоций. Фестиваль подчеркивает важность креативного подхода к науке и обучению, вдохновляя молодых исследователей на новые открытия.


На базе Института экономики и управления прошла лекция-дискуссия «Экономика замкнутого цикла: перспективы научных исследований». Организаторами мероприятия выступили к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Елена Баженова и к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Ирина Мусатова.

Участие в дискуссии приняли студенты третьего и четвертого курсов Института экономики и управления, изучающие дисциплину «Корпоративная социальная ответственность».

Тема лекции-дискуссии была выбрана не случайно, так как научные исследования в области экономики замкнутого цикла и реализации их на практике повышают экологическую ответственность компаний, реализуют принцип ответственного производителя.

Экономика замкнутого цикла основана на цикличном обращении с природными ресурсами и возвращении их в оборот. Она связана с управлением отходами в реальном секторе экономики и экологической ответственностью бизнеса.

В ходе дискуссии студенты высказывали свое видение развития экономики замкнутого цикла, отмечая, что реализация Реформы обращения с отходами производства и потребления имеет большое количество проблем в регионах, в том числе и в Орловской области.

Студенты предлагали направления научных исследований в этой области, отмечая, что переход на ЭЗЦ призван решить фундаментальные задачи в сфере обращения с отходами. Сегодня принципы экономики замкнутого цикла занимают ведущее место в глобальной мировой повестке.


1 ноября в рамках Всероссийского фестиваля «Наука 0+» прошел круглый стол «Знания без границ: индийские ученые на переднем крае науки», организованный доцентом кафедры русского языка как иностранного и международной коммуникации Екатериной Чечиль. Мероприятие было направлено на расширение знаний студентов о научно-технических достижениях Индии, одной из ведущих стран БРИКС, о совместных российско-индийских проектах.  Студенты группы 22ЛДин подготовили сообщения о научных открытиях своей страны. Они рассказали о достижениях ученых в области медицины и гомеопатии (Аюрведа), ядерной программе Индии, программах освоения космоса (спутник на Луну, полеты на Марс) и создании баллистических ракет, в том числе российско-индусской сверхзвуковой баллистической ракете «Брамос», названной по первым буквам двух рек: Брахмапутры и Москвы.


1 ноября преподаватель кафедры инноватики и прикладной экономики к.э.н., доцент Елена Афанасьева провела интеллектуальный квест «Знаток экономики» среди студентов 1 и 3 курсов Института экономики и управления направления подготовки «Экономика».

Мероприятие было направлено на развитие профессиональных компетенций обучающихся, навыков работы в команде, создание дружественных отношений среди сокурсников института. Ребята успешно справились со всеми заданиями на знания, логику, точность и эрудицию, пройдя все этапы квеста: быстрый ответ, экономические загадки, термины и четверостишия, великие фразы, экономические соответствия и логика.

 


В рамках Всероссийского фестиваля Наука 0+ доценты кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в ЧС  Валентина  Пашкова, Владимир Король, Павел Лапин 1 ноября провели круглый стол: «Роль образовательного пространства в формировании личности безопасного типа».

В работе круглого стола приняли участие студенты Института естественных наук и биотехнологии. В ходе мероприятия участники рассмотрели  вопросы, связанные с формированием личности безопасного типа в образовательном процессе, обозначили необходимость комплексного подхода решения концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

 


31 октября на базе Института экономики и управления прошла лекция-дискуссия «Тайм-менеджмент. Эффективные способы управления временем».

Участие в научных фестивалях всегда приносит много положительных и познавательных эмоций. Вот и в этом году преподаватели кафедры менеджмента и государственного управления Ирина Тронина и Галина Татенко сделали науку «менеджмент» еще более доступной и интересной для изучения. 

В мероприятии приняли участие студенты второго курса направления «Менеджмент», для которых, как для будущих руководителей, эффективные способы управления временем крайне важны.

Началась встреча с познавательной лекции, в ходе которой Ирина Алексеевна объяснила основные аспекты тайм-менеджмента, а ребята убедились, что наука и искусство управления временем сегодня представляет огромный практический интерес для каждого из нас. Очень важно все успевать и при этом не уставать. Дискуссия преподавателя со студентами позволила обсудить актуальные проблемы использования времени как ресурса в проектной деятельности современного менеджера.

Мероприятие продолжилось изучением законов и принципов тайм-менеджмента, в ходе которого участники под руководством Галины Ивановны выделили особенности времени для личности и профессии с точки зрения тайм-менеджмента:

  • обозначение временных отношений изменчиво;
  • для восприятия времени у человека нет специального анализатора;
  • восприятие времени изменяется внутренними факторами субъекта;
  • время текуче;
  • время – верный помощник, если им правильно распоряжаться.

В практической части встречи были опробованы на личных примерах основные инструменты тайм-менеджмента. Особый интерес вызвала матрица Эйзенхауэра как система ведения дел и приоритизации, распределяющая все текущие и будущие дела в зависимости от их срочности и важности, а также методика «Прививка от хронофага», позволяющая искать «потерянное время» и способы его сбережения.

Мероприятие в формате познавательной лекции-дискуссии познакомило ребят с популярными инструментами и методами планирования времени для увеличения эффективности его использования в личных и профессиональных целях.

В результате мероприятия все участники убедились, что:

  • личное время – ключевой ресурс человека;
  • время не может быть накоплено или восстановлено;
  • умение наилучшим образом использовать свое время и управлять им – существенная ценность для человека;
  • каждому из нас необходимо научиться «дружить» со временем, чувствовать его и грамотно использовать;
  • человек, который «дружит» со временем, все успевает.

Орловские школьники, студенты, а также дети и их родители посетили экскурсию в Научно-технологическом центре биомедицинской фотоники в рамках фестиваля «NAUKA 0+».

Ребята не только узнали о природе света и основанных на световом излучении технологиях, которые используются в повседневной жизни, науке, медицине и в других областях, но и почувствовали себя настоящими учёными-участниками занимательных оптических экспериментов.

В ходе экскурсии сотрудники НТЦ биомедицинской фотоники продемонстрировали самые актуальные разработки на стыке фотоники, биологии и биомедицины, позволяющие совершенствовать медицинскую диагностику. 

Посетители увидели клеточные структуры с помощью лазерной конфокальной и флуоресцентной микроскопии и познакомились с современными технологиями в области культивирования клеточных культур.

Кроме того, все желающие смогли узнать все о своем микрокровотоке с помощью носимых лазерных устройств, сравнить себя с космонавтами, и даже увидеть движение крови по капиллярам благодаря специальному микроскопу.


В рамках Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+» преподаватели кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности Юридического института провели для учащихся Гимназии № 1 мастер-класс «Утраченные святыни и реликвии Орловщины: методология и практика научных исследований».

Преподаватели кафедры стремились показать актуальность междисциплинарного подхода, остановившись на возможностях теологического метода в формировании целостных представлений об утраченных памятниках русской культуры. Теология соотносит культуру с нормой православного сознания, а через это - с мировоззрением «авторов» и «участников», сопричастных этому культурному наследию. Этот подход был проиллюстрирован в выступлениях преподавателей кафедры Марианны Комовой и Елены Ашихминой, которые на примерах духовно-семантической реконструкции утраченного наследия города Орла – Никольской часовни у Красного моста, Воскресенской Лавры, Александринского института благородных девиц и дома генерала А.П. Ермолова, – воспроизвели не только культурно-историческую атмосферу прошлого, но и ценностно-мировоззренческую доминанту столетия.

Научный статус теологии, ее соотнесенность с культурой заинтересовали школьников, вызывали у них вопросы о конфессиональном характере вузовской теологии и ее перспективах в сфере профессиональной деятельности.


Доценты кафедры географии, экологии и общей биологии Анна Сараева и Леонид Суханов на своем мероприятии «География топонимов» рассказали студентам о топонимике.

Это наука на стыке географии, истории и языкознания. Она изучает  географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Лекторы представили несколько ключевых видов топонимов: оро́нимы — названия гор;  спелео́нимы — названия пещер, гидро́нимы — названия водных объектов, дромо́нимы — названия путей сообщения. А также познакомили студентов с научной литературой, в частности, терминологическим словарем «Географические названия России». В нем описывается процесс «рождения» новых топонимов на протяжении всей истории России и объясняется, почему многие населённые пункты, реки и  города носят определённые названия. Также описывается процесс замены этих названий на новые, или же наоборот – восстановление старых.

На территории РФ существует огромное количество мест, происхождение названий которых всё ещё остаётся загадкой, и именно наука «Топонимика» позволяет пролить свет на эти тайны.


В рамках Всероссийского фестиваля «Наука 0+» студенты  Медицинского института посетили музей Областной клинической больницы. Экскурсию провела врач Валентина Мамошина. Ребята с интересом слушали рассказ о работе больницы в разные периоды ее истории, познакомились с профессиональной деятельностью великих орловских врачей. В экспозиции музея увидели уникальные предметы: аптечную ступку VIII века, наркозный аппарат XIX века, гинекологическое кресло начала XX века.

С особым вниманием иностранные студенты рассматривали стенды и материалы, посвященные работе подпольного  госпиталя во времена Великой Отечественной войны.

В конце встречи студенты задали вопросы о современных медицинских технологиях и оборудовании, о работе хирургов и операциях на сердце, о возможности прохождения практики в больнице.

 

Кафедра почвоведения и прикладной биологии провела для студентов Института естественных наук и биотехнологии тематический квест на тему «Почва и ее друзья».

Ребята прошли несколько станций:

  • станция историческая: необходимо по фотографиям определить ученых-почвоведов и назвать ученого, которому принадлежит крылатое высказывание,
  • станция шифровальная: отгадать зашифрованное послание,
  • станция биологическая: установить соответствие типа почв и растущих на ней сорных растений,
  • станция-кроссворд: продемонстрировать знания о почве,
  • викторина, состоящая из биологических вопросов,
  • задание, направленное на решение логической задачи,
  • станция диагностическая: провести диагностику минерального питания. 

Таким способом студенты закрепили практические навыки и теоретические знания, которые пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности.


Факультет подготовки иностранных обучающихся провел для своих студентов круглые столы, посвященные лексическим заимствованиям в русском языке. Студенты проанализировали целесообразность использования заимствований в различных языках и обменялись мнениями об их влиянии на развитие языков.


На кафедре анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека прошел кинопоказ на тему «Мифы и правда об ЭКО».

Одной из актуальных проблем современного российского общества является демографическая проблема. Во многом она обусловлена низкой рождаемостью, что связано как с нежеланием иметь детей, так и с невозможностью этого в силу многих причин. Для помощи бездетным парам разработана технология ЭКО, которая в настоящее время проводится по полису ОМС.

ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) — самый результативный метод лечения бесплодия. Помогает, в первую очередь, тем, кто не может зачать ребенка естественным путем. Суть ЭКО заключается в том, что встреча сперматозоида и яйцеклетки происходит не в организме женщины, а в лаборатории, экстракорпорально, а уже после оплодотворения эмбрион помещается в полость матки.

Мероприятие позволило в доступной форме познакомить слушателей с технологией ЭКО, а также развеять мифы и предрассудки об ЭКО, которые затрудняют осознанный выбор этой технологии.


Студенты философского факультета вместе с учениками гимназии №34 сыграли в «Геополитическую мозаику».

Испытать свои интеллектуальные силы в области геополитики и политической истории решились не только будущие студенты, но и первокурсники направлений подготовки «Политология» и «Организация работы с молодёжью».

Пяти командам были предложены разные виды заданий. Например, проанализировать цитаты известных людей о России и аргументировано обосновать собственную позицию относительно представленной информации. В другом задании команды должны были объяснить, о каких событиях мировой истории идёт речь в отдельных живописных и литературных произведениях.

Команды также вспомнили Николая I, контр-адмирала Корнилова, Индиру Ганди, Кемаля Ататюрка и других великих людей. По итогам интеллектуальной игры были определены победитель и призеры, а также наиболее активные участники.


Доцент кафедры почвоведения и прикладной биологии Людмила Тучкова провела лекцию на тему «Почвоведческая экспертиза – важный этап осуществления контрольно-надзорных мероприятий за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения». Слушателями стали студенты 2 и 4 курсов направления подготовки «Почвоведение» Института естественных наук и биотехнологии.

Лекция была посвящена актуальной проблеме проведения контрольно-надзорных мероприятий и осветила такие вопросы, как «Масштабы и виды воздействия антропогенной деятельности на земли с/х назначения», «Понятие и принципы проведения контрольно-надзорных мероприятий за землями сельскохозяйственного назначения», «Особенности проведения почвоведческой экспертизы».


Преподаватели кафедры инноватики и прикладной экономики Елена Афанасьева и Наталия Астахова провели квест-игру «Будущие профессионалы» для учащихся 10 класса Гимназии №1 гуманитарного профиля.

Мероприятие было направлено на повышение интереса к экономической науке и формирование финансовой грамотности учащихся. Ребята успешно справились со всеми заданиями на логику и находчивость, на сообразительность, точность и эрудицию в области экономических терминов и понятий, современных брендов и известных личностей в сфере предпринимательства и бизнеса, продемонстрировали широкий кругозор, навыки работы в команде, умение оперативно принимать решения и управлять собственным временем.


Студенты факультета подготовки иностранных обучающихся приняли участие в вебинаре «Искусственный интеллект как инновационный механизм проектной деятельности иностранных обучающихся в России» под руководством соорганизаторов мероприятия, доцента кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Алевтины Гнеушевой и специалиста Светланы Филимоновой.

Преподаватели и учащиеся Фархат Карим, Омаров Сулейман, Абеид Яник Турад, Абдалла Исмаил поделились информацией о возможностях применения технологий искусственного интеллекта при изучении иностранного языка в вузе в проектной деятельности, а также его преимуществах для студентов.

Участники вебинара отметили важность использования персонализированных материалов и программ. Когда интеллектуальное решение для изучения языка «знает» о прогрессе обучающегося и адаптируется к его потребностям на основе личных данных, оно может предоставить необходимые учебные инструменты. Например, программное обеспечение, которое обрабатывает работы студентов и рассчитывает их будущую успеваемость. Были выделены ключевые концепции искусственного интеллекта с точки зрения изучения языка в проектной деятельности.


На круглом столе «Противодействие мошенническим практикам», прошедшем в онлайн формате, участники обсудили телефонное мошенничество. Мероприятие провела Татьяна Гусева, и.о. зав. кафедрой конституционного, административного и финансового права.

Спикер обратила внимание, что чаще всего мошенники ориентируются на незащищенные слои населения: детей, недееспособных, пожилых граждан – их обмануть проще всего. В ход идут звонки, письма, рассылки, смс-сообщения. Лучшим способом избежать уловок телефонных мошенников является осведомленность о том, какие схемы существуют.

Участники определили несколько стоп-слов и фраз, по которым можно понять, что с вами говорит мошенник: «ФСБ», «МВД», «Центральный банк», «безопасный счет», а также «сообщите код из СМС/данные карты/паспорта/СНИЛС».


Кафедра технологии продуктов питания и организации ресторанного дела провела для шестиклассников школы №50 познавательное шоу «Наука вокруг нас». Доценты кафедры Наталья Глебова, Ольга Лунева, Евгения Хмелева и Татьяна Мальченко организовали для ребят кулинарный мастер-класс «Зефир: научно и вкусно», на котором школьники научились делать зефиро-сэндвичи, и провели увлекательную квиз-викторину «Научный гастротур», на которой ребята расширили свои знания про продукты питания.

Темы: Наука Жизнь университета