"Никто не забыт и ничто не забыто...". Юбилейные даты Великой Отечественной войны. 16 апреля 2024 г.
15.04.2024
Прошлое - важнейший элемент нашей идентичности и этнополитической консолидации, что нашло отражение в Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования от 15 февраля 2023 г. К сожалению, многие события и явления ушедших эпох нередко становятся оружием информационных войн и ареной борьбы за историческую правду. На этом фоне мы хотим предложить поразмышлять о роли непокоренных городов в истории нашей страны и исторической памяти как беспрецедентных примерах стойкости и героизма русского народа – с военной, политической, нравственной точек зрения.
Исторический факультет и Институт педагогики и психологии Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева приглашает студентов неисторических специальностей и направлений подготовки вузов, обучающихся МБОУ СОШ и СПО принять участие в научно-практической конференции «Никто не забыт и ничто не забыто» (Юбилейные даты Великой Отечественной Войны).
Секция 1: Сталинградская битва и непокоренный Ленинград в оценках историков и современной молодежи:
1. Сталинградская битва, блокада Ленинграда в отечественной и зарубежной историографии.
2. Военные преступления гитлеровцев и их союзников в отечественной и зарубежной историографии.
3. Великий подвиг советского народа и его значение в военной истории России и военно-патриотическом воспитании.
4. Места военных действий на подступах к Ленинграду. Ополчение, партизаны и подпольщики в исторической памяти
5. Непокоренные города (Сталинград, Ленинград) глазами современной молодежи
Секция 2. Образ и наследие блокадного Ленинграда: история, воспоминания, сохранение исторической памяти:
1. 1. Подвиг ленинградцев в произведениях искусства (музыка, кинематограф, литература, живопись, скульптура).
2. 2. Лица и образы непокоренных ленинградцев (в том числе, дети блокадного города, как пример героизма
и самоотверженности)
3. 3. Блокадный Ленинград в моем семейном архиве (фотографии, письма с фронта, памятные награды, ценные экспонаты, семейные легенды и придания).
4. Сохранение исторической памяти о блокадном Ленинграде (музеи, памятные места, реконструкции, юбилеи и пр.);
5. Новые возможности сохранения и актуализации исторической памяти о подвиге ленинградцев и блокадном Ленинграде в цифровую эпоху.
Секция 3. Сталинградская битва: события, участники, память:
1. Сталинградская битва в художественной и мемуарной литературе.
2. Сохранение исторической памяти о Сталинградской битве (музеи, памятные места, реконструкции, юбилеи и пр.)
3. 3. Образ Сталинградской битвы в отечественном и мировом искусстве.
4. 4. Мамаев курган – без права на забвение.
5. 5. Преемственность героических традиций на примере сталинградцев в современном обществе.
Секция 4. Железные дороги, транспорт и военная связь в битве за Сталинград и оборону Ленинграда.
1. Роль транспорта в подготовке и проведении Сталинградской битвы, при обороне Ленинграда в годы ВОВ
2. Восстановление транспортной системы Сталинграда после окончания Сталинградской битвы
3. Военно-политическое значение железных дорог в годы ВОВ
5. Роль транспортных учебных заведений в Сталинградской битве
6. Подвиги связистов в битве за Сталинград и при освобождении Ленинграда от фашистской блокады
Секция 5. Первые профессиональные шаги будущих учителей и преподавателей:
1. Методическая разработка мультимедийного урока для средней школы «Ленинград непокоренный»; «Меч победы ковал Сталинград»
2. Методическая разработка мультимедийного занятия для «Разговора о важном» в средней школе;
3. Методическая разработка мультимедийного занятия для иностранных студентов «Через образ непокоренного Ленинграда и ленинградцев к пониманию русской истории, культуры, менталитета»; «Сталинградская битва как символ будущей победы: через образ победы к пониманию русской истории, культуры, менталитета».
Темы: Наука Образование Мероприятия