НЕДЕЛЯ НАУКИ 2023 Секция преподавателей «Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в условиях глобальной цифровизации»
19.04.2023
19 апреля 2023 г. преподавателями кафедры ИЯвСПК была организована работа секции «Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в условиях глобальной цифровизации» (руководитель - Макарова Н.А. к.ф.н., доцент, зав. кафедрой иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации).
Преподаватели обсудили ряд актуальных вопросов, связанных с внедрением цифровых инструментов в образовательный процесс. Секция стала площадкой для анализа некоторых теоретических аспектов и обмена практическим опытом и идеями, обобщения новых знаний и поиска оптимальных решений некоторых имеющихся задач.
На сегодняшний день время диктует условия, при которых становится очевидным необходимость перехода к более активному использованию цифровых инструментов в образовании и в частности, в обучении иностранным языкам. Представляется необходимым изучение уже накопленного за последние несколько лет опыта цифровизации обучения иностранным языкам в ВУЗах. Об основных направлениях трансформация педагогических технологий и нововведениях в методике обучения ИЯ о внедрении некоторых разработок в практику обучения иностранным языкам рассказали ст. преподаватель С.В. Жорин («Цифровая трансформация педагогических технологий и методов обучения ИЯ») и к.п.н., доцент Н.В. Шульдешова («Синергия в условиях глобальной цифровизации образовательной практики») .
О том, как разработки на основе искусственного интеллекта могут способствовать индивидуализации процесса обучения иностранным языкам и совершенствованию методов обучения ИЯ шла речь в докладе к.п.н., доцента О.В. Легостаевой («Технологии искусственного интеллекта как эффективное средство индивидуализации процесса обучения иностранным языкам»).
О необходимости и важности использования интернет-ресурсов при обучении студентов неязыкового вуза деловому немецкому языку; интернет-сайтах, позволяющих повысить эффективность учебного процесса; факторах, отражающих специфику включения интернет-ресурсов в учебный процесс рассказала ст.преподаватель И.Б. Сычева («Использование интернет-ресурсов при обучении деловому иностранному языку в неязыковом вузе») .
Далее, несколько докладов были посвящены анализу некоторых конкретных цифровых инструментов для обучения ИЯ и обмену опытом их применения.
Так, в докладе «Использование языковых сервисов и чат-ботов для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку» ст. преподавателя Ю.В. Рогачевой и ст. преподавателя А.А. Гуцыной были рассмотрены перспективы использования технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка. Обсуждались варианты организации образовательного процесса с использованием языковых сервисов и чат-ботов на основе искусственного интеллекта. В качестве примера были приведены такие приложения, как Language Speaking Clubs, Duolingo, Kahoot, Babble, Knowble и др., описаны функционал и преимущества их использования для контактной и самостоятельной работы студентов.
Ст. преподаватель С.В. Кошелева рассказала об «Общедоступных веб-ресурсы для организации самостоятельной работы студентов юридического института, изучающих английский язык».
О технологии подкастинга в обучении иностранным языкам, о функциях, которые выполняет данная технология, об основных типах подкастов и методах работы с ними, их преимуществах и недостатках, рассказала ст. преподаватель И.Ю. Попова («Использование технологии подкастинга в обучении иностранным языкам»).
В докладе «Альтернативы студенческим эссе в условиях цифровизации образования» ст. преподаватель О.И. Жарких рассмотрела некоторые способы решения проблемы формализации студенческих письменных работ в связи с появлением ботов на основе ИИ, «пишущих» эти работы за студентов. Один из наиболее перспективных вариантов решения – так называемое «не-эссе», предложенный зарубежными педагогами. Смысл данного подхода заключается в том, что при написании подобной работы студенты должны «забыть» все правила. Вместо этого нужно взять интересную и волнующую лично их тему и рассказать о ней как угодно: в любом объёме, в любой последовательности и любыми средствами. Автор данного подхода предлагает считать главными критериями оценки такого «не-эссе» убедительность и эффективность.
Вопросы целесообразности и многофункциональности использования сервисов онлайн-доски для организации групповой работы студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе были рассмотрены в докладе ст. преподавателя М.В. Чалых («Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения»). Было отмечено, что веб-сервисы виртуальных досок представляют собой мультимедийное средство обучения и важный элемент наглядности, который позволяет обеспечить активное вовлечение студентов с различными особенностями восприятия учебных материалов и стилями деятельности. Делается вывод, что визуализация информации в разнообразных формах, использование элементов инфографики, ассоциативных элементов, мультимедийных файлов способствуют развитию системного понятийного мышления и продуктивному изучению материала.
Об использовании некоторых приложений и онлайн-сервисов для изучения лексики при обучении ИЯ рассказала к.ф.н., доцент, зав. кафедрой, Макарова Н.А. («О практике применения некоторых языковых сервисов для работы с лексикой при обучении ИЯ»). Были рассмотрены несколько популярных сайтов для запоминания новой лексики, на которых можно бесплатно расширять свой лексический запас - Quizlet, Learn English, Memrise, Visuwords. Отмечены очевидные преимущества приложений и онлайн-сервисов для изучения лексики относятся: во-первых, возможность учить слова в контексте, что облегчает процесс запоминания; во-вторых, новые слова преподносятся в игровой форме, поэтому процесс изучения не надоедает; в-третьих, изучение новых слов возможно в любом месте и в любое время, если у вас есть с собой телефон.
Своеобразный итог по всем темам, которые обсуждали в рамках секции, был подведен в докладе к.ю.н., доцента Н.В. Гончаровой «Специфика использования цифровых технологий в обучении иностранным зыкам в сфере профессиональной коммуникации» .
В процессе обсуждения возможностей использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам в сфере профессиональной коммуникации, наиболее эффективных методов использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях, а также положительных и отрицательных сторон применения цифровых технологий в системе современного высшего образования в целом, были сделан следующий вывод: обилие материалов и ресурсов, доступных для преподавателей, предоставляют широкие возможности сделать занятия по-настоящему интересными и стимулирующими, повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Но чтобы достичь хороших результатов в обучении, преподаватель должен уверенно владеть техникой применения информационно-коммуникативных технологий и знать, как наиболее эффективно применять различные их типы в своих языковых группах.
Были отмечены положительные стороны использования цифровых инструментов и технологий:
1) дают возможность преподавателю иностранного языка индивидуализировать образовательный процесс, повысить мотивацию, стимулировать обучающихся;
2) предоставляют возможности для самообразования и научной деятельности, что играет значительную роль в гармоничном развитии личности;
3) позволяют провести самоконтроль и создают психологически благоприятную среду обучения;
4) позволяют преподавателю стать собеседником или консультантом, а не просто носителем информации, т.е. у обучающихся происходит непроизвольное развитие коммуникативных компетенций в ускоренном режиме.
К негативным сторонам процесса цифровизации в обучении иностранным
языкам были отнесены:
1) постоянно растущие требования к уровню компетентности в пользовании современными цифровыми устройствами, в этой связи следует подчеркнуть, что есть определенное количество педагогов, не имеющих даже минимальных знаний в области ИКТ;
2) важно учитывать также возможные индивидуальные отрицательные последствия этого явления (например, усталость, перегрузка, повышенная нервозность, и т. д.), а также его социальные последствия (например, снижение производительности, уменьшение социальной активности, поведенческие изменения
Все разработки и тенденции в цифровизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам требуют согласованного и продуманного изучения.
В заключении было отмечено, что, несмотря на свое быстрое развитие в текущем столетии, цифровое изучение языков в общем и в сфере профессиональной коммуникации в частности, может оказаться не таким эффективным, как прогнозируют. Даже если обучающиеся смогут получить хотя бы базовое представление об иностранном языке, от них не ждут, что они достигнут чего-то близкого к беглости. Согласно опросу, это правда, что студенты готовы к онлайн-изучению языка и положительно настроены на это. Однако, поскольку оно не мотивирует и требует большего самоконтроля и организованности, оно может оказаться менее эффективным для учащихся с академическими проблемами, которым не хватает мотивации и самодисциплины и, которым необходимо групповое обучение с поддержкой преподавателя. Цифровизация делает процесс обучения более индивидуализированным и личностно-ориентированным.
Темы: Наука Образование Мероприятия