Университетский студенческий экологический Форум «Час земли»
05.04.2022
В период с 24 марта по 5 апреля 2022г. преподавателями кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации был организован и проведен Университетский студенческий экологический Форум «Час земли» (далее Форум).
В мероприятии, проведенном в рамках Календарного плана воспитательной работы института иностранных языков на 2021-2022 учебный год (Модуль «Экологическое воспитание»), приняли участие студенты ОГУ им. И.С. Тургенева, обучающиеся на 1-4 курсах бакалавриата ИПАИТ, ИЕНиБ, ЮИ, ПТИ, АСИ.
Ведущая цель Форума - воспитание у молодежи бережного отношения к природе и окружающей среде, материальным объектам, развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения.
Отправной точкой для проведения Форума стало ежегодное международное событие – Час Земли - акция, проводимая Всемирным фондом дикой природы (WWF) в последнюю или предпоследнюю субботу марта, направленная на привлечение внимания к проблеме глобального изменения климата, нерациональному расходу природных ресурсов нашей планеты, светового загрязнения и другим экологическим темам.
Обсуждение широкого спектра экологических проблем прошло в рамках работы 9 секций Форума.
Секция 1 – 24.03.2022 - «Экологический подход в архитектуре», руководитель: ст. преподаватель И.Ю. Попова.
Студенты обсудили актуальные вопросы, связанные с влиянием современной архитектуры на экологию. Каждый из представленных проектов был посвящен актуальным направлениям развития экологического подхода в архитектуре. При этом следует отметить, что докладчики выбрали для обсуждения темы, объединяющие вопросы теоретического характера с их применением на практике. После выступлений была организована дискуссия, где собравшиеся обменялись мнениями по тематике представленных проектов.
В ходе обсуждения участники мероприятия сделали следующие выводы:
- Экологическая архитектура – это не просто новомодная тенденция, но и новый образ жизни и мышления, противоположный общепринятому.
- Экологическое строительство в России не является приоритетным, так как проекты эко-зданий являются более дорогостоящими, причем большую долю в «зеленом» строительстве занимают импортные составляющие.
- Развитие «зеленой» архитектуры в России приобрело положительную динамику с приходом иностранных инвесторов, архитекторов и специалистов, обладающих огромным опытом в области эко-архитектуры, но в условиях введения санкций возникают определенные проблемы с реализацией данного направления.
Секция 2 – 24.03.2022 - «Жить счастливо и жить согласно с природой - одно и тоже», руководитель: к.п.н., доцент Н.В. Шульдешова.
На обсуждение были вынесены такие вопросы как: взаимосвязь человека с природой, влияние человеческой деятельности на структуру природных ландшафтов, проблемы добычи полезных ископаемых.
В процессе общения участники мероприятия пришли к следующим выводам:
- Стремление человека к обеспечению личного комфортного существования зачастую приводит к колоссальным негативным последствиям, отраженных в первую очередь в ухудшении экологической ситуации в мире.
- Важным шагом к решению большинства экологических проблем является переосмысление человеком его отношения к природе и изменение экологического поведения.
Секция 3 – 25.03.2022 - «Атомная энергия: энергоэффективность vs энерго- и экобезопасность», руководитель: к.ф.н., доцент, зав кафедрой ИЯвСПК H.A. Макарова.
Участники секции обсудили ряд конкретных вопросов, связанных с использованием различных видов / источников энергии, их энергоэффективностью и энергобезопасностью.
Основной темой дискуссии стала атомная энергия. Участники секции самостоятельно проанализировали ряд открытых источников информации (в т.ч. на иностранном языке) и подготовили для обсуждения краткие сообщения об истории атомной энергетики в России и за рубежом, об основных принципах работы атомных электростанций, о главных преимуществах и недостатках атомной энергии.
Главными выводами, к которым пришли собравшиеся в ходе обсуждения, стали:
- Атомная энергетика входит в состав так называемого «зеленого квадрата» вместе с солнечной, ветровой и гидроэнергией, т.е. относится к «чистым» способам производства энергии.
- На современном этапе уровень развития технологий, применяемых в атомной энергетике, позволяют свести к минимуму большинство рисков, связанных с использованием атомной энергии, в т.ч. замкнуть топливный цикл и свести ядерные отходы почти на нет.
Секция 4 – 26.03.2022 - «Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации», руководитель: ст. преподаватель С.В. Кошелева.
В ходе дискуссии был рассмотрен ряд вопросов государственного регулирования в области экологического развития РФ, анализ законодательства РФ в области экологического права.
Основными выводами стали:
- Проведение эффективной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в регионах, но и в государстве в целом.
- Главным организатором мер экологической безопасности должно выступать государство.
- Государство должно создавать и реализовывать экологические программы в целях обеспечения безопасности населения и улучшения экологической ситуации в отдельных регионах и в стране в целом.
Секция 5 - 26.03.2022 - «Техносферная безопасность - защитить человека от самого себя», руководитель секции: ст. преподаватель С.В. Жорин.
В процессе обсуждения участники подняли такие важные вопросы как влияние человека на окружающую среду в различных сферах деятельности и задачи каждого отдельного гражданина по сохранению и поддержанию экологического баланса нашей планеты.
По итогам дискуссии собравшиеся отметили необходимость формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, материальным объектам, развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения у человека с самого раннего детства.
Секции 6 – 26.03.2022 - «Государственная политика в контексте климатических изменений. Охрана заповедных территорий», руководитель: к.п.н., доцент О.В. Легостаева.
Основной темой секции стала защита заповедных территорий в Орловской области и в других регионах РФ. В ходе дискуссии обучающиеся обсудили вопросы сохранения и восстановления экологического баланса заповедных территорий, как на уровне отдельного региона, так и на уровне целого государства. Темы, представленные докладчиками, нашли отклик у аудитории, что повлекло активное обсуждение представленных проектов.
Итогами работы секции стали следующие выводы:
- Повышение уровня экологической культуры общественности является одним из действенных способов решения экопроблем заповедных территорий (например, озеро Байкал, Национальный парк «Орловское Полесье»).
- Деятельность гидрометеорологических станций чрезвычайно важна для изучения опасных природных явлений, прогнозирования состояния климатической системы на глобальном, региональном и местном уровнях, изучения процессов и последствий антропогенного воздействия на атмосферу и гидросферу на глобальном, региональном и местном уровнях.
Секция 7 – 28.03.2022 - «Сделай себя и планету лучше», руководитель: ст. преподаватель A.A. Гуцына.
В ходе работы секции у обучающихся была возможность обсудить экологические проблемы региона и возможные пути их решения. Рациональное и методически обоснованное использование видео материалов в значительной степени способствовало созданию необходимой атмосферы и условий для дискуссии.
Студенты проявили интерес и обеспокоенность обозначенными в ходе дискуссии экологическими проблемами и пришли к выводу о необходимости скорректировать свое экологическое поведение. Ведь ответственное отношение к окружающей среде это первый и важный шаг в заботе о будущем планеты и жизни будущих поколений.
Секция 8 – 31.03.2022 - «Наиболее серьезные экологические проблемы современности и возможные пути их решения», руководитель: к.ю.н., доцент Н.В. Гончарова.
Во время мероприятия студенты обсудили широкий спектр вопросов в области экологии, проанализировали эффективность методов защиты окружающей среды, применяемых в России и за рубежом, предложили свои способы решения по предотвращению возможной экологической катастрофы.
В рамках итоговой дискуссии участники пришли к выводу о необходимости изучения и возможного заимствования опыта некоторых зарубежных стран в вопросах защиты окружающей среды и усиления ответственности как юридических лиц, так и отдельных граждан за нарушение экологического законодательства.
Секция 9 - 01.04.2022 - «Редкие и исчезающие животные Орловского края» руководитель: ст. преподаватель О.И. Жарких.
Участники мероприятия обсудили ряд вопросов, связанных с охраной редких и исчезающих видов животных Орловского края. Использованные в ходе дискуссии фото и видеоматериалы позволили студентам проверить уровень своей осведомленности по теме секции и расширить спектр знаний в области охраны природы родного края. Студенты продемонстрировали высокую познавательную активность и интерес к заявленной теме, творчески отнеслись к выполнению предложенных заданий.
Итоги Форума были подведены 5 апреля 2022г. на заседании оргкомитета мероприятия.
Университетский студенческий экологический Форум позволил участникам еще раз задуматься о том, что экологические проблемы, стоящие перед человечеством, носят глобальный характер. Интенсивное загрязнение окружающей среды, нерациональное потребление природных ресурсов нарушают экосистему планеты Земля и создают угрозу существования всех живых существ. Экологические проблемы одного региона могут перерасти в проблемы национального, а затем и мирового масштаба.
Проведенное мероприятия способствовало повышению уровня экологической грамотности, развитию аналитического и критического мышления, формированию исследовательских навыков, навыков самооценки и самоанализа, освоению некоторых принципов работы с источниками профессиональной информации на русском и иностранном языках, а также вовлечению студентов в решение экологических проблем не только региона, но и нашей страны и всего мира в целом.