Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

ПУТЬ КРИМИНАЛИСТА – ОТ СМЕЛЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ДО НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

09.06.2021

ПУТЬ КРИМИНАЛИСТА – ОТ СМЕЛЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ДО НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 

Экскурсия в Экспертно-криминалистический центр Управления МВД России по Орловской области

Если для понимания художника необходимо изучить его картины, то и для понимания преступника нужно разобраться в его преступлении.

Дж. Дуглас, М. Олшейкер Убийца сидит напротив. Как в ФБР разоблачают серийных убийц и маньяков

В июне 2021 года студенты 1,2,3 курса специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» групп 01НБ, 91НБ, 81НБ посетили Экспертно-криминалистический центр Управления МВД России по Орловской области. Организация и проведение экскурсии стали возможными благодаря содействию  ведущего специалиста – эксперта направления кадров ЭКЦ УМВД России по Орловской области Корчагиной Елены Александровны.

В начале экскурсии студенты посетили музей экспертно-криминалистического центра, где ведущий специалист – эксперт направления кадров Корчагина Елена Александровна рассказала об истории становления и развития криминалистической службы в Орловской области.

Впервые должность эксперта-криминалиста в Орловской области была введена в штат НКВД во время ВОВ в 1943 г. Первым орловским экспертом-криминалистом стала младший лейтенант милиции Номеровская Вера Васильевна, которая в свое время была единственным  криминалистом на всю область. В настоящее время в ЭКЦ проводится 45 видов экспертиз: как традиционных (трасологическая, дактилоскопическая, баллистическая, габитоскопическая), так и специальных (компьютерная,  радиотехническая,  химическая, лингвистическая, ДНК биологическая объектов).

В ходе экскурсии студенты посетили лабораторию компьютерных и радиотехнических экспертиз.

Эксперты лаборатории рассказали об основах производства компьютерно-технических экспертиз, проводимых с целью идентификации компьютерной техники и носителей информации, выявления их роли в преступлении, получения доступа к информации на носителях данных с последующим всесторонним ее исследованием. К особому виду экспертиз относится радиотехническая экспертиза, объектом исследования которой являются мобильные телефоны, планшеты, радиотехнические устройства (сигнализаций, иммобилайзеров), радиэлектронные механизмы взрывчатых устройств, электроудочки и др. Эксперты лаборатории обратили внимание студентов на возрастание роли геолокационных данных, полученных с мобильных телефонов, в качестве доказательств в ходе расследования преступлений.

При посещении лаборатории технико-криминалистических экспертиз и исследования документов студентов ознакомили с основными признаками подделки денежных знаков и способами их выявления, не относящимися к секретной информации, а также позволили сопоставить подлинные и поддельные банкноты  по внешним признакам.

Студенты уяснили принцип работы видеоспектрального компаратора Foster Freeman VSC400, используемого для исследования подлинности документов в УФ-, ИК- излучении и иных видах светового спектра. Также эксперты лаборатории рассказали о выявлении признаков поддельных подписей, изготовленных с помощью новой технологии с использованием плоттера – устройства для автоматического вычерчивания с большой точностью графической информации на бумаге.

В лаборатории исследования пищевых продуктов и спиртосодержащих жидкостей студенты ознакомились с принципами работы газовых и жидкостных хроматографов, используемых для разделения и анализа смеси веществ и изучения их химических свойств.

Основным элементом хроматографов являются колонки — трубки, по которым во время выполнения анализа движется подвижная фаза и исследуемый образец. Ход и результаты разделения компонентов исследуемой смеси отражаются в виде графика на мониторе компьютера.

В ходе ознакомления с химической лабораторией студентам показали металлические шкафы, где хранятся образцы и материалы, необходимые для проведения различных видов экспертиз: нефтепродуктов и ГСМ, металлов и сплавов; полимерных материалов; волокон и волокнистых материалов; почвоведческой; ботанической и др. видов экспертиз.

 

Эксперт лаборатории провел со студентами профилактическую беседу о вреде различных видов наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Лаборатория экспертизы ДНК биологических объектов является режимным объектом, куда посторонним вход воспрещен. Однако у дверей лаборатории студентам удалось пообщаться с экспертом ДНК биологических объектов, который рассказал об исследованиях крови, слюны, волос, костно-мышечных фрагментов, биологических жидкостей и тканей человеческого организма с целью идентификации преступника, а также об основах ведения базы данных геномной информации. В настоящее время результаты экспертизы ДНК биологических объектов являются важнейшим видом доказательств по уголовным делам.

Фототехническая лаборатория используется для исследования фотоизображений, фототехнических средств и фотоматериалов, установления условий и времени съемки, выявления признаков ретуши или монтажа, восстановления первоначального изображения.

Также лаборатория используется для проведения портретной экспертизы, направленной на идентификацию личности по фото- и видеоматериалам. Во время посещения фототехнической лаборатории студентам удалось ознакомиться с основами габитоскопии, а также сфотографироваться на фоне мерной линейки, используемой при фотосъемке идентифицируемых лиц.

В лаборатории баллистической экспертизы студентам показали установку для отстрела ручного огнестрельного оружия УМБИ-4М с системой измерения скорости полета пули, которая предназначена для проведения испытаний образцов огнестрельного оружия с целью определения начальной скорости пуль, дробовых зарядов и получения следов деталей оружия на пулях и гильзах при проведении криминалистических экспертиз.

Кафедра национальной безопасности выражает особую благодарность

ведущему специалисту – эксперту направления кадров Корчагиной Елене Александровне

за организацию содержательной и комплексной экскурсии, высокий профессиональный уровень подачи материала, проявленную доброжелательность и активное взаимодействие со студентами.

Темы: Образование Жизнь университета Сотрудничество