Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

Круглый стол и конференция преподавателей в рамках Недели науки-2020. Часть 1.

19.04.2020

На базе кафедры химии Института естественных наук и биотехнологии ОГУ имени И.С. Тургенева проведена конференция «Неделя науки» участие в которой приняли преподаватели, аспиранты, студенты и учителя химии.

Конференция включала работу четырех секций:

1) «Методы аналитического контроля», дата проведения 13.03.2020 г, 16.04.2020 г.;

2) «Актуальные проблемы многоуровневого химического образования», дата проведения 31.01.2020 г.;

3) «Актуальные проблемы химико-педагогического образования в школе», дата проведения 31.01.2020 г.;

4) студенческая секция «Химия», дата проведения 23.04.2020 г.

В секции «Методы аналитического контроля» было представлено 10 докладов сотрудников кафедры, подготовленных на основе результатов их научных исследований. Очная часть работы секции проведена 13.03.2020 г и включала доклады профессорско-преподавательского состава кафедры. Выступление аспирантов прошло дистанционно 16.04.2020 г. Работу секции в очном и дистанционном формате координировала заведующий кафедрой химии, доктор химических наук, профессор Оскотская Э.Р.

Тематика представленных докладов связана с разработкой теоретических основ и практическим применением новых сорбционных материалов в химическом анализе по контролю качества продовольственного сырья и реализации природоохранных технологий. Так новые подходы и тренды развития в аналитических методах разделения и концентрирования микро- и нано-компонентов выделены и отражены в докладе д.х.н., проф. Оскотской Э.Р. Обзорный доклад по результатам научной работы, посвященный разделению и концентрированию органических токсикантов различных классов алюмосиликатами в анализе реальных объектов, сделан к.х.н., доц. Грибановым Е.Н.

Особое внимание докладчиков уделено контролю качества объектов окружающей среды и разработке методик химического анализа, направленных на решение данной проблемы. Мониторингу состояния поверхностных вод на содержание нитрат ионов был посвящен доклад к.х.н., доц. Юшковой Э.Ю. Работа к.х.н., доц. Чепелева С.В. связана с анализом зерновых культур на содержание ионов свинца(II). К.х.н., доц. Карпушина Г.И. представила результаты скринингового определения меди в водах различной природы. Особый интерес вызвал доклад к.х.н., доц. Симаковой О.Е., связанный с определением содержания ионов скандия в образцах горных пород. Новую методику определения серы в нефтепродуктах представила к.х.н., доц. Сенчакова И.Н. 

О результатах выполнения научной работы, связанной с изучением и разработкой методик каталитической деструкции токсикантов, доложились аспиранты кафедры химии. Бендик В.А. сделал обзорный доклад на основе литературных данных о каталитических особенностях алюмосиликатов и областях их применения. Горшковым А.И. изучена структура и фотокаталитическая активность наноплёнок алюмосиликатов на примере реакции разложения модельного органического соединения.

При обсуждении сделанных докладов и подведении итогов работы секции обозначены перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы в контексте программы развития университета.

Заседание секции «Актуальные проблемы многоуровневого химического образования» состоялось 31.01.2020 г. Руководителем работы секции выступала заведующий кафедрой химии, доктор химических наук, профессор Оскотская Э.Р. На секции с докладами выступили преподаватели кафедры химии:

д.х.н., проф. Оскотская Э.Р. Тема доклада: «Сотворчество преподавателя и обучающихся в научной и педагогической деятельности». В докладе отражены современные подходы и модели реализации сотворчества преподавателя и обучающихся в образовательном процессе, а так же педагогические условия, которые его обеспечивают. В образовательном процессе сотворчество может быть представлено коллективной творческой деятельностью, которая возможна при соблюдении следующих условий: целостности образовательного процесса, включающего воспитательные, развивающие и обучающие функции; наличия обратной связи, обеспечивающей взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия; изменения норм деятельности, как преподавателя, так и студентов; использования системы педагогических инструментов. В основе сотворчества учителя и обучающегося в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе, а так же выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности. Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

к.х.н., доц. Грибанов Е.Н. Тема доклада: «Цифровизация химического образования: направления, проблемы, пути реализации».

В докладе обсуждался один из основных мировых трендов развития образования - массовизация и связанная с достижением данного параметра цифровизация образования. Показаны основные проблемы препятствующие достижению данных целей и способы их преодоления. Особое внимание уделено химическому образованию и его специфики при формировании цифрового контента, направленного на развитие профессиональных компетенций обучающихся.

к.х.н., доц. Юшкова Э.Ю. Тема доклада: «Внеурочная деятельность по химии как средство профессиональной направленности».

В докладе отмечено, что становление учащихся, как личности, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности, самоопределения в жизни подростку необходима информация о мире в целом и о возможных профессиях. Внеурочная деятельность по химии может использовать следующие методы и формы профориентационной работы: решение различного рода задач по химии с практическим содержанием; проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время; домашний эксперимент; просмотр видео фрагментов, научных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей; экскурсии на предприятия. Внеурочная деятельность по химии позволяет расширять кругозор обучающихся, знакомить их с разными видами трудовой деятельности, создавая условия для профессионального самоопределения.

к.х.н., доц. Чепелев С. В. Тема: «Концепция основной образовательной программы "Химическое образование"».

В докладе особое внимание было обращено на то, что концепция образовательной программы основывается на следующей цели: формирование у магистрантов компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных), необходимых для выполнения профессиональной деятельности в области химического образования. Образовательная программа ориентирована на профессиональную подготовку выпускников высших учебных заведений (бакалавров или специалистов), владеющих прочными знаниями по химии, и желающих освоить педагогическую, научно-исследовательскую и проектную области профессиональной деятельности.  Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности, научно-исследовательской деятельности, проектной деятельности. Особое внимание уделено развитию навыков проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

к.х.н., доц. Карпушина Г.И. Тема доклада: Изучение темы «ОВР» дисциплины «Общая и неорганическая химия» в рамках направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. В докладе представлены методические подходы к изучению темы «Окислительно-восстановительные реакции». Показано место темы в курсе «Общей и неорганической химии», в курсе химии средней школы. Изучение темы ведется с учетом индикаторов компетенций и специфики направления подготовки.

к.х.н., доц. Симакова О.Е. Тема доклада: «Методико-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». В докладе особое внимание уделено требованиям ФГОС 3++ к профессиональным компетенциям выпускников. В соответствии с новым стандартом, индикаторы компетенций должны быть соотнесены с требованиями профессионального стандарта. С учетом этих требований проводились выбор предметов вариативного блока учебного плана, распределение компетенций, формулировка индикаторов компетенций. В образовательной программе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профиль) Химия и Безопасность жизнедеятельности сформирована логическая система поэтапного формирования профессиональных компетенций студентов, завершающим этапом которой является сдача студентами комплексного выпускного экзамена и защита выпускной квалификационной работы.

к.х.н., доц. Сенчакова И.Н. Тема доклада: «Проектная деятельность как способ активизации познавательной активности обучающихся». В докладе показана необходимость использования в современной школе новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, что позволяет развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

Заседание секции «Актуальные проблемы химико-педагогического образования в школе» проведено 31.01.2020 года в рамках круглого стола, в котором приняли участие ведущие учителя химии Орла и Орловской области, преподаватели вуза, а также сотрудники Института развития образования. Руководителями секций выступали – к.х.н., доц. Сенчакова И.Н. и методист отдела естественнонаучных дисциплин БУ ОО ДПО "Институт развития образования" Шевякова Г.В.

В обсуждениях и выступлениях докладчиков особое внимание уделялось вопросам совершенствования организации и методики преподавания химии в школе.  В работе секции были освещены следующие вопросы:

1. Грибанов Е.Н., к.х.н., доц. выступил с докладом «Формирование научно-исследовательских компетенций школьника при выполнении проектной деятельности». В своем выступлении он обобщил опыт сотрудничества с ОЦ "Сириус" и проектной работы со школьниками в рамках ЮСНИШ "Основы нанохимии". Показал основные проблемы, препятствующие формированию научно-исследовательских компетенций у школьников, а также способы и методики их решения.

2. Сенчакова И.Н., к.х.н., доц. выступила с докладом на тему «Методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии». В своем выступлении она сделала акцент на том, что при организации обучения в образовательных учреждениях на разных уровнях необходимо сделать программу подготовки к ГИА комплексной, учитывающей интересы, склонности и потребности учащихся; стремиться выстраивать их индивидуальные образовательные траектории.

 3. Зав. кафедрой химии, д.х.н., проф. Оскотская Э.Р. подготовила доклад на тему «Сочетание мысленного и реального эксперимента в химических задачах различного уровня сложности». Докладчик отметил высокую эффективность включения таких заданий в школьную практику, так как их выполнение позволяет учащимся достичь высоких результатов на ЕГЭ по химии, а также в олимпиадах различного уровня. Особо отмечено что, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

4. Юшкова Э.Ю., к.х.н., доц. выступила с докладом «Внеурочная деятельность по химии как средство профессиональной направленности». В своем выступлении докладчик на конкретных примерах показал возможности осуществления социализации и профессиональной ориентации обучающихся при осуществлении внеурочной деятельности по химии.

5. Симакова О.Е., к.х.н., доц. подготовила выступление на тему «Организация внеурочной деятельности по химии для учащихся 8-9 классов». Докладчик представил вниманию слушателей авторскую программу «Химия в быту».

6. Карпушина Г.И., к.х.н., доц. выступила с докладом «Методические особенности организации курса «Химия для учащихся 10 класса общеобразовательных организаций» на факультете довузовского образования и профессиональной ориентации». Вниманию слушателей был представлен календарно-тематический план проведения занятий, обсуждены способы преподнесения материала при изучении наиболее трудных тем органической химии. 

7. Шевякова Г.В. методист отдела естественнонаучных дисциплин БУ ОО ДПО "Институт развития образования" представила доклад «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии в условиях реализации ФГОС». В своем выступлении докладчик отметил необходимость формирования универсальных учебных умений при изучении химии, так как это позволяет учащимся быть успешным на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности. Подчеркнута необходимость внедрения в практику обучения таких форм организации образовательной деятельности и методов обучения, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся, на формирование умения применять знания в знакомой и измененной ситуации.

8. Штрайхер И.В. учитель гимназия №34 г. Орла выступила с докладом «Внеклассная работа как способ развития творческого потенциала обучающихся». Докладчик акцентировал внимание слушателей на том, что при организации обучения химии необходимо учитывать интересы и склонности учащихся, предлагая школьникам разнообразные элективные предметы.

9. Тишина Т.В. учитель лицея №32 г. Орла выступила с докладом «Использование активных форм обучения на уроках химии с целью повышения учебной мотивации обучающихся». Докладчик показал возможность использования активных формы обучения (игры, проблемной ситуации, обучения через деятельность) при изучении химии. Подчеркнул, что внедрение таких форм обучения в учебный процесс стимулирует развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества.

10. Карлова Г.В. учитель СОШ №5 г. Орла выступила с докладом «Методика подготовки обучающихся 9-х классов к проведению практической части ОГЭ по химии». В своем выступлении докладчик подробно остановился на изменениях в модели проведения ОГЭ в 2020 году и предложил свою систему подготовки учащихся к экзамену.

11. Иванова Л.В. учитель МБОУ–гимназия №19 г. Орла выступила с докладом

 «Воспитательные аспекты при организации внеурочной деятельности», в котором отметила широкие возможности реализации воспитательных задач при изучении химии.

12. Викторова Е.В. учитель СОШ № 25 г. Орла в своем докладе на тему «Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по химии» поделилась опытом организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ по химии.

13. Булгакова И.Л. учитель лицея №5 г. Мценска в докладе на тему «Система оценки достижения планируемых результатов основного общего и среднего общего образования при обучении химии в условиях реализации ФГОС» отметила, что для повышения эффективности подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по химии необходимо акцентировать на занятиях внимание на вопросах, связанных с методикой оценивания ответов. Это позволит выпускникам алгоритмизировать свой ответ, сделать его предельно четким и, тем самым, повысить вероятность получения максимального балла.

14. Щербакова О.Н. учитель Знаменской СОШ Орловского района подготовила выступление на тему «Химический эксперимент и его место в преподавании химии по ФГОС». Она отметила, что формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без химического эксперимента. Химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

15. Каунова К.Ю. методист центра работы с одаренными детьми Институт развития образования выступила с докладом «Интеллектуальные игры как форма работы с одаренными детьми». В докладе показана перспективность проведения интеллектуальных игр при работе с одаренной молодежью.

Темы: Наука Образование Сотрудничество