Мемориальная всероссийская научная конференция «СЛОВО, ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ТЕКСТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ» (работа секций)
31.10.2025
СЕКЦИЯ 1
Нормативная и диалектная фразеология и фразеография
Руководитель секции: к.ф.н., доцент Зубова Жанна Арнольдовна
В работе секции приняли участие фразеологи из Москвы, Костромы, Ельца, Сыктывкара, Орла.
Ученые предложили свое видение различных аспектов анализа, толкования, трансформации диалектных и литературных фразеологизмов как единиц, фиксирующих и отражающих языковую картину мира русского народа.
Г.Н. Абреимова (Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина) представила функционально-семантический потенциал библейского фразеологизма «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…» в текстах М. М. Пришвина. М. В. Орехова (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) проанализировала адвербиальные фразеологические единицы в рассказе Б. К. Зайцева «Мгла». В. А Туманова и М. А. Фокина (Костромской государственный университет) рассказали о фразеологических средствах организации художественного повествования в романе Сергея Городецкого «Алый смерч»;
Диалектной фразеологии были посвящены доклады В. Н. Гришановой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) – «Отражение норм морали носителей говоров в диалектной лексике». Ж. А. Зубовой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) – «Фразеологические единицы со значениями «плакать» и «смеяться» в орловских говорах», И. С. Урманчеевой (Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина) – «Фразеологические единицы с компонентами-зоонимами в говорах низовой Печоры».
Профессор В. А. Бурцев (Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина) рассказал о когнитивных основах идиоматизации связочных предложений в текстах русской православной проповеди, профессор И. Ю. Третьякова (Костромской государственный университет)».
Учитель русского языка и литературы М. М. Губина (г. Шарья, Костромская обл.,) – фразеологической компетентности современных школьников. Доцент И. В. Попова (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) предложила вниманию коллег результаты своего исследования о семантике и структуре неофразем в Интернет-пространстве, доцент Г. В. Савчук (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) рассказала о фразеологических единицах как носителях эмотивности в русском языке.
Активное участие в работе секции прияла доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Е. В. Огольцева.
Дискуссия вдохновила участников на продолжение активной научной работы, позволила наметить новые направления, которые были невозможны без фундамента, заложенного в каждое исследование профессором Р. Н Поповым.

СЕКЦИЯ 2
Нормативная и региональная лексикология и лексикография.
Актуальные проблемы грамматики литературного языка и говоров.
Руководитель секции:
д.ф.н., профессор Попова Анна Ростиславовна
Одним из направлений мемориальной Всероссийской научной конференции «СЛОВО, ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ТЕКСТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ», посвящённой 100-тетию Р.Н. Попова, стала «Нормативная и региональная лексикология и лексикография и актуальные проблемы грамматики литературного языка и говоров».
Региональная лексикология и лексикография находилась в фокусе внимания Р.Н. Попова на протяжении всей его научной деятельности. В 1970 году в г. Череповце по его инициативе и активной поддержке была проведена одна из представительных международных конференций «Вопросы изучения севернорусских говоров и памятников письменности», собравшая более пятидесяти участников. В 1994 г. в Орле состоялась межвузовская научная конференция «Проблемы региональной лексикологии, фразеологии и лексикографии», издаётся сборник тезисов докладов, в том числе и аспирантов Р.Н. Попова. Лингвокраеведческое направление становится одним из важнейших в деятельности кафедры русского языка Орловского университета (в прошлом педагогического института) и темой ряда его работ.
Продолжением идей учёного стали прозвучавшие на секции доклады. Так, диалектная лексика была многоаспектно рассмотрена в докладе к.ф.н., доцента кафедры русского языка ФБГОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Л.А. Власовой «Наименование пищи в орловских говорах (слова на букву «Х»)».
Немало трудов Р.Н. Попова посвящено анализу художественного текста. Вопросы функционирования определённых лексических единиц в произведениях классической литературы были рассмотрены в докладах к.ф.н., доцента кафедры русского языка ФБГОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» О.Ю. Печёнкиной и студента данного вуза Д.И. Торопыно «Лексико-семантические средства изображения мужских образов в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»»; магистранта Балтийского федерального университета имени И. Канта А.В. Васенковой «Номинации "авторских" цветов и оттенков в романе Б.К. Зайцева "Заря"».
Семантические, структурные, грамматические особенности лексем и словосочетаний в функции обращений были освещены в докладе к.ф.н., доцента кафедры русского языка ФБГОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» Т.Г. Ефимовой.
Особенностям лексикографического представления определённых лексем было посвящено исследование научного сотрудника отдела культуры русской речи Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН К.В. Бачуриной «Шах, мат и пат: о лексикографической фиксации некоторых переносных значений шахматной терминологии».
Каждый из прозвучавших докладов вызывал живой интерес слушателей и вопросы участников конференции. На секции присутствовали учёные из Орла, а также Москвы и Брянска (онлайн), студенты-филологи 1 курса Института филологии, для которых прослушанные выступления стали перспективной научной школой.

СЕКЦИЯ 3
Художественный текст как объект филологического анализа
Руководитель секции:
к.п.н., и.о. зав кафедрой русского языка Рожкова Наталья Васильевна
Работа секции имела в большей степени прикладную направленность. Предметом рассмотрения были тексты разных стилей: художественных и близких им с функциональной точки зрения публицистических текстов. В докладах участников были представлены результаты их размышлений о специфике художественных жанров (доклад Никульцевой В. В. и Щерова В. И. на тему «И вздор потек, теряя берега…». Филологический анализ сонета Игоря Северянина «Зощенко»), о способах создания хронотопа (доклад Шамовой Н.В. на тему Миромоделирование в цикле романов С. Лукьяненко «Лабиринт отражения»), об отдельных приёмах создания художественного образа (доклады Алёшиной Л.В. «Коммуникативный портрет главного героя романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», Антоновой М.В. «Образ Ивана Грозного в сочинениях князя Полубенского», Рожковой Н.В. Красный цвет в повести К. Г. Паустовского «Черное море»), а также проблемам использования средств языка в целях воздействия на читательскую аудиторию (доклад С.И. Дружининой «Реализация коммуникативной стратегии дискредитации в публицистическом тексте»).
Дискуссия о сущности и методах анализа текстов разного характера позволила раскрыть потенциал основных аналитических практик, применяемых на современном этапе развития лингвистики, и наметить перспективы дальнейших исследований в этой научной области.

СЕКЦИЯ 4
Теоретический и практический аспекты преподавания русского языка
Руководитель секции:
к.п.н., доцент Киселева Надежда Ивановна
В рамках Мемориальной всероссийской научной конференции «СЛОВО, ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ТЕКСТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ», посвящённой 100-летию со дня рождения профессора Р. Н. Попова, успешно завершила работу секция «Теоретический и практический аспекты преподавания русского языка» под руководством к.п.н., доцента Н. И. Киселевой.
Работа секции была посвящена осмыслению слова и текста в их теоретическом и практическом преломлении. Участники обсудили широкий спектр проблем: от развития коммуникативной компетенции и современных методик РКИ, включая цифровые технологии, до стратегий анализа художественных и научных текстов. Этот диалог наглядно показал, как классическая проблематика объединяет актуальные вопросы методики – от преподавания русского языка в школе до специфики работы с иностранными студентами.
Ключевые темы, вызвавшие наибольший интерес:
Н. Л. Ермакова раскрыла понятие «коммуникативно-функциональная задача» в методике преподавания РКИ.
Н. И. Киселева предложила практико-ориентированные решения для работы со сложными текстами, что особенно актуально для современной школы.
Особый отклик получил доклад «Изучение основных структур языка науки на занятиях по РКИ» (Г. В. Новикова, И. Ю. Панюшкина, И. Е. Шахова). Предложенные авторами подходы имеют высокую практическую ценность для успешной академической адаптации иностранных студентов.
Все выступления не только продемонстрировали преемственность научных традиций профессора Р. Н. Попова, но и дали ответы на современные вызовы в образовании.
Участники секции отметили высокий уровень организации конференции и выразили благодарность за возможность профессионального общения и обмена опытом.

Темы: Наука Мероприятия
