Вспоминая о Ростиславе Николаевиче Попове
19.09.2025
В преддверии 100-летия со дня рождения великого учёного и человека и в рамках публикаций о его жизни и педагогической деятельности Институт филологии и кафедра русского языка представляют серию очерков-воспоминаний о Ростиславе Николаевиче Попове от учеников, коллег и сотрудников.
Своими воспоминаниями делится Зайченкова Маргарита Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ.
ПАМЯТИ РОСТИСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА ПОПОВА
Столетие со дня рождения Р.Н. Попова, доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля наук Российской Федерации, позволяет восстановить в памяти многие фрагменты его жизненного пути и научно-исследовательской деятельности. В кладовых нашей памяти сохранились черты его выдающейся личности, проявившей себя в ипостасях учёного, руководителя, человека.
В деятельности заведующего кафедрой (Ростислав Николаевич возглавлял кафедру русского языка с 1974 по 2003 год) он порой встречался с отказами со стороны администрации ОГПИ. Ростислава Николаевича отказы руководителей не удивляли и не смущали. Он вновь и вновь обращался к ректору Фёдору Степановича Авдееву и проектору по учебной работе Станиславу Семёновичу Савончику, переходя из одного кабинета в другой до тех пор, пока не получал «добро» на своё обращение.
Именно эти качества – настойчивость в сочетании с упорством и дальновидностью – позволили после длительного хождения по инстанциям добиться открытия совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Благодаря председателю деятельность совета проходила в спокойной и творческой атмосфере, что неоднократно отмечали и диссертанты, и члены совета, и официальные оппоненты, и гости.
Ростиславу Николаевичу Попову удавалось приглашать в качестве оппонентов ведущих учёных Москвы, Ленинграда, Костромы, Владимира, Смоленска, Белгорода, Тулы, Воронежа и других городов. Его тактика проведения заседаний совета стала школой для многих, в том числе для меня как его заместителя.
У Ростислава Николаевича была своеобразная манера участия в свободной дискуссии после выступления официальных оппонентов: он брал диссертацию в руки, пролистывал её, задерживая внимание на нескольких страницах, и таким образом «выуживал» дополнительные достоинства и слабые места в позиции диссертанта, не отмеченные другими членами совета.
Научным «коньком» Ростислава Николаевича была фразеология, к которой он приобщал студентов (курсовые и дипломные работы) и аспирантов, многие из которых стали преподавателями кафедры русского языка: В.Н. Гришанова, Ж.А. Зубова, Д.З. Арсентьев, Т.Н. Пегина, А.Р. Попова, Г.В. Савчук, М.А. Минакова и другие.
Детищем Ростислава Николаевича стал «Словарь орловских говоров», работа над которым началась при Иване Степановиче Торопцеве, но приобрела широкий исследовательский размах благодаря Ростиславу Николаевичу (руководитель словарного коллектива – Т.В. Бахвалова, доктор филологических наук, профессор).
При поддержке Ростислава Николаевича стали проводиться «Лингвистические четверги», которые по творческому потенциалу организаторов и массовости не уступали «Литературным средам» и стали неотъемлемой частью научно-просветительской работы на филологическом факультете.
Запомнился величавый облик Ростислава Николаевича: красивая голова с волнистыми волосами, торжественный велюровый пиджак, обязательный галстук, негромкий голос, неспешная походка.
Таким он остался в памяти коллег, друзей, учеников и единомышленников.
Вечная ему память.

На фото: Р.Н.Попов и М.С.Зайченкова.
