Круглый стол «Роль наставничества в подготовке к конкурсам профессионального мастерства»
24.04.2025
Современное образовательное пространство требует от обучающихся не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Участие в конкурсах и олимпиадах становится важным этапом в подготовке будущих специалистов.
Спикер мероприятия – Алёна Пилипенко, педагог Орловского Автодорожного техникума.
В работе круглого стола приняли участие: Людмила Губарева – декан факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Елена Кузнецова – заведующий кафедрой профессионального обучения, бизнеса и технологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Валентина Гапонова и Елена Слезко – доценты кафедры технологического оборудования животноводства и перерабатывающих производств Брянского государственного аграрного университета, Ирина Солопова – педагог дополнительного образования и Юлия Емельянова – мастер производственного обучения Орловского реставрационно-строительного техникума, Ольга Синельникова и Елена Мерцалова – мастера производственного обучения Орловского технологического техникума, Елена Лидинфа, Ирина Гаврилова, Александр Шелест, Людмила Кузнецова, Оксана Лысак – доценты кафедры профессионального обучения, бизнеса и технологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева и Светлана Романова-Самохина – ст. преподаватель кафедры профессионального обучения, бизнеса и технологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, студенты учреждений системы СПО и ВО региона.


Оживленную дискуссию вызвало сообщение «Инновационные методики создания системы сопровождения, направленной на раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала участников наставнических программ» (Трубина А.Ю). Участники поделились опытом эффективной подготовки к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства, обсудили проблемы, возникающие на всех этапах подготовки обучающихся. Обменялись мнениями: «Как студенту наилучшим образом продемонстрировать уровень сформированности профессиональных компетенций в ходе выполнения практико-ориентированного задания и теоретического этапа Олимпиады».
Большой интерес и активное обсуждение вызвала тема «Использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий при подготовке обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах для повышения мотивации, развития индивидуальной активности, формирования профессиональной компетентности» (Данилова А.А). Все сошлись в едином мнении, что использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий (ИКТ) приобретает особое значение, так как они способны значительно повысить мотивацию, развить индивидуальную активность и способствовать формированию профессиональной компетентности обучающихся.
Особый интерес и увлекательную дискуссию вызвали темы «Наставничество как инструмент сопровождения одаренной молодежи при подготовке к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства» (Глазкова М.И.); «Инновационные технологии выявления, поддержки, развития и социализации одарённых обучающихся как одна из приоритетных задач современного образования» (Чурилов М.Р.).

Присутствующие пришли к заключению, что в условиях стремительной цифровизации и глобализации работа с одарёнными детьми становится ключевым элементом образовательной политики. Инновационные технологии позволяют не только выявлять таланты, но и создавать условия для их гармоничного развития, адаптации в социуме и реализации в профессиональной сфере.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вспомнили слова Василия Александровича Сухомлинского «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В завершение встречи представители образовательных организаций регионов резюмировали, что они обогатились новыми идеями для дальнейшей подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства. При этом крайне важно основываться на основных принципах:
- Подготовка методологических материалов наставничества в образовании, в том числе в подготовке студентов к конкурсам профессионального мастерства зависит от того, какая именно модель обеспечит максимальную пользу и позволит достичь поставленных задач: способствовать профессиональному росту, повысить качество образования, развить личные компетенции и создать условия для успешной социализации и интеграции в современное общество.
- Выбор формы и методики наставничества зависит от целей и потребностей конкретной образовательной организации, особенностей контингента обучающихся и возможностей наставников.
- Эффективная система наставничества требует тщательной проработки механизмов взаимодействия, постоянного контроля и своевременной корректировки подходов, учитывая актуальные тенденции и запросы общества.
Работа круглого стола традиционно завершилась фотосессией.

