«Диалог мировоззрений»: образ наставника глазами будущих теологов
24.12.2023
19 декабря 2023 г., в преддверии новогодних праздников, на кафедре теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ им. И.С. Тургенева состоялось заседание дискуссионного клуба «Диалог мировоззрений». Преподаватели и студенты обсудили тему «Наставничество, как модель воспитания и поведения в православной традиции», которая стала связующим звеном между уходящим «Годом педагога и наставника» и следующим годом - «Годом семьи».
Что такое наставничество, и кто такой наставник? Эти неоднозначные для современного молодого человека вопросы подняли сами ребята, по-разному на них отвечая. Кто-то обозначил наставничество как призвание и осознанный жизненный путь человека. Другие подчеркнули в наставничестве сердечный порыв, обеспечивающий синергию учителя и ученика, старца и послушника, «старшего» и «младшего». Приняв религиозную онтологию за точку отсчета, они обратились к словам Климента Александрийского: «Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном. Он безгрешен, безупречен, Его душа совершенно свободна от страстей. Это — всецело Бог, лишь в человеческом образе; … в видимом образе. Таков безукоризненный наш идеал; к духовному с Ним сходству считаем мы своей обязанностью изо всех сил стремиться».
Своего рода консенсусом стало расширенное понимание наставничества как отношений между наставником и учеником, которые направлены прежде всего на нравственное совершенствование человека, а потом уже на его профессиональный рост. Отмечая особое значение формирование личности в детские и юношеские годы, аудитория обратилась к особенностям наставничества в семье и в образовании. Образ родителя-наставника студенты раскрывали через понимание семьи как «малой Церкви» с ее внутренней иерархией, где отец являет собой образ Христа. Но этот же образ увидели студенты и в служении педагога-наставника.
Общим знаменателем в дискуссии стало признание высокого предназначения наставника. И в повседневности, и в любой профессиональной деятельности наставник «отдает себя», что невозможно без любви к человеку, максимально данной нам в образе Христа.