ММНК «Русский язык как историко-культурное достояние и средство общения многонационального союза народов Российской Федерации»
15.12.2021
Накануне ДНЯ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 10 декабря 2021 г. на базе исторического факультета в формате ZOOM состоялась Международная молодежная научная конференция «Русский язык как историко-культурное достояние и средство общения многонационального союза народов Российской Федерации» в рамках образовательного проекта «Символы России», координаторами которой были доценты кафедры истории России, кандидаты исторических наук Ченская Т.В., Казакова О.Ю., председатель оргкомитета декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор Воронкова И.Е.
Во Всероссийской молодежной научной конференции приняли участие студенты первых курсов ведущих российских вузов непрофильных факультетов, а также учащиеся СПО и обучающиеся средних общеобразовательных школ 9-11 классов. Из различных уголков нашей страны поступили заявки для участия в конференции: Москва, Пенза, Брянск и Брянская область, Курск, Тульская область, Кисловодск.
На конференции поднимались вопросы зарождения и эволюции русского языка, о судьбе русского зыка в условиях глобализации, но самое пристальное внимание участников конференции было уделено государственной языковой политике.
Конференция, посвященная Российской Конституции привлекла внимание иностранных студентов из республик Таджикистан (Гоибов Шерзод), Белоруссии (Бланарь С.В.), Федеративной Республики Нигерия (Керри Ореолува Нонсо).
Шерзод Гоибов, уроженец Таджикистана, из первых рук дал информацию о языковой ситуации в его родной стране. Его научным руководителем является старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации университета Екатерина Гурова. Основное внимание докладчик уделил культурным инициативам по продвижению русского языка в Таджикистане, в частности, Пушкинскому балу.
Тем не менее, студентки факультета иностранных языков Юлия Ахимонова и София Бланарь указали на проблемы русскоязычных диаспор в Таджикистане и других странах ближнего и дальнего зарубежья. Несмотря на многочисленность русскоязычных диаспор (3-4 место в мире) и их желание сохранить свою социокультурную идентичность, по мнению докладчиков, РФ недостаточно внимания уделяет их потребностям и возможностям говорить на родном языке. В связи с растущим вниманием правительства РФ к интеграции трудовых мигрантов из Средней Азии за счет изучения ими русского языка уже на родине, модератор предложила докладчикам высказаться по острой проблеме их языковой компетенции и уровня толерантности по отношению к нашей стране.
Студентка факультета иностранных языков Евгения Молчанова раскрыла правовые основы регулирования языковой политики в РФ, базирующиеся на Конституции страны. Изюминкой работы автора является внимание к проектной деятельности по реализации языковой политики – популяризации русского языка и оценки уровня владения им. Среди наиболее известных проектов – существующий с 2004 г. проект «Тотальный диктант». «Большой этнографический диктант» проходил с 3 по 7 ноября 2021 г. В нем участвовали студенты бакалавриата и магистратуры, преподаватели Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Среди писавших этнографический диктант высший балл (100 баллов) набрали 9 участников. Автор проекта набрала в «Большом этнографическом диктанте» 94 балла и рассказала о своем опыте.
Видео-презентации участников из Индии и африканских стран были посвящены трудностям в изучении русского языка иностранцами, обучающимися в России, дистанционно осваивающими язык, а также желающими переехать в нашу страну на постоянное место жительства.
Эолана Астафьева, студентка ФТПиС ОГУ им. И.С. Тургенева посвятила выступление проблемам и перспективам реализации языковой политики в РФ. Она проявила себя хорошим полемистом, отстаивая собственное мнение по проблемам борьбы государства с распространением обсцентной лексики и последним инициативам Госдумы о запрете на указание национальности преступника. Автор не обошла и острые углы темы, например, комментируя поправку в Конституцию о «языке государствообразующего народа», вызвавшую возмущение национальных меньшинств и религиозных объединений. По мнению Эоланы, эта формулировка не может понизить статус и права других народов.
Однако, с точки зрения другого нашего участника, ученика 9-го класса СОШ 50 г. Орла, Александра Королева, статус языка государствообразующего народа открывает заманчивые перспективы для его сохранения. Дело в том, что современный русский язык создан на основе московского койне (диалекта), однако, в России насчитывается до четырех тысяч региональных диалектов (говоров), составляющих истинное речевое богатство. К сожалению, статус языка как средства межнациональной коммуникации внутри страны привел к его стандартизации и невниманию к локальным языковым вариантам. К тому же, говор считается разговорным языком русской деревни – уходящей натуры постиндустриального общества. Автор проекта разработал конкретные рекомендации по изучению и сохранению диалектов русского языка в цифровую эпоху.
Последний участник секции, Евгения Законова, представляла Университетскую гимназию ОГУ имени И.С. Тургенева. Свое выступление она посвятила современной языковой политике России, в частности, новейшим инициативам по реформе русского языка в связи с устаревшими нормами 1956 года.