VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории».
27.03.2024
22 марта состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории».Эта ежегодная конференция позволяет коллегам обменяться опытом в области русского языка и методики его преподавания как иностранного. Но в 2024 году проведение конференции приурочено к 50-летию кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации.
Пленарное заседание проходило на базе Центра коллективной работы «Точка кипения ОГУ им. И.С. Тургенева», в котором приняли участие по видеосвязи коллеги из разных стран: Сы Цзюньцинь (Китай), Кенжебаева Ж.Е. (Республика Казахстан), Эрнисова А.Э., Шалыгина Н.А. (Республика Кыргызстан), Сун Кэлинь (Белоруссия), Ануфриева Г.В. (Республика Алтай), Парахонько Л.В. (Молдова), а также офлайн участвовали преподаватели кафедры Елизарова Л.Н. и Колесникова Л.Н. Далее работа конференции продолжилась на секционных заседаниях.
На секции «Русский язык как иностранный: теоретические и прикладные аспекты современной лингводидактики и методики преподавания» исследователи поделились результатами научной работы в области методики преподавания русского языка в иностранной аудитории. Особый интерес вызвали доклад Рублевой Е.В. (ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», г. Москва) о лингводидактических особенностях создания «метаучебника» по РКИ; выступления Шаховой И.Е. о специфике обучения лексике и грамматике на уровне В2 и Шадриной Т.С. об изучении времён бесприставочных глаголов движения на элементарном уровне РКИ; а также сообщения Бельской М.И. и ГолбанО.С., посвященные аспекту использования наглядных средств при обучении РКИ (карикатуры Херлуфа Бидструпа, картины русских художников).
Участники секции «Научный стиль речи и язык специальности: проблемы формирования профессиональной компетенции на русском языке» отметили особенности работы Малюченко О.Ю., которая была посвящена обучению конспектирования на занятиях по научному стилю речи; доклада коллеги из Казанского федерального университета ФатхутдиновойВ.Г. о коммуникативной вариативности научного текста как лингводидактической проблемы, а также выступленияЧечиль Е.А. об эффективности использования аудиовизуальных средств на уроках РКИ на примере научно-популярных видео.
В работе секции «Лингвострановедение, лингвокультурология, межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков»приняли участие не только коллеги из России, но и Китая. Обсуждались актуальные проблемы межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам и русскому языку как иностранному.Рассматривались важные лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты в преподавании РКИ.Так Боровая Е.И. выделила лингвистические лакуны на занятиях РКИ; доклад Гуровой Е.П. о формировании социокультурной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному на материале произведений живописи вызвал бурное обсуждение; Коренева Л.А. провела экскурсию по городу. Очень заинтересовал коллег доклад Сюй Синьосравнении китайской и российской рекламы алкоголя (Китай).В ходе обсуждения были приняты решения о перспективных и эффективных направлениях в обучении языку как средстве формирования коммуникативной лингвокультурологической компетенции и развития личности студентов.
В секции«Особенности организации внеучебной работы современного вуза по социокультурной адаптации иностранных студентов» проблемам адаптации иностранных студентов уделили внимание Барацевич С.В., подробно осветив вопрос признания иностранного образования,и Розина М.С., которая дала характеристику адаптационным университетским программам.
Об актуальных проблемах научного изучениярусского языка и литературы дискутировали участники секций«Русский язык: актуальные проблемы научного изучения» и «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве». Логачева А.А. осветила вопросы синтаксической синонимии как средства выразительности в современном русском языке;Парахонько Л.В. (Молдова) представила интересный доклад о дидактике лексикологии; Ермакова Н.Л. поделилась с коллегами опытом использования мультипликационных фильмов в практическом курсе русского языка.
Проведение конференции в данном формате дало возможность коллегам обменяться опытом в области преподавания русского как иностранного, а также обратитьвнимание на актуальные вопросы изучения русского языка в целом.