Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Учащаяся гимназии - соавтор исследования, опубликованного в мировой базе научных работ SCOPUS

08.07.2020

Исследовательская работа «Синтез, микроструктура, диэлектрические и сегнетоэлектрические свойства керамики (Na, Bi, K)TiO3»  была опубликована в научном журнале «Поверхность. Рентгеновские синхротронные и нейтронные исследования» (2020 год, №7, стр. 18-22), входящем в мировую базу публикаций «Scopus». Кроме того, эта публикация издалась на английском языке  в переводном журнале «Journal of Surface Investigation: X-ray, Synchrotron and Neutron Techniques» (2020 год, том 14, №4, стр. 663–667), и уникальный факт успешного вовлечения школьников в серьёзное научное исследование становится известным всему миру. Авторами статьи является команда из нескольких образовательных организаций:

• Федерального исследовательского центра химической физики им. Н. Н. Семенова РАН;
  • МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • Образовательного центра «Сириус»;
  • ОГУ имени И. С. Тургенева;
  • Национального исследовательского университета «МИЭТ».

Среди авторов - ученица 10 класса технологического профиля Гимназии №1 ОГУ имени И.С. Тургенева Анастасия Ефремова, выпускница юношеской специализированной научно-исследовательской школы (ЮСНИШ) «Основы нанотехнологий» нашего университета, которая в течение двух смен обучалась в Образовательном центре «Сириус» по направлению «Нанотехнологии» на программе «Большие вызовы» (партнер Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО).

В центре внимания научной работы – исследование свойств пьезокерамики. Этот уникальный тип материалов позволяет делать механические движения с точностью в десятки раз меньше чем даже размер одного единственного атома – что применяется в зондовых микроскопах, являющихся одним из основных приборов нанотехнологов, а также во множестве других областей от двигателях автомобилей до гидролокатора подводных лодок. Совершенствование пьезокерамики – важная задача для России.

Подробнее о ходе исследования рассказал один из его авторов - научный руководитель Анастасии Ефремовой - директор Ресурсного модельного центра дополнительного образования детей ОГУ имени И. С. Тургенева, руководитель ЮСНИШ «Основы нанотехнологий» Юрий Вадимович Хрипунов:

«Мы стали частью коллектива, решающего задачу по разработке современных пьезокерамических материалов и уточнению свойств уже существующих «пьезокерамик». Мы включились в эту работу, потому что поставили задачу вместе со школьниками войти в коллаборацию и отработать схемы и возможности участия школьников в подобных сообществах. А так как керамика является основой двигателей и сканеров зондовых микроскопов  и другой прецизионной техники, то мы решили поработать в этом направлении, поскольку этому сопутствует и современный инжиниринг. Здесь нам на помощь пришли наши партнеры, это завод «Протон» (г. Зеленоград) и Национальный исследовательский университет «МИЭТ», которые уже работали над этим и пригласили нас к сотрудничеству. Нам предложили заняться исследованием поверхности получающихся материалов. Эту работу мы осуществляли в команде с преподавателем Т.А.  Кокшаровой и школьником Д. Р. Кашаповым в ОЦ «Сириус; исследователем  Артёмом Логиновым из МГУ имени М. В. Ломоносова; ученым, конструктором,  преподавателем и инициатором привлечения школьников в научные исследования Борисом Логиновым из зеленоградского МИЭТ»-а и АО «Завод ПРОТОН»; а также вместе со мной как педагогом - со школьницей А.А. Ефремовой, дважды участницей июльской научно-технологической программы «Большие вызовы» 2018 и 2019 года по направлению «Нанотехнологии», организованному в сотрудничестве с ФИОП (группа РОСНАНО). Вместе мы осуществляли исследования поверхности образцов, их морфологии на зондовых микроскопах. Из числа полученных кадров делалась статистическая выборка: с одной стороны, все кадры и фотографии, которые нужно представить в эту работу, с другой мы предоставили из их анализа набор данных, которые можно было в дальнейшем систематизировать».

Поздравляем Анастасию и ее научного руководителя с замечательным результатом! Желаем новых открытий и достижений!

Темы: Наука Достижения Сотрудничество