Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

«Неделя науки – 2019» в Гимназии №1. Часть четвертая

17.04.2019

11 апреля в рамках Недели науки-2019 в Гимназии №1 ОГУ имени И.С. Тургенева была организована дискуссионная площадка «Россия и мир ХХ века в фокусе вспомогательных исторических дисциплин». Формат научного мероприятия предполагал выступления нескольких спикеров и обсуждение собравшимися их выступлений.

Тема дискуссионной площадки является значимой с научно-методической точки зрения и актуальной с дидактической. Вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы) — это отрасли исторической науки, изучающие отдельные виды исторических источников (печати, марки, открытки, деньги, награды, карты и пр.). Пасынки в семействе классических исторических дисциплин, ВИДы имеют большую общественную значимость. Например, сейчас происходит бум генеалогических исследований — все хотят знать свои исторические корни, прошлое своей семьи, роются в архивах, рисуют генеалогические деревья, охватывающие несколько поколений родственников. Практически любые свидетельства о прошлом человечества являются объектами коллекционирования, страстного собирательства, а специалисты, занимающиеся их изучением, представляют различные вспомогательные исторические дисциплины — геральдику, сфрагистику, эпиграфику, нумизматику, бонистику, архивоведение, ономастику и пр.

Дискуссионная площадка по такой тематике актуальна и в связи с перспективой введения обязательного ЕГЭ по истории. Дело в том, что около 40% заданий итоговой аттестации по предмету посвящены истории ХХ века, а излюбленной наглядной формой заданий являются марки, плакаты, медали, монеты, карикатуры — все то, чему посвящены ВИДы.

Открыла мероприятие учитель истории О.Ю. Казакова мастер-классом «Участие СССР в освобождении народов мира от немецких и японских оккупантов».

Ольга Юрьевна отметила, что опыт преподавания в 10-м классе темы, разбитой программой на два параграфа, показывает трудности усвоения и целостного восприятия учениками последнего этапа Великой Отечественной войны и разгрома Японии. Фалеристика и нумизматика дают не только наглядный зрелищный дополнительный материал по теме уроков — награды и юбилейные монеты стран-участниц войны, но отвечают определенным новым культурно-историческим стандартом современным подходам к изучению и преподаванию темы — интегративному (изучение истории России как части мировой истории) и культурно-историческому (изучение не только событий прошлого, но и исторической памяти о них).

Советская и российская нумизматика и бонистика стали темой выступления ученицы технологического класса Ксении Селютиной. Она принесла собственную солидную коллекцию монет и банкнот, сделав свое выступление зрелищным и предметным. Особый интерес вызвало ее собрание памятных монет и банкнот, посвященных знаковым событиям новейшей отечественной истории — олимпиаде в Сочи-2014 и чемпионату по футболу 2018. Ксения оказалась футбольной болельщицей, поэтому в ее коллекции есть денежные знаки с символикой, которые выдавались только в банкоматах около стадионов, где проходили матчи.

Данила Горностаев выступил с большим обзорным докладом об отражении перипетий отечественной истории ХХ века в бумажных деньгах. Он показал себя компетентным и внимательным исследователем, разобравшимся в специальной терминологии (эмиссия, дефляция, деноминация, денежные суррогаты и пр.) и верно определившим влияние на историю денег Первой Мировой войны, Русской революции и Гражданской войны. Выступление Данилы сопровождалось прекрасной презентацией, которую он распечатал для удобства зрителей.

 

Александра Серегина посвятила выступление редкой вспомогательной дисциплине — вексиллогии, изучающей плакаты. Агитационный плакат — яркое и характерное явление ХХ века. Александра сравнила плакаты разных стран и выявила общее и особенное в них. В частности, она проследила историю и варианты известного плаката времен Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» Для выступления А. Серегиной был характерен личностный подход, она дополняла мнения историков собственными наблюдениями и оценками. Может быть поэтому ее выступление вызвало отклик аудитории и признано лучшим.

Благодарим Ольгу Юрьевну Казакову, учителя истории гимназии, к.и.н., доцента кафедры истории России за интересное и познавательное мероприятие.

Темы: Наука Образование Жизнь университета