Университетская гимназия – партнер исторического факультета
25.04.2022
2022 год объявлен Правительством Российской Федерации Годом культурного наследия. Данный вектор государственной культурной политики призван привлечь внимание исследователей и широкой публики к традиционному обществу, культурному богатству народа. Вопросы изучения и сохранения фольклора (от англ. «народной мудрости») находятся в сфере интереса этнографии – исторической науки, изучающей этносы, их происхождение, состав, расселение, образ жизни, материальную и духовную культуру.
В рамках тематического года исторический факультет ОГУ имени И.С. Тургенева организовал молодежный конкурс (для школьников, учащихся СПО и студентов) научно-исследовательских проектов «Культурный код: этнография в фокусе межкультурной коммуникации», приуроченный к 200-летию уроженца Орловской области, одного из первых отечественных этнографов-фольклористов, Павла Ивановича Якушкина. В облике простого странника-коробейника он прошел пешком многие губернии Российской империи, останавливался на постоялых дворах и в крестьянских избах, наблюдал за повседневной жизнью народа, записывал его песни, частушки, прибаутки, сказки. В пореформенную эпоху 1860-х гг. с особой силой и убедительностью прозвучали его публикации народных песен и описания путешествий в народ, сохранившие научную ценность до наших дней.
Внимание истфака к юбиляру не случайно, так как он учился в губернской мужской гимназии, в здании которой сейчас располагается этот факультет. Уже в годы учебы Павел Якушкин проявил интерес к народной культуре и образу жизни, за что учитель прозвал его «мужицка чучелка».
Известный писатель Николай Лесков оставил теплые воспоминания о Якушкине-гимназисте: «Он вышел из Орловской гимназии в тот год, когда меня привели туда девяти лет в первый класс и посадили на одну скамью с младшим братом Якушкина — Виктором. В гимназии Павел Иванович оставил по себе в ближайших поколениях героические предания: говорили о крайней его небрежности в туалете, и особенно о его «вихрах». (…) его могучие вихры (…) торчали, как будто их выпирала из головы какая-то сверхъестественная сила. Это частию заходило даже в область чудесного: Якушкин представлялся чем-то вроде тунгузского чудотворца, который, проведя рукою по распоротому брюху, заживляет рану в одно мгновение ока. О Якушкине говорили, что его остригут, а он сейчас же себе будто на ладони поплюет да проведет ими по волосам, и буйные вихры его сейчас опять и поднимутся».
Университетская гимназия считает себя преемницей гимназических традиций той самой дореволюционной гимназии, из стен которой вышли выдающиеся писатели, ученые, путешественники, общественные деятели 19-начала 20 веков. Поэтому мы не могли остаться в стороне от участия в этнокультурном юбилейном мероприятии исторического факультета.
Учитель истории гимназии Ольга Юрьевна Казакова познакомила гимназистов с жизнью и творчеством П.И. Якушкина.
Елена Череповская, ученица 11 класса технологического профиля, разработала дизайн рекламно-информационной кампании конкурса на основе синтеза традиционных и современных образов. В центре композиции она поместила куар-код, всем известный и узнаваемый в связи с эпидемией коронавируса. Так как конкурс посвящен этнографической проблематике, то его название стало центральный элементом узнаваемого регионального этнокультурного бренда – орловского списа – древней и загадочной вышивки счетной гладью. Выбрав для оформления традиционные для этой вышивки красный и синий цвета, Елена создала лаконичную, цельную, яркую и запоминающуюся эмблему конкурса.
Ученик 10 класса тнхнологического профиля Никита Збиняков подготовил макет программы конкурса с использованием другого элемента орловского списа – Древа жизни – символа бессмертия рода и его долголетия. Этот образ выбран неслучайно. В традиционном обществе культурное наследие передается из уст в уста из поколения в поколение, поэтому институты семьи и рода играют ключевую роль в сохранении и трансляции этнографических артефактов.
Учащиеся университетской гимназии приняли участие в двух конкурсных номинациях. В конкурсе этно-презентаций «Мои корни» историями своих семей поделились учащиеся 10 класса Софья Иванова и Кирилл Збиняков.
География семьи Збиняковых охватывает области Донбасса, Курска, Орловщины, а этнический состав имеет казацкие и крестьянские корни.
Софья Иванова проследила историю шести поколений своей семьи. Она искала информацию не только у дальних и близких родственников, но и в семейных и государственных архивах. Результатом ее исследования стало генеалогическое древо из 60 (!) имен, вершиной которого являются сама Софья, ее братья и сестра, а корни уходят в дореволюционную России к крестьянским и дворянским семьям Ивановых, Востриковых, Царевых, Комаровых.
В результате в номинации «Мои корни» молодежного конкурса научно-исследовательский проект Софьи Ивановой признан лучшим, автор награжден дипломом, а научный руководитель, учитель истории гимназии, О.Ю. Казакова, - благодарственным письмом от организаторов.
Учащиеся 10 класса Кирилл и Никита Збиняковы приняли участие в конкурсе эссе «Уходящая натура? Проблемы сохранения и развития культурного наследия в эпоху глобализации».Согласно теории модернизации, глобализация и единое информационное общество стирают региональные, национальные, культурные различия для удобства всемирной коммуникации и стандартизации потребления. Ценой прогресса становится утрата этнокультурного разнообразия, гибель наиболее уязвимых сегментов культуры, сформировавшихся в изоляции прошлых времен – диалектов, фольклора, национального костюма, традиционного образа жизни.
Участникам конкурса предлагалось поразмышлять над следующими вопросами: Насколько серьезна угроза утраты культурного наследия? Необходимо ли сохранять культурное наследие в его первозданной чистоте или возможны варианты переосмысления роли и места традиционного культурного багажа в современной жизни? Гимназисты-авторы эссе заняли четкую и довольно провокационную позицию. С их точки зрения, преимущества глобализации, доступные для всех, перевешивают ее недостатки, ущерб, наносимый отдельным этнокультурным группам. Они совершили интересный исторический экскурс для выявления генезиса и особенностей традиционной культуры. Оценив реальные, весьма скромные, результаты различных государственных программ и общественных проектов по сохранению культурного наследия, авторы отстаивают естественное развитие цивилизации, в ходе которого локальные традиционные культуры или их элементы могут сохраниться не по инициативе властей, а в силу потребности населения, заинтересованного в продолжении культурной традиции. Полемически острое, но хорошо аргументированное эссе гимназистов заняло второе место в номинации, ее авторы награждены дипломами, а научный руководитель, заместитель директора гимназии по инновационному развитию и проектной деятельности, Е.А. Збинякова, - благодарственным письмом от организаторов.