Участие в Конгрессе «Психологическое сопровождение и благополучие в системе высшего образования»
24.11.2025
21 и 22 ноября на площадке НИУ «Высшая школа экономики» состоялся конгресс «Психологическое сопровождение и благополучие в системе высшего образования», в котором приняли участие более ста представителей вузов из различных регионов страны.


Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева на Конгрессе представляли начальник службы социально-психологической поддержки Ольга Овсянникова и педагог-психолог Татьяна Ртищева.
Ключевым событием конгресса стала презентация проекта концепции социально-психологического благополучия, в разработке которой приняли участие эксперты НИУ ВШЭ.
В роли модератора пленарного заседания выступил директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Он поблагодарил Минобрнауки России за создание условий для дискуссии по вопросам социально-психологического благополучия с участием академического сообщества, экспертов, тех, кто отвечает за государственную политику в сфере высшего образования, и специалистов на местах.
Как отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков, в контексте быстро меняющегося мира, информационной нагрузки и других факторов важной задачей становится создание условий, при которых каждый студент может комфортно учиться и развиваться. «Эти факторы меняют условия получения высшего образования, где психологии и психологическому сопровождению должна принадлежать совершенно новая роль. При этом принципиально важны не только содержание психологической работы, но и методы — ведь речь идет о том, чтобы профессионально организовать ее для миллионов студентов. Поэтому нас ждет вдумчивая, последовательная и целенаправленная работа. Все рекомендации, которые будут выработаны в ходе обсуждений на конгрессе, мы с коллегами обязательно учтем», — рассказал Валерий Николаевич.

Президент Российского психологического общества Юрий Зинченко заострил внимание на качестве психологической помощи, которую получают студенты.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова предложила обсудить тему психологического сопровождения с учетом развития технологий искуственного интеллекта, а также рассмотреть лучшие практики поддержки отдельных категорий студентов, в том числе членов семей бойцов СВО.
О проекте концепции социально-психологического благополучия участникам конгресса рассказали замдекана факультета социальных наук, руководитель Департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Чумакова и замдиректора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Анна Брайнес.
Мария Чумакова констатировала, что в современной психологической науке происходит сдвиг парадигмы от психологии болезни к психологии здоровья, и в этом контексте предложила говорить о поддержке, сопровождении студентов, создании возможностей для реализации их потенциала. «Студенты — это наше с вами будущее. Всем нам очень важно, чтобы они реализовались и как успешные компетентные специалисты, и как счастливые люди с удачной личной, семейной жизнью. Парадигмальный переход от реагирования на проблему к поддержке и развитию ресурсов мы предлагаем рассматривать как интеллектуальную систему координат для решения наших ключевых задач», — отметила Мария Чумакова.
Основным принципом концептуальной модели благополучия студентов она назвала создание целостной экосистемы, которая работает не только на оказание помощи, но и на профилактику проблем. Речь идет об обеспечении физического, эмоционального, социального и академического благополучия в комплексе. «Только во взаимосвязи всех четырех сфер студент себя реализует по максимуму, а проблемы в одной ведут к проблемам в других», — отметила Мария Чумакова.
В ходе проектной сессии участники Конгресса обсуждали проблемы поддержки социально-психологического благополучия ветеранов СВО, студенческих семей, иностранных и иных категорий студентов. Решения, выработанные за эти два дня, станут основой для формирования задач по психологическому сопровождению и благополучию в системе высшего образования на следующий год.
