Студенты представили социальные проекты в рамках образовательного подхода «Обучение служением»
21.05.2025
21 мая 2025 года в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева состоялась экспертная сессия по оценке студенческих проектов, реализуемых в рамках образовательного подхода «Обучение служением». Встреча прошла в корпусе №11, собрав студентов, преподавателей и приглашённых экспертов, заинтересованных в развитии социально ориентированной проектной деятельности молодежи.
«Обучение служением» — это новый образовательный подход, запущенный 1 сентября 2023 года в более чем 100 российских вузах и колледжах. Он совмещает академическое обучение с реальной общественно полезной практикой и способствует воспитанию патриотичной, ответственной и инициативной молодежи. В основе модели — решение значимых социальных задач через проектную деятельность студентов совместно с представителями НКО, государства и бизнеса.
В ОГУ имени И.С. Тургенева «Обучение служением» реализуется уже не первый год и демонстрирует высокую заинтересованность студентов в участии. На суд экспертной комиссии в этот раз было представлено 14 проектов, охватывающих разнообразные направления — от цифровых решений и экологии до туризма, урбанистики и инклюзивной среды.
Организатором мероприятия выступила Наталья Лаушкина, и.о. проректора по учебно-методической деятельности. В составе экспертной комиссии работали 8 специалистов, включая и.о. проректора по административно-хозяйственной деятельности и инфраструктурному развитию Дениса Данилевича; директора Института естественных наук и биотехнологии Анжелу Тяпкину; директора Центра развития компетенций и карьеры Жанну Климову; директора Центра информатизации Сергея Новикова; доцента кафедры информационных систем и цифровых технологий, начальника службы Web-технологий Антона Ужаринского; директор Ресурсного центра добровольчества Елену Баженову; Махматзамонову Анну – члена Регионального отделения Орловской области «Волонтеры-медики»; директора Бизнес-инкубатора Ольгу Фирсову; заведующего кафедрой туризма и гостиничного дела Михаила Шмаркова.
Экспертная оценка охватила 10 проектов, представленных студентами первого курса Института приборостроения, автоматизации и информационных технологий (ИПАИТ). Особый интерес и перспективу масштабирования вызвали следующие инициативы:
- Разработка чат-бота для информирования населения о мерах первой медицинской помощи;
- Создание системы электронного расписания для СПО;
- Разработка сайта и чат-бота для популяризации туристических маршрутов Орла и Орловской области;
- Генетические тесты: генетический скрининг на аутосомно-рецессивные заболевания;
- Информирование родителей о гаджетах для обеспечения безопасности детей с ОВЗ.
На защите последнего проекта — «Информирование родителей о гаджетах...» — присутствовали представители автономной некоммерческой организации «Озарение», оказывающей помощь детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра и их семьям. Именно они выступили социальными заказчиками, что подчеркнуло актуальность и прикладной характер проекта.
Денис Данилевич в завершение сессии подчеркнул: «Все представленные проекты очень интересны и заслуживают внимания. Отрадно наблюдать, как растёт сильная и мыслящая студенческая смена. Эти инициативы нужно развивать, поддерживать, вовлекать в междисциплинарные направления — и я буду рад видеть такие проекты реализованными на территории будущего бизнес-кампуса ОГУ имени И.С. Тургенева».
Проектная активность студентов координировалась доцентом кафедры логики, философии и методологии науки, к.ф.н. Анны Гревцевой. Она отметила высокий уровень подготовки студентов и качество их идей.

Елена Баженова, директор Ресурсного центра добровольчества ОГУ имени И.С. Тургенева, также высоко оценила формат мероприятия: «Это первый опыт масштабной презентации инициативных проектов студентов в рамках формата "Обучения служением". Мы уже видим, как некоторые инициативы могут быть рекомендованы для социальных заказчиков — от муниципальных департаментов до общественных организаций города Орла».
Проекты студентов оценивались по нескольким критериям: значимость, степень проработанности, реалистичность, командная работа и потенциал к масштабированию.
Итоги экспертной сессии подтверждают: «Обучение служением» — не просто формальный подход, а эффективный инструмент формирования нового поколения лидеров и профессионалов, готовых менять общество к лучшему.
