Интервью с молодыми преподавателями ОГУ имени И.С. Тургенева
19.11.2024
В настоящее время средний возраст профессорско-преподавательского состава ОГУ имени И.С. Тургенева составляет 52 года, а количество преподавателей в возрасте до 39 лет - 13,7%. В честь празднования Дня преподавателя высшей школы пресс-центр ОГУ имени И.С. Тургенева взял интервью у нескольких молодых педагогов университета, в котором они рассказали, как пришли в профессию, с какими вызовами сталкиваются и что их вдохновляет.
Молодые преподаватели играют важную роль в образовательном процессе: привносят в него свежие взгляды и идеи, внедряют новые технологии и подходы, а своей энергией мотивируют студентов на активное участие в учебном процессе и исследовательских проектах.
Первая героиня этого материала – Кристина Харланова, 24 года, ассистент кафедры электроники, радиотехники и систем связи. Девушка преподает широкий спектр дисциплин, включая введение в инженерную деятельность, компьютерное моделирование радиоэлектронных средств, технологию монтажно-сборочных работ в инфокоммуникациях и много другое.
Как вы пришли в профессию преподавателя и почему выбрали именно преподавание в вузе?
Будучи студенткой, я начала свою трудовую деятельность в университете в должности техника в Инжиниринговом центре технологий цифровой среды: телекоммуникации, средства связи и энергоэффективность. По прошествии времени я окончила магистратуру, стала аспирантом и сейчас параллельно занимаюсь преподавательской деятельностью. В связи с вызовами, стоящими перед нашей Родиной, требуется много грамотных инженерно-технических специалистов, а занимаясь преподаванием, я не только сама расту на профессиональном поприще, но и принимаю участие в подготовке специалистов, отвечающих современным реалиям.
Какие вызовы и трудности возникают перед молодыми преподавателями в начале карьеры? Как вы справляетесь с ними?
Одна из серьёзных трудностей молодого преподавателя – это небольшая разница в возрасте со своими студентами, а иногда разница в возрасте бывает и отрицательная, например, с заочниками.
Поэтому мне, как молодому преподавателю, требуется быть профессионалом, обладающим углубленными знаниями в профессии. Чтобы быть на высоте и иметь авторитет среди студентов, надо постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, доказывая это своей работой в области науки.
Что вас вдохновляет в работе со студентами? Есть ли у вас какие-то особенные методы взаимодействия с аудиторией?
Я преподаю технические дисциплины, и меня вдохновляет в работе то, что я могу дать студентам новые знания, то, чем они ещё не обладают. А также моя цель и задача – привить студентам желание учиться, развиваться всесторонне, помочь им стать профессионалами с большой буквы.
Какой совет вы могли бы дать своим коллегам, особенно тем, кто только начинает свою преподавательскую деятельность?
Преподаватель в своей деятельности должен постоянно совершенствоваться, уметь использовать новые методики и технологии, следить за изменениями в окружающем мире и меняться вместе с ним, понимать и учитывать интересы студентов.
Второй герой интервью – Родион Суверин, ассистент кафедры внутренних болезней, 27 лет. Он преподает будущим медикам инфекционные болезни и практику по неотложным медицинским манипуляциям.
Как вы пришли в профессию преподавателя и почему выбрали именно преподавание в вузе?
Я пришёл в профессию преподавателя, потому что всегда хотел иметь возможность передать часть своего накопленного опыта другим людям, поделиться своими личными наблюдениями. Когда представилась возможность стать преподавателем высшей школы и учить студентов, я понял – это мой шанс.
Какие вызовы и трудности возникают перед молодыми преподавателями в начале карьеры? Как вы справляетесь с ними?
Основная сложность, которая может ждать молодого преподавателя это, конечно, контакт со студенческой аудиторией и взаимоуважение, которое является неотъемлемой частью учебного процесса. Справляться с этим мне помогает уверенность в том, что я говорю и о чём рассказываю. Это помогает поддержать интерес в студентах, научить их слушать.
Что вас вдохновляет в работе со студентами? Есть ли у вас какие-то особенные методы взаимодействия с аудиторией?
Больше всего в преподавании меня вдохновляет вовлеченность студентов в работу. То, как они слушают, стараются запомнить важную для них информацию, чтобы затем в нужный момент претворить её в жизнь. В этом значительно помогает мой личный жизненный опыт, опыт врачебной практики. Если слова подкрепляются какой-то практической информацией, это всегда способствует лучшему их усвоению. Подобные вещи я чувствовал сам, ещё будучи студентом института.
Какой совет вы могли бы дать своим коллегам, особенно тем, кто только начинает свою преподавательскую деятельность?
Не нужно бояться рассказывать студентам о своих ошибках, так же, как о победах. Открытость преподавателя располагает к нему студентов, заставляет их со вниманием слушать и запоминать, уважать говорящего. Нельзя забывать о том, что мы все раньше были студентами, и вещи, которые сейчас выглядят чем-то совсем простым, совсем не обязательно кажутся такими для слушающей аудитории. В учебном процессе иногда следует быть гибким, подбирая такие слова и термины, которые наверняка найдут отклик в сердцах студентов. Я думаю, это именно то, к чему себя должен подготовить молодой преподаватель, только вставший на тяжёлый путь науки, оказавшись по другую сторону «баррикад».
Темы: Образование