В ОГУ имени И. С. Тургенева обсудили современное профессиональное образование
09.10.2024
В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева прошла Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Традиционное мероприятие в этот раз посвятили Году семьи и 300-летию Российской академии наук.
В рамках конференции эксперты рассматривают современные вызовы в образовании через разрешение профессиональных проблем в разных сферах: технической, медицинской, педагогической и т.д.
«Конференция проводится как запрос на те вызовы, которые нам бросает социокультурная ситуация. Ранее мы рассматривали проблемы надвигающейся на нас цифровизации, позже решали вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в период пандемии. Сейчас мы уже в цифровизации, к нам приходят студенты «нового вида», а преподаватели сталкиваются с новыми проблемами», – отметила Марина Алдошина, директор центра взаимодействия с Российской академией образования ОГУ имени И.С. Тургенева.
Марина Ивановна подчеркнула, что конференция проходит в преддверии юбилея РАН, и организаторы мероприятия видят ее основную миссию во включении научной составляющей в решение проблем, стоящих сейчас как перед регионом, так и перед страной. Кроме того, значительную часть образовательных программ ОГУ имени И.С. Тургенева составляют педагогические программы, вуз ведет подготовку педагогов разных уровней не только для Орловщины, но и для других регионов. Образовательная деятельность в этом направлении становится особенно актуальной в Год семьи.
На открытии пленарного заседания конференции выступили депутат ГД РФ Ольга Пилипенко, и.о. проректора по научной и проектно-инновационной деятельности ОГУ имени И.С. Тургенева Лариса Борисоглебская и заместитель руководителя Центра развития образования Российской академии образования Эммануил Баграмян.
Ольга Васильевна отметила, что российское образование сегодня находится на пороге больших перемен, поэтому важно осмыслить, что было сделано для реформы профессионального образования ранее, какой опыт из этого можно почерпнуть и что хорошего оставить при формировании новой системы.
«...Профессиональное образование является основополагающим для формирования технологического суверенитета, безопасности и независимости государства. Поэтому сегодня идет серьезная разработка нормативно-правовых актов, формирование бюджета тоже с этим связано. Будем работать над этим направлением и дальше, конечно, учитывая мнение всех наших коллег и экспертов», – подчеркнула Ольга Пилипенко.
Лариса Борисоглебская поздравила собравшихся с началом работы конференции от имени руководства университета и подчеркнула:
«...Вопросы, которые будут обсуждаться на конференции, касаются фундаментального образования и поэтому являются очень актуальными. <...> Одна из тем, заявленных конференцией – Год семьи. Все мы знаем, что семья – это стабильность общества, стабильность нашей культуры, стабильность воспитания того молодого поколения, которое сегодня сидит в этом зале. Уверена, что этой теме в рамках конференции тоже будет уделено большое внимание».
Лариса Николаевна также выразила благодарность организатору мероприятия – центру по взаимодействию с РАО и лично его директору Марине Алдошиной за плодотворную работу.
Ежегодно в мероприятии принимают участие эксперты и ученые из разных российских регионов и зарубежных стран. В этом году к обсуждению присоединились Москва, Воронеж, Липецк, Брянск, Санкт-Петербург, а также представители Казахстана, Республики Мали и Республики Беларусь.
Так, например, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета Марина Шакурова выступила с докладом «Актуальные вопросы воспитания будущих специалистов в пространстве образовательной организации».
«Воспитание в высшей школе сегодня очень неоднозначное явление и отношение к нему очень разное. И мне хотелось бы заострить внимание на том, что несмотря на принятые решения и какие-то реализованные действия, мы, как мне кажется, не до конца сегодня понимаем, что именно мы собираемся делать, в чем заключается специфика воспитания в вузе. Мы не отвечаем на целый ряд вопросов: например, нужно ли вообще воспитывать взрослого человека, студента? Плюс, университеты всегда стремились к автономии, тогда каков должен быть баланс между внешним управлением процессами воспитания и инициативами самого вуза, сохранением традиций и т.п. Вопросов действительно много», – рассказала Марина Викторовна.
Широкий спектр тем докладов позволил рассмотреть проблематику конференции с разных сторон. В рамках мероприятия также прошли секционные заседания, открытая лекция, дизайн-сессия, интерактивный тренинг и многое другое. Завершилась конференция круглым столом с подведением итогов.
Темы: Наука Образование Сотрудничество