Юношеские научно-специализированные школы: как заниматься наукой со школьной скамьи?
08.02.2024
В Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева на протяжении многих лет реализуется проект юношеских научно-специализированных школ (ЮСНИШ). Это уникальный кейс не только для Орловской области, но и для всей России. Дело в том, что ЮСНИШ рассматриваются, прежде всего, как первая ступень непрерывного образования, которая позволяет детям еще со школьной скамьи войти в научную среду университета, подключиться к решению ключевых задач, которые реализует вуз. В этом материале мы подробно расскажем о каждой ЮСНИШ.
«Основы нанотехнологий»
В настоящее время развитие нанотехнологической картины мира определяет направления подготовки современных специалистов в виде непрерывного образования, начиная со школы. Основными требованиями, предъявляемыми к будущему кадру являются междисциплинарность и мобильность, то есть максимальный охват различных областей науки, производства и управления и способность вводить их во взаимодействие с целью получения высокотехнологичнного продукта.

Цель проекта: популяризация нанотехнологий среди молодежи и подготовка мобильных междисциплинарных специалистов.
Задачи проекта:
- создать и отработать систему междисциплинарного комплексного подхода в обучении;
- создать и отработать модель непрерывного образования от старшей школы до магистратуры;
- создать образовательное пространство для выбора образовательного маршрута;
- ознакомить с основными закономерностями нанотехнологической картины мира;
- осуществить подготовку мобильных междисциплинарных специалистов-управленцев;
Основным в работе системы ЮСНИШ является взаимодействие студенческой молодежи и школьников старшего звена. Проект предусматривает три ступени подготовки:
1 ступень (10-11 класс) – учащиеся ЮСНИШ «Основы нанотехнологий», работающие в научных группах (до 8 групп на год обучения) для решения исследовательских междисциплинарных (нанотехнологических) задач. Основные направления деятельности:
- воспитание личности ученого-исследователя, способного творчески решать задачи с использованием междисциплинарного подхода;
- обучение анализу фактов и способности делать обоснованные и достоверные выводы;
- способность работать в коллективе;
- формирование умения представить материалы общественности и специалистам и умение защитить свои выводы (это построено на принципе: рассказывая свой материал, учащийся неизбежно задает сам себе вопросы, на которые после выступления ищет ответы и тем самым расширяет свои знания);
2 ступень (бакалавр) – работа наставником проекта ЮСНИШ «Основы нанотехнологий». Основные направления деятельности:
- руководство исследовательской группой школьников – учащихся ЮСНИШ;
- обучение мобильности при переходе студента от руководства одним коллективом школьников к другому, то есть задачи в школьных группах делятся на части, каждую из которых группа решает с отдельным руководителем. Это позволяет студенту-наставнику приобрести навыки мобильности;
- оптимизация решения задач (при решении задачи определяются и создаются необходимые и достаточные условия для реализации ее решения);
- выполнение выпускной квалификационной работы по результатам выполнения группами исследовательских заданий;
3 ступень (магистрант) – решение крупной самостоятельной научно-исследовательской задачи. Основные направления деятельности:
- формулировка основной задачи и разделение ее на части для выполенения научными группами;
- руководство студентами-наставниками и координация их деятельности в группах по решению частей общей основной задачи;
- написание магистерской диссертации по результатам управленческой деятельности;
- обучение при решении задачи определению и созданию необходимых и достаточных условий для реализации ее решения.
В какой форме проходит обучение?
- проектно-исследовательское обучение по группам от 2 до 5 человек,
- проведение занятий 2 раза в неделю в свободное от учебы время,
- длительность занятий: 8 часов в неделю.
Руководитель ЮСНИШ «Основы нанотехнологий»: Юрий Хрипунов, доцент кафедры экспериментальной и теоретической физики, директор Проектного офиса ОГУ имени И. С. Тургенева.
+7 920 286 19 86
ЮСНИШ «Личная безопасность»
Личная безопасность представляет собой жизненную стратегию самообеспечения безопасности человека в любых опасных и чрезвычайных ситуациях. Человек должен обладать навыками личной безопасности: уметь защищать себя, уметь сохранять свое здоровье, уметь владеть собой (психосаморегуляция), уметь взаимодействовать с другими людьми (конфликтология), уметь лечить себя.
Обучение направлено на работу со своим телом, психикой, умом, на формирование и развитие внутренней силы (преодоление себя), физических возможностей, практических знаний обеспечения безопасности личности.
Для учеников 8-11 классов, интересующихся сферой личной безопасности.
Зачем нужно учиться в школе «Личная безопасность»?
- приобретение навыков исследования и анализа полученных результатов в области личной безопасности с целью модернизации и получения технологий обеспечения безопасности личности;
- применение на практике основных учений в области личной безопасности;
- умение защищать себя (формирование навыков активной самообороны);
- умение лечить себя (приобретение навыков оказания необходимой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях);
- умение владеть собой (развитие психосаморегуляции и формирование высокой эмоционально-волевой устойчивости);
- умение сохранять свое здоровье (формирование здорового образа жизни, поддержание физического здоровья, развитие физических качеств);
- умение взаимодействовать с другими людьми (разрешение конфликтов, привитие норм безопасного поведения в социуме);
- умение выживать в природных условиях (планирование автономного выживания и жизнеобеспечения, предвидение и уход от опасностей);
- воспитание морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;
- обучение способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций;

В какой форме проходит обучение?
- учебно-тренировочные занятия по группам 12-14 человек;
- проектно-исследовательское обучение по группам от 2 до 5 человек;
- проведение занятий 4 раза в неделю в свободное от учебы время;
- длительность занятий: 8 часов в неделю.
Кто обучает ребят в ЮСНИШ?
Станислав Махов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика физической культуры и спорта» ОГУ имени И.С. Тургенева, профессор кафедры физической подготовки и спорта Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Президент Межрегиональной Академии безопасности и выживания. Гранд Мастер Международной Ассоциации боевых искусств по штурмовому рукопашному бою SFS (Storm Fight System). Тренер-преподаватель высшей категории по рукопашному бою. Шеф-инструктор по личной безопасности. Инструктор-проводник по туризму.
Как попасть в ЮСНИШ?
1. Пройти регистрацию – до 10 октября
2. Заключить договор на обучение.
Обучение бесплатное!
Руководитель проекта: Станислав Махов.
+7 910 300 12 42
mabiv@mail.ru
ТурЛига ОГУ
ЮСНИШ «Экономика, маркетинг и менеджмент»
В 2017 году на базе Института экономики и управления в рамках созданного Орловским государственным университетом им. И.С. Тургенева Регионального модельного центра дополнительного образования детей начала работу юношеская специализированная научно-исследовательская школа (ЮСНИШ) «Экономика, маркетинг и менеджмент».
Это площадка для массового вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность в области финансовой грамотности и экономики.
В рамках образовательной программы ЮСНИШ ученики 7-11 классов орловских школ могут получить как теоретические знания в области экономики и финансовой грамотности, так и практические навыки: научатся проводить исследования, разрабатывать проекты и представлять результаты проведенных исследований на различных конкурсах.
Для этой школы был специально разработан план работы и адаптированный учебный курс по основам экономики и финансовой грамотности, базирующийся на знаниях учеников в рамках школьных программ. Курс подготовки состоит из двух частей: теоретической и практической, что является несомненным его достоинством, так как это позволяет ученикам, предварительно получив необходимые сведения, непосредственно работать с конкретными ситуациями. Основной целью данного курса является подготовка учеников для проведения самостоятельных научных исследований с последующим оформлением результатов их работы в виде статей и тезисов конференций с дальнейшим выступлением и защитой полученных результатов.
Базируясь на школьном образовании и используя научно-техническую и кадровую базу университета, становится возможным вести просветительскую и научно-исследовательскую работу со школьниками в области экономики и финансовой грамотности.
Главной особенностью проекта ЮСНИШ, в отличие от школ для одаренных детей, является его доступность и массовость, то есть вовлечение большого числа детей в творческую деятельность. Система ЮСНИШ выстроена таким образом, что обучение в ней доступно любому желающему и проводится на бесплатной основе. Программа школы опирается на «средние» знания по предметам школьного цикла. Проект рассчитан на два года с возможностью продолжения ведения научно-исследовательской деятельности.
Финансовое и экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Обучение в ЮСНИШ:
- Позволяет обучающимся находить значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания,
- Дает возможность связать теорию с практикой,
- Развивает исследовательские, творческие способности обучающихся,
- Создает условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора,
- Позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Интерактивная форма обучения, состоит из мастер-классов, проектной индивидуальной и командной деятельности, ситуационных игр, экспертных консультаций, дискуссий и диспутов, круглых столов, публичных выступлений, групповой и индивидуальной учебной рефлексии; «краш-тестов».
По итогам обучения в ЮСНИШ школьники достигают следующих результатов:
Личностные образовательные результаты
- Воспитание экономически грамотной личности,
- Понимание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с экономическими и финансовыми возможностями,
- Умение искать и анализировать информацию,
- Профессиональное самоопределение обучающихся,
- Развитие лидерских и коммуникативных навыков.
Метапредметные образовательные результаты
- Развитие способности самостоятельно ставить и достигать цели,
- Умение оценивать и принимать решения в различных экономических и финансовых ситуациях,
- Повышение профессиональной и проектной деятельности путем развития исследовательских способностей обучающихся,
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Преимущества обучения в ЮСНИШ:
-
доступность: обучение в ЮСНИШ бесплатное;
-
подготовка индивидуальных и командных проектов;
-
уникальная система подготовки с проработкой индивидуального образовательного маршрута;
-
консультации опытных педагогов и специалистов;
-
участие в ВМНПК «МИФ» бесплатное;
-
участие в конкурсах и олимпиадах;
Отбор в ЮСНИШ осуществляется в начале сентября. Занятия начинаются с середины октября. Для зачисления в ЮСНИШ необходимо заполнить форму регистрации и подать заявку.
Руководитель проекта: Елена Токмакова, доцент кафедры маркетинга и предпринимательства.
+7 910 747-67-23
ЮСНИШ «Основы нанохимии»
Актуальность знаний в области нанохимии, в том числе и для школьников, диктует современный уровень развития общества. Нанохимия как область знания в последние годы стала одной из наиболее важных и захватывающих, находящихся на переднем крае химии в частности и науки в целом. Нанохимия системно связана с такими научными дисциплинами как нанотехнологии, физика, биология, математика.
Повышение качества образования в области «нано» является важнейшей составляющей целого комплекса мероприятий по повышению качества профессиональной подготовки кадров для наноиндустрии, а также для популяризации знаний в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, для поиска и поддержки, профориентации и мотивации талантливой молодежи в образовательной системе Российской Федерации.
На базе кафедры химии Института естественных наук и биотехнологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева открыта юношеская научно-исследовательская школа «Основы нанохимии» для учащихся 8-11-х классов.

Для учащихся разработаны учебно-тематический план деятельности и адаптированный учебный курс по основам нанохимии, базирующийся на знаниях в рамках школьных программ по химии, физике, математике и биологии.
Цели, решаемые при обучении школьников:
- изучение современного состояния развития нанохимии и основных методов исследования, применяемых в данной области знаний;
- формирование преемственности образования «школа-ВУЗ»;
- приобретение практических навыков работы с современным научно-исследовательским оборудованием;
- развитие творческих способностей школьников, приобщение их к научно-исследовательской работе;
- проведение профориентационной работы.
В процессе обучения школьники:
- формируют базовый объем теоретических знаний и практических навыков работы со специальным научно-исследовательским оборудованием;
- приобретают навыки исследователей-экспериментаторов, способных провести полный цикл самостоятельных, квалифицированных научных исследований начиная от постановки задачи и заканчивая оформлением полученных результатов в виде печатных работ;
- решают научно-исследовательские задачи, имеющие высокую теоретическую и практическую научную значимость и новизну, что позволяет построить единую содержательную линию, обеспечивающую эффективное поступательное развитие школьника, его успешный переход на следующую ступень образования.
Ученики школы «Основы нанохимии» - призеры регионального этапа Всероссийской школьной олимпиады по химии, призеры и победители Всероссийской конференции «МИФ» (г.Орёл) в секциях «Нанотехнологии» и «Химия», финалисты Всероссийской олимпиады школьников по нанотехнологиям (МГУ, г. Москва), участники очных проектных смен в ОЦ «Сириус» и т.д.
Как попасть в ЮСНИШ?
1. Пройти регистрацию – до 10 октября
2. Заключить договор на обучение.
Обучение бесплатное.
Руководитель проекта: Евгений Грибанов, заведующий кафедрой химии.
+7 929 060-92-01
ЮСНИШ «Основы кибернетики и микрокомпьютеров»
Обучение в ЮСНИШ включает две программы: «Электроника и мкрокомпьютеры» и «Летающая робототехника». Эта школа будет интересна ученикам 8-11 классов, интересующимся информатикой и физикой.
Подготовка осуществляется на протяжении трех лет по трем уровням. Первый уровень обучения проходит по курсу «Физика и информатика», включающему модули: «Прототипирование и моделирование», «Информатика и кибернетика», «Физика и киберфизические системы», «Основы БПЛА», «Пилотирование». Второй уровень обучения проходит по курсу «Электротехника и программирование», «Радиоэлектроника и программирование». Третий уровень обучения проходит по курсу «Электроника и автоматизация».
Почему нужно заниматься в ЮСНИШ «Основы кибернетики и микрокомпьютеров»:
- определение наклонностей и умений учащегося для корректного выбора направления подготовки в ВУЗе;
- подготовка к будущей профессии;
- приобретение знаний школьниками в области беспилотных авиационных систем и смежных наук (физика, математика, информатика);
- обучение программированию на востребованных языках;
- получение навыков монтажа электронных плат;
- применение и использование микрокомпьютеров;
- реализация проектов по автоматизации;
- развитие личных качеств в соревновательной среде.
Как попасть в ЮСНИШ?
1. Пройти регистрацию – до 10 октября
2. Заключить договор на обучение.
Руководитель проекта: Наиль Шарифов, и.о. директора Центра междисциплинарного инжиниринга, старший преподаватель кафедры автоматизированных систем управления и кибернетики.
+7 (960) 647-63-33
Темы: Наука Абитуриентам
