Приёмная комиссия

(поступление в университет):

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Целевое обучение

На дне Ладоги обнаружили две машины времен блокадного Ленинграда. В составе экспедиции наш аспирант

22.06.2023

На днях аспирант ОГУ имени И.С. Тургенева Алексей Петрыкин вместе с дайверами из клуба "Диво" при исследовании южного участка Ладожского озера обнаружили два затонувших автомобиля ГАЗ-АА, которые в 1941–1943 годах могли перевозить продукты для жителей блокадного Ленинграда, а также стариков и женщин. 

После падения Шлиссельбурга наша северная столица Ленинград - оказался в кольце блокады. Все железные, шоссейные и проселочные дороги, ведущие к Ленинграду, были перехвачены войсками противника. У крупнейшего промышленного и культурного центра страны, у Ленинградского фронта и Балтийского флота оставалась единственная ниточка связи со страной — путь вдоль южного побережья Ладожского озера названый Дорога Жизни. Ее главной и почти единственной задачей перевозки в Ленинград — прежде всего продовольствия, нефти, угля, боеприпасов, военной техники, войсковых резервов и эвакуация из осажденного города ряда промышленных предприятий, их рабочих, а также детей, женщин и стариков. Осенью и зимой 1941 года поддерживалась связь осажденного Ленинграда с Большой землей через порты Осиновец на западном берегу и Новая Ладога в восточной части озера.

Значение знаменитой «Дороги жизни» – единственного стратегического транспортного коридора, соединявшего блокадный Ленинград с Большой землей, – трудно переоценить. В общей сложности за все время работы этой трассы в осажденный город доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек. Основная часть доставки и эвакуации пришлась на водную переправу, которая обеспечивала больший грузооборот. Но свое название «Дорога жизни» получила зимой 1941-1942 годов, когда по льду Ладожского озера удалось наладить доставку продовольствия на автомобилях в голодающий город.

Это вторая экспедиция в рамках исследовательского проекта «Наследие ладожских глубин, в которую привлекаются обучающиеся Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Дно Ладожского озера исследуется с помощью новейшего поискового оборудования - гидролокаторов бокового обзора, магнитометров, подводных металлоискателей, благодаря чему удалось обнаружить ряд затонувших объектов, среди которых исследователи идентифицировали автомобили ГАЗ-АА (Полуторка). На них осуществлялась доставка продуктов, топлива и припасов в блокадный Ленинград.

"У найденных артефактов кузова частично сгнили, кабины из фанеры практически разложились. Но остались рама, колеса, двигатель, трансмиссия, то есть металлические части сохранились. Реконструкторы считают, что автомобили возможно не только восстановить, но даже завести", – пояснил руководитель клуба "Диво", координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов.

Команда уже изучила, фото- и видеосъемку находок, а полученные данные переданы в наш университет на исторический факультет.

"Эти полуторки могли принадлежать к первым выпускам. Они были лицензионными репликами Ford. Не будем забывать, что Горьковский автомобильный завод, где производились эти авто, создан при личном содействии Генри Форда, знаменитого автомобильного короля", – уточнил доцент кафедры истории России ОГУ им. И.С. Тургенева Роман Абинякин.

"Идентифицировать машины будет не сложно. Скорее всего, остались номерные знаки на двигателе, по которым можно будет узнать, кому принадлежала эта машина и имена шоферов. Можно сказать, что на таком автомобиле ехать зимой по льду – это уже был подвиг, даже если не брать военную опасность", – отметил исследователь.

В дальнейшем найденные автомобили планируют передать в музей Ленинградской области.

Фото из архива клуба "ДИВО"

Темы: Жизнь университета