Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

"Говорят ученые ОГУ": Марина Зубова о трансформации ценностного сознания

13.01.2023

Пресс-центр ОГУ имени И. С. Тургенева продолжает знакомить вас с деятельностью молодых ученых университета. Первой героиней рубрики «Говорят ученые ОГУ» в 2023 году стала Марина Зубова - доцент кафедры логики, философии и методологии науки философского факультета.

В 2006 году Марина Владимировна получила образование по специальности «Философия» (квалификация «Философ. Преподаватель») в Орловском государственном университете. В этом же году поступила в аспирантуру Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на очное отделение по специальности «Онтология и теория познания», где успешно защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата философских наук. В 2015 году Марина Зубова поступила в магистратуру ОГУ имени И. С. Тургенева по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль «Образование в области социально-гуманитарных наук»)», которую успешно окончила в 2017 году. С 2009 года и по настоящее время работает в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева в должности доцента кафедры логики, философии и методологии науки.

Подробнее о выборе своей специальности и занятии научной деятельностью Марина Владимировна рассказала в интервью корреспонденту пресс-центра:

- Почему вы поступили именно на это направление? Возможно, вас оно всегда интересовало?

- При поступлении в вуз меня интересовало несколько направлений: философия, история и иностранные языки. После взвешивания всех «за» и «против», было принято решение поступать на специальность «Философия», поскольку она является более фундаментальной по сравнению с другими и включает в себя и те направления, которые мне нравились. Например, в процессе обучения я изучала такие дисциплины как «Философия истории», «Философия языка», что в принципе восполнило мой интерес к данным направлениям.

Важно, что философия помогает сформировать системное мышление в отношении различных социальных процессов, развивает как логическое, так и критическое мышление, ведь недаром философия - это любовь к мудрости. Философия является достаточно широкой специальностью, которая готовит к различным видам деятельности и дальнейшему продолжению образования в любой области.

Интерес к философии возник еще в школе, когда в рамках литературы мы изучали труды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Ведь попытка осмысления человеческой жизни с позиции вечных проблем - это очень интересно и буквально затягивает, привлекая своей вариативностью. Философия создает своего рода целый мир, где можно найти размышления в отношении любых процессов и явлений, это вселенная знаний, формирующая всесторонне развитого человека, а ведь ум - это визитная карточка личности в современном обществе.

- Как вы пришли в науку?

- Мой путь в науку начался со студенческой скамьи. Первыми шагами стали студенческие научные конференции, которые служили основой для пробы пера. Я хорошо помню наброски своей первой научной статьи для конференции, и, конечно же, внутренний страх, что кому-то это покажется слишком поверхностным изучением вопроса, а также дискомфорт от выступления перед большой аудиторией. Это ни с чем несравнимые ощущения и их я запомнила на всю жизнь.

Затем под руководством преподавателей были продолжены научные исследования вечных вопросов философии, и с каждым разом это приносило все больше удовольствия и уверенности в правильности выбора как темы исследования, так и выбора профессии. Дальше были другие конференции, в рамках которых процесс научного исследования интересующих меня вопросов затягивал.

После окончания университета не стояло вопроса что делать дальше, так как моей целью с начала пятого курса стало поступление в аспирантуру. В качестве приоритетного направления была выбрана онтология и теория познания, потому что она затрагивает сущностные стороны бытия человека, процессы мышления и познания, истины, конечного и бесконечного, то есть вечные вопросы философии, без которых невозможно решение прикладных, частных проблем социальной системы. Учеба в аспирантуре дала не только колоссальный опыт научных исследований различных вопросов, но и позволила приобрести широкий педагогический опыт в рамках практики.

После окончания аспирантуры я приступила к трудовой деятельности в родной alma mater, где вектор моих научных исследований немного изменился, и наравне с коммуникативными проблемами философии меня стало интересовать ценностное сознание и его различные аспекты. Научная деятельность для ученого - это целый мир, повествующий о его внутреннем мире и мировоззрении, следовательно, ученый не занимающийся наукой, это скорее всего лишь проводник в мир знаний, а не их источник. Прекрасно, когда это находится в синтезе и человек, занимающийся наукой, просвещает молодое поколение с целью зажечь в нем интерес к научной деятельности и исследованиям. Заинтересованные глаза студентов - это лучшая награда для современного ученого, поскольку именно в них он видит своих последователей и продолжателей начатого им пути.

- Одна из ваших сфер научных интересов - это трансформация ценностного сознания. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это такое.

- Сфера моих научных интересов, как я говорила немного ранее, изначально была связана с языком философии и её коммуникативным пространством. Поскольку исследование языковых проблем весьма интересно с точки зрения фундаментальности философского знания и той терминологии, которая используется в философских концепциях. Это исследование через язык показывает трансформацию мышления человечества, что представляет собой очень интересный и увлекательный процесс. Кстати, интерес к языку у меня был опосредован любовью к чтению книг. С началом трудовой деятельности и, как следствие, активным общением со студенческой молодежью, меня начал интересовать вопрос ценностного сознания молодежи, его структуры и трансформаций, вызванных социально-экономическим и политическим развитием социальной системы.

Это исследование увлекательно тем, что помогает лучше понять интересы современного молодого поколения, их увлечения, устремления, приоритеты, и, как следствие, попытаться спрогнозировать будущее нашего общества. Исследования в области трансформации ценностного сознания были порождены эпидемией COVID-19 и всеми обстоятельствами, которыми она сопровождалась. Ведь социальная система перестала быть прежней и ограничения, которые коснулись всего общества в целом, коренным образом перевернули сознание людей с ног на голову, в том числе и ценностное. Как часто человек задумывается, что является в его жизни значимым, ценным? Думаю, что не часто, особенно если его жизнь протекает размеренно, в привычном темпе и условиях. Но социальная система - это постоянная динамика, и человек, который считает, что мир, в котором он живет, останется таким навсегда, представляет собой всего лишь проявление наивности и инфантилизма.

И вот трансформация социальной системы, вызванная эпидемией, порождает трансформацию и системы ценностей человечества. Их переоценка, расстановка новых приоритетов, мысли о том, что на самом деле важно, существенно (онтологично) в жизни человека, заставило всех остановиться и задуматься. Поэтому трансформация ценностного сознания, детальное изучение этого процесса демонстрирует не только уязвимые стороны человечества, но и сильные. Мы можем наблюдать, что человек не растерял свой потенциал в рутинном времяпрепровождении, нет. Человек, вовремя одумавшись, начинает расставлять приоритеты в лучших традициях, которые завещали нам наши предки.

Поэтому эту тему в рамках научных исследований я считаю весьма перспективной и интересной. Так, если мы не будем понимать наполненность и содержательную сторону сознания человека, ценностного в том числе, то вряд ли мы сможем сконструировать эффективную социальную систему и всё, что с ней связано.

В настоящее время Марина Зубова продолжает исследовать ценностное сознание современного общества. К ней также присоединяются и студенты, которые часто выбирают эту тематику в качестве своей выпускной квалификационной работы. Они сравнивают ценностное сознание у разных возрастных групп, прослеживают динамику его развития, выявляют основные векторы его трансформации. Как отмечает Марина Владимировна, эта проблематика находит большой отклик у студентов, потому что они сами являются представителями молодого поколения, и изучение ценностного сознания помогает им расставить ценностные приоритеты в своей жизни, сравнить их с ценностными ориентациями, как своих сверстников, так и других поколений.

Своим главным достижением Марина Зубова считает появление заинтересованности в изучении её научной сферы у студентов: их желание изучать материал, анализировать, делать выводы, критически подходить к различным концепциям.

За все время научной деятельности Марина Зубова опубликовала около 40 научных статей и работ. Среди самых значимых работ она выделяет монографию «Феномен философской коммуникации: опыт комплексного подхода», а также цикл научных статей, посвященных анализу ценностного сознания современного молодого поколения и основным векторам его трансформации.

Темы: Наука Жизнь университета

Хэштеги: #Говорят_ученые_ОГУ