Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

"Говорят ученые ОГУ": Вера Валуйкова о психологии конфликта

15.12.2022

В последнем в 2022 году материале рубрики «Говорят ученые ОГУ» мы познакомим вас с Верой Валуйковой, доцентом кафедры социального управления и конфликтологии.

В 2004 году наша героиня окончила на тот момент Орловский государственный университет по специальности «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель», специализация «Клиническая психология». В 2005 году поступила в аспирантуру по специальности «Теория и методика профессионального образования». На данный момент, как уже упоминалось выше, она работает в должности доцента кафедры социального управления и конфликтологии, где реализует блок психологических дисциплин для студентов бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Конфликтология».

- Почему вы выбрали именно психологию?

На момент выбора направления для поступления в университет, специальность «Психология» являлась новой, интересной областью профессиональной деятельности. Практическая психология в России только начинала свое развитие. Профессия психолога предполагает работу с внутренним миром человека, анализ особенностей личности, черт характера. Это действительно интересно как с профессиональной, так и с личностной стороны. Ведь, безусловно, каждый человек хочет узнать о себе что-то новое, понять причины своего поведения, проанализировать свои чувства и эмоции. Поэтому выбор именно этой профессиональной области был для меня заманчив.  Возможность помочь другим в решении своих внутренних проблем, сгладить неровности интеллектуального развития, являлись для меня важными и интересными.

- Как вы пришли в науку?

- Мой путь в науку был вроде бы очевиден – дедушка и мама кандидаты наук, но я сопротивлялась. Еще обучаясь в университете, я пошла работать в детский сад педагогом-психологом. Мне очень нравилось работать психологом-практиком, особенно с детьми. На тот момент я уже сама имела двухлетнюю дочку. Я всегда любила детей, работать с ними, их искренность и непосредственность восхищали меня, заряжали положительными эмоциями. Связать свою жизнь с наукой, стать преподавателем вуза изначально меня не привлекало. Но я понимала, что мама очень мной гордилась бы, если бы я, как и она, достигла каких-либо высот в науке.

Я поступила в аспирантуру и стала параллельно с работой в детском саду преподавать в нашем университете на факультете педагогики и психологии. Постепенно процесс научного творчества, совмещенный с ораторством меня затянули, появились новые научные интересы. Во время обучения и выполнения дипломной работы меня заинтересовала проблема коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний и свойств личности, в частности тревоги и тревожности.

В своей диссертационной работе я отчасти продолжила двигаться в развитии этого направления, и темой моей кандидатской диссертации стала «Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов в вузе». К психологическим научным интересам добавились педагогические. В своей диссертации я рассматриваю эмоциональную устойчивость как профессионально-значимое качество будущего психолога. Практическая деятельность психолога основана на интенсивном межличностном общении, как и другие профессии типа «человек-человек» связана повышенным психоэмоциональным напряжением. Профессиональные стрессы и интенсивность межличностного взаимодействия приводят к развитию эмоционального выгорания.

Меня, как ученого, и как представителя профессии «психолог», интересовал вопрос «как сделать так, чтобы выпускник-психолог был готов реализовывать профессиональную деятельность с минимальными негативными последствиями для своего психологического здоровья?». Решение этой проблемы я нашла в формировании профессионально-значимого качества эмоциональной устойчивости.

- Если я правильно поняла, то вашей сферой научных интересов является конфликтология. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это такое.

- Да, действительно, на данный момент сфера моих научных интересов связана с конфликтологией, а в частности с такой интересной ее отраслью, как психология конфликта.

Конфликтология является относительно молодой, перспективной научно-практической областью. Это междисциплинарная наука: юристы, политологи, историки, социологии и другие оперируют её знаниями. Для меня конфликтология прежде всего связана с психологией конфликта. Конфликты крайне разнообразны (от бытовых ссор до международных войн). Для меня, как психолога, в большей степени интересны межличностные и внутриличностные конфликты. Они наиболее эмоциональны, личностно значимы. Умение конструктивно разрешать эти противоречия является важным условием гармоничного общения и сохранения психологического здоровья.

Вера Валуйкова является руководителем лаборатории «Психология конфликта» Центра разрешения конфликтов ОГУ имени И. С. Тургенева.

Основная цель лаборатории – выполнение научно-исследовательских проектов, направленных на психологическое управление конфликтом путем осознания психологических детерминант конфликтного взаимодействия, как значимых условий предупреждения и разрешения конфликтов.

Научно-исследовательская работа нашей героини находит отражение в научных трудах и учебно-методических работах. Вера Евгеньевна является автором более 70 научных трудов, в том числе в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК, а еще автором монографий, учебных и учебно-методических пособий. Например, учебно-методического пособия «Тренинг формирования эмоциональной устойчивости» и учебного пособия «Психологические основы исследования конфликта».

- Что вы как специалист могли бы посоветовать для поддержания психологической устойчивости?

- В наше непростое время очень важно поддерживать внутреннее равновесие. Безусловно, эмоциональное реагирование является важным условием оценки ситуации, адаптации в ней. Бывают ситуации, в которых чрезмерные негативные эмоции оказывают отрицательное влияние на психологическое и соматическое здоровье человека, так называемые «разрушающие переживания». В любой жизненной ситуации важно сохранять спокойствие, не предпринимать резких действий на эмоциях. Сохранение психологического здоровья как и любая деятельность начинается с мотивации. Именно внутренний настрой, осознание ценности своей личности являются основой формирования эмоциональной устойчивости. А затем уже мотивация, дополненная знаниями в области психогигиены, умениями контроля психофизического напряжения на основе собственного опыта позволяет максимально гармонично существовать в условиях современной сложной переменчивой реальности.

Темы: Наука

Хэштеги: #Говорят_ученые_ОГУ