Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

«Говорят ученые ОГУ»: Анна Демина о проблемах речевого развития детей с ОВЗ

15.09.2022

В этом выпуске рубрики «Говорят ученые ОГУ» мы встретились с Анной Деминой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования.

Уже более пятнадцати лет Анна Владимировна изучает проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сенсорные и речевые нарушения.

«Еще со школьных лет меня интересовали проблемы взаимоотношений людей, их взаимодействия и коммуникации. Поэтому я пошла учиться на тогда еще факультет педагогики и психологии. Там были представлены специальности по всем отраслям специальной педагогики, но меня привлекла не всем известная «Сурдопедагогика». Было интересно, как общаются люди с нарушениями слуха, как они получают учебную информацию, какие у них есть сложности в устной и письменной речи», - рассказывает Анна Демина.

После окончания пяти лет обучения героиня нашего материала поступила в аспирантуру на специальность «Коррекционная педагогика». Одновременно с обучением начала работать на кафедре детской речи, позднее на кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования. В 2010 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности».

В своем исследовании Анна Демина разработала методические материалы, содержащие комплекс игр и упражнений по развитию устной диалогической речи детей друг с другом, со взрослыми - учителями и со сторонними собеседниками в подготовленных и неподготовленных ситуациях. Например, набор устных фраз, которые являются общеупотребительными в социальной коммуникации, и которые позволяют быть успешными в общении; различные ролевые игры на темы, имеющие социальную значимость: «на улице», «в транспорте», «в кафе», «в местах общественного пользования» и др.

«Конечно, мы представляем, что дети с нарушениями слуха имеют проблемы с восприятием устной речи, поэтому, даже несмотря на развитые навыки аудиовизуального восприятия, они все равно нуждаются в помощи. Поэтому делается уклон на закрепление у них навыков использования именно типовых фраз в устной коммуникации, использование речевого этикета и применение его на практике», – отмечает Анна Владимировна.

Анна Владимировна отмечает важность повышения мотивации у учащихся с нарушениями слуха к устной речевой коммуникации. В связи с этим целесообразно организовывать встречи и совместную деятельность школьников, имеющих нарушения слуха, со слышащими людьми, например, в рамках часов общения. Также полезно использование доски коммуникативной активности «Какой ты собеседник?», которая способствует стимуляции речевого поведения учеников в течение дня и мотивирует их инициативу в диалоге за счет присутствующего соревновательного элемента.

«Насколько ребенок активен и именно инициирует общение, мы отображали с помощью соответствующей символики: «ты молодец!», «ты хорошо говоришь» или «будь активней». Такая здоровая конкуренция внутри группы обучающихся оказывала положительный эффект на развитие навыков инициативной диалогической речи.

Кроме того, мы дополнили образовательную программу по развитию речи темами, связанными с интересами детей среднего и старшего школьного звена («Космос», «Internet», «Я играю в компьютерные игры», и другими обществоведческими темами, доступными школьникам). Все то, что позволит им не только быть «в теме» с любым собеседником, но и выступать инициатором общения. Это повышает возможность успешной социализации и личностные характеристики любого ребенка», - рассказывает Анна Демина.

Сейчас сфера научных интересов нашей героини значительно расширилась и включает проблемы речевого развития у разных категорий детей с ОВЗ. Это не только устная коммуникация, но и накопление и обогащение словарного запаса детей, формирование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и др.

Анна Демина имеет в своем арсенале более 60 научных публикаций, в том числе, в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК. Она также является автором монографии и учебно-методических пособий, которые студенты активно используют в учебном процессе, при написании курсовых и дипломных работ.

Кроме этого, Анна Владимировна является организатором и участником многих научно-практических конференций, проводимых кафедрой технологий психолого-педагогического и специального образования, членом редакционной коллегии сборников ежегодных Международных конференций «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». Также Анна Демина является научным руководителем сборной команды студентов Института педагогики и психологии, участвующих в студенческой олимпиаде по дефектологии «Научный старт будущих дефектологов», ежегодно проводимой Курским государственным университетом.

Темы: Наука

Хэштеги: #говорят_ученыеОГУ