ЕГЭ: не волноваться нельзя, но и волноваться чрезмерно тоже!
30.05.2022
По всей стране уже стартовала основная волна Единого Государственного Экзамена. ЕГЭ – настоящее испытание как для самих школьников, так и для их родителей и педагогов. Волнение и страх, возникающие ещё задолго до начала экзаменов, довольно стремительно перерастают в стресс, который зачастую выступает преградой в достижении высоких результатов.
Многие психологи, социальные работники, педагоги, эксперты в смежных областях каждый год пытаются разработать методику, которая бы позволила если не исключить стресс совсем, то хотя бы снизить его воздействие на человека. Разумеется, создать единую для всех систему борьбы с таким перенапряжением перед ЕГЭ невозможно, однако можно выделить наиболее общие положения, соблюдение которых облегчило бы состояние.
Для того, чтобы получить несколько свежих практических советов, мы обратились к заведующей кафедрой психологии и педагогики Карякиной Светлане Николаевне.
– Светлана Николаевна, скажите, какие слова способны помочь школьнику успокоиться и собраться с мыслями? Ведь все мы понимаем, что банальное «Ты держись, всё получится!» уже не работает.
– Начнём с того, что люди по-разному относятся к трудным ситуациям, к успеху и неуспеху в различных сферах жизни. Есть личности типа А, для которых успех в любой деятельности (в данном случае трудовой или учебной) является чрезвычайно важным. Причём эти личности довольно амбициозные, они ставят большие красивые цели, напористы в их достижении. Очевидно, что они уверены в себе, объективно оценивают уровень своих возможностей, у них высокие притязания. Именно поэтому говорить подросткам, обладающим типом личностью типа А, «ты не волнуйся» – не имеет смысла, потому что амбиции у них есть, и они хотят, чтобы эти амбиции были реализованы.
Также есть личности типа Б. Для них достижение социального успеха не так важно. Они хотят быть уважаемыми, принятыми, иметь широкий круг социальных контактов. Как правило, такие юноши и девушки открыты, дружелюбны, отзывчивы. Они тоже, конечно же, реализуются, но в другой сфере – сфере межличностных отношений. Проще говоря, для них важно находиться в зоне эмоционального комфорта. Вот им можно сказать: «Ты не волнуйся, есть и другие важные вещи».
– А правильно ли советовать школьникам не волноваться? Конечно, родители хотят снизить таким образом напряжение, но ведь подросток может иначе понять эту фразу.
– Совершенно верно, родители всегда используют эту фразу, но при этом она не так правдива. Волноваться нужно. Если подросток не волнуется, это говорит о низком уровне его мотивации при достижении успеха. Если он равнодушен, ему всё равно, чем это мероприятие закончится. Отсутствие хотя бы минимальной дозы волнения приводит к тому, что человек не может актуализировать свой ресурс. Т.е. он не может собраться на этом нерве, адреналине, не может сконцентрироваться и просто пребывает в каком-то блаженном, расслабленном состоянии, его мысль может «уплывать» и т.д. Всё это приводит к тому, что собраться и актуализировать имеющиеся знания у школьника не получается. Поэтому взрослым нужно усвоить, что «не волнуйся» — это не только не действенно, но и не совсем правильно. Всегда существует оптимальный уровень волнения, который обеспечивает эффективность деятельности, в том числе, учебной. Таким образом, наиболее приемлема формулировка: «Волнуйся, но собирайся и делай максимум».
– Хорошо, а если представить обратную ситуацию, когда молодой человек испытывает чрезмерное волнение. Что делать в данном случае?
– Когда волнение чрезмерно, оно приводит к дезорганизации деятельности. Оно мешает, человек на эмоциях погружается в мысль, что он не справится, у него не получится и т.д. В этот момент школьник ни о чём не думает, кроме как о поражении, и о том, что ему дискомфортно и плохо. Таким образом, нужно усвоить, что не волноваться нельзя, но и волноваться чрезмерно тоже нельзя. Юношам и девушкам важно объяснять, что у всего есть своя цена, и надо понимать, готовы ли они платить эту цену.
Самое главное, что должен понять каждый родитель – это то, что необходимо знать своего ребёнка: нужно очень тонко чувствовать то время, когда он готов всё обсудить и поделиться с вами переживаниями. Кроме того, важно подобрать правильные слова. Поэтому лучше говорить ему не о том, какую оценку он получит или какой балл заработает, а о том, как он освоит этот материал, как он будет в нём легко ориентироваться. Т.е. важно переставлять акценты.
Какие конкретно слова говорить абитуриентам? Наверное, о том, что жизнь большая и сложная, и нужно потратить сразу и всё – наверное, неправильно. Необходимо растянуть свои возможности на максимально длинное время.
– А что юношей и девушек больше всего успокаивает? Может, те слова, о которых вы говорили несколько ранее, или друзья, или медитации?
– Во-первых, есть высокий уровень тревожности, передающийся, как правило, по маминой линии. Необязательно говорить о собственных переживаниях относительно будущего своего ребёнка, он зачастую видит, как вы заинтересованы в его успехах. Это способствует тому, что его уровень тревожности повышается. Кроме того, сами учителя подкрепляют эту тревожность, в течение двух лет напоминая о предстоящих экзаменах и их значимости, последствиях и т.д.
Во-вторых, с учителями в школе должен работать психолог и объяснять, как правильно относиться к ЕГЭ. Это важно, сложно, однако нельзя детей пугать этим экзаменом.
– Какие простые техники снижения тревожности вы можете предложить?
Есть техники рациональной терапии, например, диссоциирование от стресса во времени или пространстве.
Например, сейчас для молодого человека эта проблема самая главная, но нужно предложить ему представить её значение через 10 лет… Она становится незначительной, потому что у него уже совершенно иные ценности и цели.
Нельзя, разумеется, совсем обесценивать эти проблемы, и это не получится сделать. Прояснить значение экзаменационной ситуации, помочь обучающемуся сориентироваться в ней, определить вклад в разрешение стратегических задач возраста и жизни в целом – правильнее. Это как раз и находится в силах родителей – верно расставить акценты и приоритеты. Не обесценивать экзамен, но и не придавать ему значимость. Нужно сказать школьнику, что всё в его руках, что он довольно зрелый человек, и в его жизни уже были трудности, с которыми он успешно справлялся (предварительные экзамены, например). А ЕГЭ – это то же самое, но в других обстоятельствах. И он обязательно справится.
