Приёмная комиссия

(поступление в университет):

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Целевое обучение

Научно-практическая конференция «Золотое правило дидактики» в современном образовании»

26.04.2022

В течение столетий «золотое правило дидактики» ­ ­занимало одно из центральных мест в педагогических исследованиях. Сегодня, в год торжеств, связанных с 430-летним юбилеем великого педагога, просветителя, философа и богослова, величайшего мыслителя своего времени Яна Амоса Коменского, теоретически обосновавшего дидактический принцип наглядности обучения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева пригласил ученых-комениологов, научных сотрудников и преподавателей вузов и колледжей обсудить перспективы комениологических исследований, представить наследие Я.А. Коменского и его влияние на развитие философии образования, педагогической науки, теории воспитания и дидактики, отраслевых методик и учебной литературы.

Яна Амоса Коменского (1592-1670) называют Ньютоном педагогики, Коперником педагогики, Колумбом педагогики, поскольку он был великим классиком педагогики нового времени. Благодаря ему педагогика стала самостоятельной областью знаний. Великий педагог предопределил ведущий перспективный тренд развития европейской педагогической мысли и школы на четыре столетия вперед. Мысли Коменского, высказанные в эпохальном произведении «Великая дидактика», и в настоящее время «пронизывают» образование, обучение, воспитание, дидактические принципы, дидактику в современном понимании, педагогические технологии.

От лица руководства университета открыла Международную научно-практическую конференцию «Золотое правило дидактики» в современном образовании» Лариса Борисоглебская, проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Со вступительным словом к участникам обратился заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник сферы образования Российской Федерации Валерий Николаев, который в ходе своего доклада «Ян Амос Коменский: неизвестный и современный» познакомил присутствующих с основными вехами жизни и научно-педагогической деятельности этого ученого.

Научное мероприятие объединило ведущих ученых России (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Омск, Тула, Владимир, Воронеж, Хабаровск, Биробиджан, Магнитогорска, Орел, Мценск), Луганской Народной Республики, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Иракского Курдистана, Перу.

В первой части пленарного заседания конференции выступили известные российские и зарубежные историки педагогики и ученые-дидакты. Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО представил доклад «Обогащение педагогической системы Я. А. Коменского в российском образовательном дискурсе».

Профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор Светлана Снапковская  в своем выступлении сделала акцент на значимости деятельности Яна Амоса Коменского для белорусского просвещения.

Оживлённую дискуссию вызвали доклады доктора педагогических наук, проректора Исследовательского педагогического центра им. Я.А. Коменского Немецкой гимназии «Петершуле» Светланы Марчуковой и профессора кафедры непрерывного образования Московского государственного областного университета, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Перминовой

Доклад Элеоноры Онищенко, профессора кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербур), доктора педагогических наук, был посвящен концепции непрерывного образования в дидактическом наследии Коменского.

Дидактике высшей школы как самостоятельной отрасли научного знания, социокультурной трансформации мировой системы высшего образования было посвящено выступление директора Центра взаимодействия с Российской академией образования, доктора педагогических наук, профессора Марины Алдошиной.

О развитии дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе рассказывал в своем докладе представитель Омского государственного педагогического университета, проректор по учебной работе, доктор педагогических наук Наталья Макарова.

Валерий Меськов, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор философских наук, профессор в своем выступлении говорил о математике, когнитивистике и образовании как об исследовательском проекте.

Во второй части пленарного заседания с докладом о системно-деятельностной парадигме современного образования выступила Лариса Беднарская, профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», доктор филологических наук, профессор.

Наглядности как средству активизации познавательной активности и формирования статистических представлений обучающихся были посвящены выступления Ирины Щербаковой, заместителя директора по учебной работе КГКП «Костанайский политехнический высший колледж» Управления образования акимата Костанайской области и Владимира Селютина, профессора кафедры алгебры и математических методов в экономике ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», доктора педагогических наук, профессора.

Юлия Яковлева, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», кандидат педагогических наук, доцент, в своем выступлении сделала акцент на роли креолизованных текстов в обучении иностранному языку поколения Z.

В докладе Елены Бельницкой, доцента кафедры психологии и предметных методик ГУО «Минский городской институт развития образования» особый интерес у аудитории вызвали вопросы применения видеоуроков в профильном обучении химии, а о наглядности в задачном подходе к изучению биологии рассказал в своем докладе Евгений Демьянков, профессор кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».

Большой интерес вызвал доклад о дидактическом принципе наглядности в дизайн-образовании и изобразительном искусстве с использованием цифровых технологий Дмитрия Хворостова, заведующего кафедрой дизайна ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».

Конференция прошла на высоком научно-методическом уровне.

По результатам работы конференции будет издан сборник трудов, в котором можно более подробно ознакомиться с результатами научных исследований российских и зарубежных ученых.

Темы: Наука Культура Сотрудничество