Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

"Говорят ученые ОГУ": фанфикшн как объект научного исследования

14.04.2022

Знаете ли вы, что такое «фанфик»? Если нет, то прежде чем вы начнете читать данный материал, предлагаем вам познакомиться с основными понятиями, которые могут встретиться в тексте:

Фанфик/фанфикшн – это история, написанная поклонниками какого-либо фильма, книги, сериала, игры и т.д., в которой используется мир, персонажи и другие элементы оригинального произведения. Происходит от английского fan fiction – фанатская проза/литература.

Фикрайтер (анг. Fic-writer) – автор фанфика.

Канон – это устоявшиеся нормы или правила. В мире фанфиков этим термином обозначают оригинальный сюжет, персонажей и вселенную, где разворачивается действие первоисточника.

Фанон – «события, созданные фанатским сообществом в конкретном фандоме и распространенно повторяющиеся в фантекстах» [Hellikson, Busse, 2006], художественное пространство самих фанатских текстов. Иными словами, это выработанная в сообществе (коллективе) традиция написания и воспроизведения полюбившихся сюжетов, в основе которых изначально было заложено каноническое произведение.

Фандом – сообщество фанатов кого-либо или чего-либо.

История зарождения фанфикшена уходит далеко в века. К первым фанфикам можно отнести, например, сказку «Ревекка и Ровена» Уильяма Теккерея, которая являлась альтернативной концовкой «Айвенго» Вальтера Скотта. Или несколько версий «Приключений Шерлока Холмса», написанные поклонниками Артура Конан Дойля. В современном представлении термин «fan fiction» впервые был упомянут в научной фантастике, а именно в первом научно-фантастическом журнале «Spockanalia» (1967 год), на страницах которого был опубликован фанфик по «Звездному пути».

Сегодня фанфикшн представляет собой миллионы текстов, посвященных книгам, фильмам, сериалам и т.д., которые пишутся фанатами для фанатов и, что важно, на некоммерческой основе. Буквально каждое произведение культуры, ставшее популярным или, наоборот, вызвавшее негодование, формирует вокруг себя фандом, который очень быстро наполняется фанатскими текстами-интерпретациями – фанфиками. Масштабность этого явления и темпы наращивания материала делают фанфикшн интересным для научного изучения.

Так, Мария Александровна Федорчук, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории русской литературы XI-XIX вв. ОГУ им. И.С. Тургенева, знакома с миром фанфикшн уже более десяти лет.

«Мое знакомство с фанфикшн началось еще в студенчестве. Мой будущий научный руководитель предложил мне прочитать несколько фанфиков. Первый прочитанный мной фанфик был по миру Гарри Поттера. Меня очень увлекла идея о том, что у любимых текстов может быть неофициальное продолжение или даже альтернативное развитие.

Я прочитала много подобных текстов и поняла, что к этому можно подойти с позиции анализа. Так, при поддержке моего научного руководителя, я прошла путь от написания студенческих докладов и статей про фанфикшн до защиты кандидатской диссертации по этой теме», - рассказывает Мария Федорчук.

В диссертационном исследовании Марии Александровны «Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов)» рассматриваются особенности возникновения фанатских текстов, отличия интерпретации фанатов от первоисточника, а также типичные сюжеты в фанфиках и специфика интерпретации оригинальных образов в трех фандомах. Следует отметить, что база материала для анализа в диссертации Марии Александровны составила более 7,5 тыс. текстов!

«...Мы пришли к выводу, что фанфикшн – это вид фанатской словесной практики, который построен на тоске по утраченному канону: кончилась книга/фильм, а читателям/зрителям мало, они хотят еще. В XXI веке сложилась новая парадигма отношений между автором и читателем: вторые читают быстрее, чем писатель создает контент. И тогда читатель становится автором и начинает писать для себя и для тех, кто так же, как и он, тоскует по полюбившейся истории», - отмечает Мария Федорчук.

Популярность и масштабность феномена фанфикшн побудила Марию Александровну и ее научного руководителя, Кургузову Наталию Владимировну, на создание научной лаборатории по изучению фанатского творчества. Незадолго до защиты кандидатской диссертации, в 2015 году на филологическом факультете (сегодня в Институте филологии) ОГУ им. И.С.Тургенева начал свою научную деятельность «ФанДОМ НАУКИ». На сегодняшний день в состав лаборатории входят студенты разных курсов, начиная с 1-го и заканчивая 2-м годом магистратуры. За время существования научной лаборатории проблемное поле исследования участников «ФанДОМа НАУКИ» расширилось: вместе с Марией Александровной студенты изучают вопросы, связанные не только с фанфикшн, но и с массовой литературой, готовят доклады и статьи для участия в конференциях и семинарах. Таким образом, на современном и востребованном современной молодежью материале студенты учатся проводить сравнительный анализ художественных произведений, правильно оформлять свою научную работу и публично выступать. Немаловажно, что в рамках деятельности «ФанДОМа НАУКИ» участники приобретают навыки академического письма. Как вспоминает Мария Федорчук, одна из самых интересных статей участников «Фандома науки» называлась «Му-му вернулась, чтобы отомстить: интерпретация тургеневских персонажей в литературе фанатов». С одноименным докладом группа студентов тогда еще первого курса блистательно выступила на международной конференции, посвященной юбилею И.С.Тургенева.

Несмотря на все растущую популярность фанфиков, они до сих пор редко становятся предметом научного исследования. На сегодняшний день в России защищено только пять кандидатских диссертаций на эту тему, Мария Александровна стала автором четвертой.

«Очень долго фанфикшн воспринимался научным сообществом как второсортное, неинтересное и главное – ненужное к изучению явление. Тем не менее, масштабность и популярность явления, его междисциплинарный характер и все-таки существующий интерес в академической среде свидетельствуют о необходимости исследования в этой области. Дети, подростки и даже взрослые не просто так начинают писать. Зачастую из-под пера непрофессионального писателя – фикрайтера выходят  потрясающие вещи, которые потом могут стать частью официальной, публикуемой и приносящей прибыль литературы. Многие фанфики становятся эталоном в фандоме, о них слышал каждый участник сообщества. Такими тексты становятся при условии, что они хорошо проработаны, грамотно написаны, имеют мотивированных персонажей и увлекательный сюжет (например, трилогия о Драко).

О том, что научное сообщество открывает для себя фанфикшн уже не как второсортный материал, а как нечто значимое и достойное изучения, свидетельствует количество конференций разного уровня, на которые меня и студентов из лаборатории приглашают, лекции и вебинары по теме. Еще год-два назад я бы не подумала, что меня могут специально найти и попросить прочитать лекцию на эту тему», - рассказывает Мария Александровна.

С 2017 года Мария Александровна написала 14 научных статей и докладов (не считая научного руководства студентов). Некоторые работы (например, коллективная монография) находятся на стадии публикации. С момента защиты поле научного внимания Марии Александровны несколько расширилось – исследователь обращает внимание не только на фанфикшн, но и на современную массовую литературу.

«Первая диссертация по фанфикшн появилась в 2006 году. И до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что такое фанфикшн. Можно рассматривать его как явление социологическое (сколько, кто и о чем пишет), как материал для исследования психолога, культуролога, литературоведа. Каждый исследователь фанфикшн предпринимает попытку описать природу явления, приводит те или иные доказательства, по сути верные, но не всеобъемлющие. Тут, как мне кажется, допустимо выражение собственной позиции исследователя. В конце концов, сейчас в науке наблюдается некоторая междисциплинарность, и нет ничего плохого в том, что одно и то же явление может рассматриваться с разных сторон. Для себя я пришла к выводу, что можно называть фанфикшн очень обтекаемо и мягко: словесная фанатская практика».

Исследование фанатского творчества – это очень важный научный аспект. Это уникальная возможность изучить процесс создания произведения напрямую. Текст создается в режиме реального времени, здесь и сейчас. Исследователь может не только увидеть закономерности развития современного творческого процесса, но и понять, какие темы интересуют современную молодежь, с какими проблемами она сталкивается, понять психологию творческого акта. Кроме того, исследователи могут анализировать связь признанных образцов слова с современной культурой и их влияние друг на друга.

Можно увидеть смещение творческой парадигмы от всевластного автора к демократическому читателю. Что в принципе становится характерным для массовой литературы XXI века. Фанфикшн – это молодая и современная область словесного творчества, которая позволяет апробировать на себе различные методы и методики анализа. Фанфикшн пластичен, поэтому может исследоваться с различных позиций. А это значит, что ученым предстоит еще много открытий, которые могут изменить мнение научной общественности о фанфикшн.

Есть исследователи, которые достаточно обосновано доказали, что фанфикшн можно использовать как инструмент для обучения школьников письму, развития творческих способностей и навыков анализа текста.

«Глобальные научные планы? Пожалуй, не такие уж они и глобальные. Я бы хотела и дальше продолжить разрабатывать тему фанфикшн, возможно, включив ее в более широкое научное поле. Из разряда мечты - выйти на защиту докторской диссертации. Это будет большой шаг как для меня лично, так и для изучения фанфикшн в целом. На данный момент докторские диссертации, где фанфикшн рассматривается хотя бы как аспект исследования, мне не встречались.

Хочется делиться с заинтересованными слушателями своими открытиями, ведь действительно есть, что рассказать. Поэтому продолжу работу по укреплению нашей научной лаборатории «ФанДОМ НАУКИ». Будем покорять нашу необъятную страну и рассказывать всем желающим, что такое фанфики, как их писать и почему стоит изучать» - рассказывает Мария Александровна.

Фанфикшн удивительная область для применения научного интереса. Этот феномен многогранен для изучения, перспективен и все еще недостаточно разработан, что делает его исследование новаторским.

Темы: Наука