Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

OGUSKILLS2021 (обновляемая новость)

21.05.2021

На этой неделе в Орловском государственном университете проходит V Вузовский чемпионат по стандартам Worldskills – OGUSKILLS2021. Он включает в себя пять блоков профессий: социальные и персональные услуги, информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и блок FutureSkills – суммарно 14 компетенций. В чемпионате участвуют студенты и школьники. О том, как проходят соревнования, расскажем в этом материале.

18 мая

«WorldSkills очень хорошо помогает влиться в рабочую атмосферу и почувствовать себя настоящим работником «в поле», – говорит Елена Фёдорова, эксперт компетенции «Туризм».

Будущим профессионалам в туристическом деле 18 мая предстояло пройти два модуля. В первом они выступали в качестве турагентов. По запросам своего клиента они должны были найти подходящее предложение из готовых туров.

«Участники ищут тур в системе, берут интервью у туриста, и, в соответствии с его пожеланиями, выбирают тур, заполняют договор, визу, делают коммерческие предложения. После этого они презентуют свой продукт», – объясняет Елена Фёдорова.

Во втором модуле конкурсанты примерили на себя новую роль – туроператоров. Здесь им нужно было уже самим разработать предложение, основываясь на запросах клиента. Перелёты, трансфер, гостиница, программа – всё участник ищет и разрабатывает сам и создаёт совершенно новое предложение. Чтобы не ошибиться и максимально точно собрать тур, надо как можно более подробно расспросить своего клиента.

«Самое главное – узнать подробности на интервью. Тут они должны проявить способность к деловым переговорам. У нас загадана страна, и участник должен её вычислить. Например, по острову или по реке.

Такой подход часто используется в реальной работе. Например, клиент хочет на Чёрное море, но не хочет лететь больше пяти часов и хочет кататься на лошадках. И по этим характеристикам ты должен найти курорт», – говорит Елена Фёдорова.

На компетенции «Преподавание технологии» тоже полным ходом кипит работа. 18 мая участникам предстояло выполнить три модуля: разработка урока и его проведение, проектная деятельность, внеклассное мероприятие.

«Я только что провела урок, а сейчас буду готовиться ко второму конкурсному заданию – это проект, который мы должны представить с детьми. Третье – внеклассное мероприятие. Его я тоже должна презентовать, как и свой урок», – рассказывает участница Юлия Яшутина, 3 курс.

Но какая преподавательская деятельность, если преподавать некому? Чтобы решить эту проблему, на компетенцию пригласили волонтёров, которые исполняли роли школьников разного возраста.

«Мы даём задание: сейчас вы ученики 7 класса, и ребята изображают поведение тринадцатилетних. Или: вы – первоклашки. И тогда они подстроят себя под семилетних детей», – объясняет Елена Паршутина, помощник главного эксперта на чемпионате.

Так будущие учителя учатся взаимодействовать с подопечными всех возрастов. Но волонтёры нужны не только в преподавательской деятельности. Очень сильно они помогают ребятам на компетенции «Администрирование отеля». Но в этом случае добровольцы играют роль постояльцев гостиницы. Волонтёры – обучающиеся тех же факультетов и направлений, что и конкурсанты, поэтому они тоже получают полезный опыт для будущей профессии.

«Нам помогают ребята 3 курса ТПС «Туризм» и «Гостиничное дело». Помимо этого, они участвуют в наших тренировках. Естественно, волонтёры тоже черпают много информации, которая им действительно пригодится в реальной трудовой деятельности», – рассказывает Светлана Степанова, директор координационного центра «Молодые профессионалы» и по совместительству главный эксперт компетенции «Администрирование отеля».

18 мая на вышеупомянутой компетенции участники прошли два модуля: за стойкой и на бэк-офисе. В первом модуле ребятам надо было решить проблемы гостей с Wi-Fi, заселить одних и выселить других. Во втором – грамотно распределить номера отеля для целой делегации и ответить на письма.

Часть заданий – на русском, а часть – на международном английском – для взаимодействия с зарубежными гостями. И конкурсанты, и задействованные волонтёры свободно поддерживают беседу на иностранном языке.

«В этом году достаточно сложные задания, потому что конкурсантам одновременно нужно выполнить несколько задач. Например, администратор отеля должен выселить человека, и тут же забронировать другой номер, и тут же поддержать диалог», – объясняет Светлана Степанова.

«Это, конечно, сложно, но очень интересно. Есть много приёмов, чтобы за время устранения проблемы человек не раздражался. Например, нужно минимум три раза назвать гостя по имени. Это знак уважения: вас запомнили», – делится участница Полина Богданова, 1 курс.

На компетенции «Организация экскурсионных услуг» у конкурсантов было три модуля. Первый ребята готовили заранее: дома им надо было разработать виртуальную экскурсию по Орловскому краеведческому музею. Свои домашние работы они защищали на начальном модуле.

Второй и третий этапы 18 мая для этой компетенции были связаны между собой. Ребятам нужно было ознакомиться с экспозицией в музее 11 корпуса ОГУ, разработать план экскурсии и провести её перед туристами – ещё одной группой волонтёров.

«В прошлом году мы выполняли традиционный мастер-класс, где работали с аудиторией, а сейчас у нас уже с технической точки зрения более сложный модуль – видеозапись, озвучка, монтаж.

Достаточно непростой модуль подготовки аудиогида. Если в прошлом году мы создавали экскурсию, то в этом году уже идёт усложнение. Мы разрабатываем целый квест», – рассказывает Вероника Козлова, главный эксперт компетенции «Организация экскурсионных услуг».

«Участвую в чемпионате уже второй раз, в прошлый раз заняла второе место. В этом году настроена на лучший результат, хотелось бы занять первое место. WorldSkills – достаточно интересное мероприятие, которое дает полезный опыт.

А ещё хочется отметить теплую обстановку в нашем коллективе, мы всегда поддерживаем друг друга, несмотря на соперничество», – делится эмоциями участница Марина Казакова, 2 курс.


19 мая

На компетенции «Веб-дизайн и разработка» ребята должны были пройти четыре модуля: разработка технического задания, вёрстка сайта, разработка на сторонах front-end и back-end.

«В нашей компетенции сложные задания, все модули охватывают самые разные направления деятельности. Первый модуль – составление технического задания. Прежде, чем что-то создать, необходимо узнать у заказчика в подробностях, что он хочет. И на этой основе грамотно разработать т/з», – говорит Денис Рыженков, эксперт направления «Веб-дизайн и разработка».

Второй модуль, вёрстка сайта – это подробный макет того, как страница в сети будет выглядеть в будущем. Но что такое front-end и back-end?

«Всю разработку можно условно разбить на две части: front-end и back-end – на стороне клиента и на стороне сервера соответственно. Front-end – это программы, которые будут исполняться на машине клиента. Чтобы, когда мы с вами заходим на сайт, мы видели красивую страничку: движущиеся картинки, слайдеры, перетаскиваемые объекты и так далее. Этому и посвящён третий модуль.

А четвёртый модуль – разработка сайта на стороне сервера, back-end. Это именно сами сайты, коды, они хранятся на сервере. То есть, что именно будет происходить, что будет загружаться, когда мы обратимся к серверу», – объясняет Денис Викторович.

Некоторые направления WorldSkills стараются охватить широкий спектр специализаций. Другие же стремятся создать цельный проект.

«У нас задание – единая работа. Это проектирование здания с посадкой его в окружающую застройку на заданную ситуацию. Поэтому ребята продолжают работу над одним и тем же объектом», – рассказывает Татьяна Сопова, главный эксперт компетенции «Архитектура».

Сначала участники начертили эскизы планировки зданий на бумаге и перенесли их в электронный вид. Потом им предстояло построить виртуальные 3D-модели и скомпоновать общий презентационный план своего проекта. Свои работы конкурсанты успешно защитили в конце дня.

«Задание для меня не очень сложное, но трудно в плане распределения времени. Например, на какой-то блок лично для меня было бы удобнее побольше времени потратить, а на другой – меньше. Может, просто я так не привыкла работать. Но ничего страшного – буду работать!» – делится участница Диана Самойлова, 1 курс магистратуры.

«Всегда задания даются чуть сложнее, чем студенты к этому готовы. Но я думаю, что каждый из наших участников справится с ними. Мы верим в своих студентов!» – говорит Татьяна Николаевна.

На компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8»» у ребят сложное задание: они разрабатывают конфигурацию для разных сфер услуг.

«Конфигурация – это информационная система, в которой работники выкладывают информацию для удобного ведения бизнеса. Сейчас участники разрабатывают конфигурацию для транспортного предприятия, которое предоставляет услуги пассажирских перевозок», – объясняет эксперт-компатриот компетенции «1С: Предприятие 8» Михаил Меркулов.

Сложность этого задания не только в технической составляющей, но и в том, что конфигурация должна быть понятна и удобна для использования. А ещё надо учесть все данные, которые необходимы для автоматизации работы компании-заказчика: информация о сотрудниках, должностях, количестве машин в автопарке, билетах, пассажирах.

Второй модуль компетенции – разработка мобильного приложения и настройка обмена данными между базой и пользователями.

«У 1С есть собственное мобильное приложение, и под него оно пишется. То есть, такой тонкий клиент для взаимодействия с системой – лекало для приложений в дальнейшем. Это чисто бизнес-приложение для работы с информационной системой», – говорит эксперт-компатриот компетенции «1С: Предприятие 8» Никита Калинин.

Пока одни студенты прошивают программы, другие – шьют брюки. В мастерской усердно трудятся конкурсанты компетенции «Технологии моды». На первом модуле участники этого направления разрабатывали коллекцию для сезона осень-зима – им нужно было выполнить пять моделей брюк и подобрать к ним плечевое изделие, чтобы составить луки.

Следующие модули – конфекционирование и технологическая карта.

«Конфекционирование – это подбор ткани для коллекции и непосредственно для изделия, которое ребята будут отшивать. Другой этап – технологическая карта, на нём участники представляли технический эскиз модели и выполняли последовательность одного из технологических узлов», – рассказывает Елена Гнеушева, заместитель главного эксперта компетенции «Технологии моды».

Итоговое задание – раскрой и пошив брюк. Здесь конкурсанты выполняют раскладку лекала, и изготавливают своё изделие.

«Мы участвуем с самого начала программы WorldSkills в нашем университете – с 2017 года. На мой взгляд, в этом году задания выполнить проще, потому что мы отшиваем поясное изделие – брюки. Предыдущие у нас задания были выполнить плечевое изделие, платье отшивали – это сложнее», – делится Елена Михайловна.

Уровень некоторых заданий оценить труднее.

«Нельзя сказать точно: с некоторыми задачами  конкурсанты справились достойно, другие вызвали затруднения. Конкурсное задание, можно сказать, пилотное. Эксперты со всей страны сейчас разрабатывают задания для этой компетенции именно в рамках межвузовской линейки чемпионатов. Я – в том числе. У нас есть рабочая группа сертифицированных экспертов по России, и мы сейчас занимаемся этим вопросом. Разбираемся, как правильно/неправильно, временные характеристики отслеживаем – сколько нужно на каждый модуль времени, что надо усложнить», – рассказывает Николай Татарченков, главный эксперт компетенции «Электромонтаж».

Конкурсантам компетенции «Электромонтаж» предстояло пройти четыре модуля: монтаж электроустановки, поиск неисправностей, программирование, разработка схемы. Несмотря на то, что задания апробируются, ребята уверены в своих силах и упорно работают.

 «Это очень интересно. Ты стоишь монтируешь, и это просто нравится, потому что это наша будущая профессия, и нам действительно важно попрактиковаться, укрепить умения и получить новые навыки и знания», – делится участник Иван Костюхин, 3 курс.


20 мая

На компетенции «Изготовление прототипов» ребятам нужно изготовить настоящий протез ноги. Для этого необходимо выполнить шесть модулей: трёхмерное моделирование, реверсивный инженеринг, доработка прототипа и создание комплекта чертежей, изготовление прототипа, отделка прототипа, сборка и проверка функционала собранной модели.

«Сначала ребята моделируют своё будущее изделие по чертежу, потом проводят реверсивный инженеринг: по некоторым деталям, которые им были выданы заранее, конкурсанты должны восстановить модель изделия в компьютерной программе. Так как ребята создавали протез ноги, им выдали анатомическую модель стопы и промежуточную часть между стопой и основной частью, – объясняет Игорь Грядунов, главный эксперт компетенции «Изготовление прототипов».

Потом участники создают чертежи и изготавливают прототипы при помощи 3D-принтеров, станков и ручного инструмента. Также они обрабатывают детали, красят, декорируют. И в завершение – собирают и проверяют функционал изделия».

Как признаются эксперты, задания в этом году сложнее предыдущих. Поэтому особенно важно удостовериться, что все модули соответствуют уровню, а оборудование работает как надо. Два дня до соревнований – подготовительные дни.

Первый – для экспертов, когда они проверяют задания и вносят в них изменения согласно стандартам WorldSkills. Второй – для конкурсантов: участники знакомятся с площадкой и оборудованием, проверяют его работу. Если в чём-то обнаруживают неполадки, их устраняют.

Ещё один фактор сложности – некоторые задания выполняются одновременно.

«Участники параллельно выполняют несколько модулей. Это сложно, но это можно. На тренировках ребят этому учат. А так, в плане сложности самого задания – всё, как требуют стандарты WorldSkills – то есть, задания настолько сложные, что эксперты бы его сами за отведённое время не смогут выполнить», – говорит Игорь Михайлович.

Темы: Образование