Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории
23.04.2021
22 апреля 2021 года состоялась III Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории", организованная кафедрой русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации. В конференции приняли участие ученые и преподаватели - практики из Афганистана, Беларуси, Казахстана, Китайской народной республики и России.
В приветственном слове директор Департамента по международным связям С.А. Аронова проинформировала о направлениях деятельности Департамента и пожелала успешной работы конференции.
Выступления, прозвучавшие на пленарном заседании, отразили актуальные проблемы методики преподавания РКИ (Л.Н.Елизарова, Т.С.Шадрина), русской литературы (Сунь Лэй, КНР), формирования языковой личности (С.М. Антонова, Беларусь) и др.


В работе секции «Обучение русскому языку как иностранному: подходы, технологии, средства обучения, формы контроля» (руководитель: Шахова И.Е., к.ф.н., доцент) приняли активное участие 14 преподавателей кафедры РКИ и МК Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Было представлено 12 докладов для обсуждения и 3 стендовых доклада: НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), Академия ФСО России (г. Орёл). Преподаватели РКИ рассматривали разные аспекты методики. Тематически доклады можно распределить следующим образом:
- Обучение фонетике (интонации и акцентологии с учётом интерференции);
- Обучение лексике и грамматике на уровнях А1, А2, В1:
- Обучение видам речевой деятельности на уровне В1;
- Использование клоуз-тестов в преподавании РКИ (на этапе довузовского обучения)
- Обучение РКИ в условиях дистанционного формата.

На заседании секции «Профессионально ориентированное обучение РКИ в современных условиях» (руководитель: Рожкова Н.В., к.ф.н, доцент) были обсуждены актуальные теоретические и методические аспекты научно-методической деятельности преподавателей при реализации требований ФГОС ВО на данном этапе развития высшего образования. В частности, было уделено внимание вопросам проектирования и реализации профессионально ориентированных учебных ситуаций при обучении РКИ рассмотрены особенности обучения русскому языку в специальных целях в иностранной аудитории. Участники секции обсудили проблему номинации учебных дисциплин, а также проблему формирования коммуникативной компетенции как составляющей кадрового потенциала.

В секции ««Лингвострановедение, лингвокультурология и межкультурная коммуникация» (руководитель Колесникова Л. Н., д.ф.н., профессор) обсуждались проблемы и перспективы межкультурной коммуникации, а также лингвистического страноведения и культурологии.
Присутствующие познакомились с традициями и укладом жизни народов арабских стран, с грамматическими традициями русского и арабского языков в сопоставительном аспекте; обсудили методические приёмы, используемые при изучении пословиц и поговорок на занятиях по РКИ, а также особенности интерпретации и восприятия русской народной сказки на занятиях со студентами-иностранцами; уделили внимание использованию выразительных средств русского языка в иностранной аудитории, их роли в понимании лингвистического материала.

На заседании секции «Работа с текстом при обучении РКИ и иностранным языкам. Проблемы перевода» (руководитель: Гаврищук М.Л., к.ф.н., доцент) обсуждали проблему использования региональной компоненты при работе с учебным пособием «Дорога в Россию», ч.2 (на материале текста «Орловский государственный университет»); познакомились с особенностями организации и онлайн-урока чтения по РКИ; рассмотрели принципы отбора и вопросы организации учебного пособия по чтению художественной литературы на занятиях РКИ.

