Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Всероссийская онлайн-конференция "Просветительство в год Памяти и Славы"

20.05.2020

9 мая 2020 года общероссийской общественно - государственной просветительской организацией "Российское общество "Знание" была проведена Всероссийская онлайн конференция Координационного Совета с региональными отделениями и просветительским активом Российского общества «Знание» "Просветительство в год Памяти и Славы". Участником конференции стало и орловское региональное отделение, представители которого приняли активное участи в работе конференции.  Председатель  регионального отделения Фирсова Олеся Артуровна выступила с докладом «Этика врача в период Великой отечественной войны». Речь шла о подвиге Владимира Ивановича Турбина.

Имя  доктора Турбина неразрывным образом связано с понятием медицинской  этики и с Орловщиной в период немецкой оккупации,  и в последующие, послевоенные годы восстановления орловского края. Владимир Иванович Турбин родился 20 февраля 1905 года. Закончил Первую мужскую гимназию города Орла. Собирался поступать в семинарию, но поступил и закончил биологическое отделение орловского рабфака в 1923 году. В этом же году он поступает в Харьковский медицинский институт, который заканчивает в 1928 году. В 1930 году он возвращается в Орёл. С 1930 по 1969 год его жизнь была связана с Орловской областной больницей. Он не только лечил, но и преподавал в фельдшерско-акушерской школе. 

Доктор Турбин стал первым и главным организатором лечебной помощи в период оккупации Орла. По воспоминаниям его студентов он был великим диагностом: спасал всех, кого можно было спасти.

Осенью 1941 г. Орёл был оккупирован фашистами. Оккупанты заняли лучшие здания города, в том числе военный госпиталь на углу нынешних улиц  Комсомольской и Красина, инфекционным отделением которого заведовал В. И. Турбин. Всех раненых выбросили на улицу - безногих, безруких, в окровавленных бинтах. Но врачи, фельдшеры, медсестры госпиталя не оставили раненых. Было принято решение переправить их в инфекционное отделение областной больницы, в Школьный переулок. Врачи на руках перенесли всех  раненых, разместили их вместе с гражданским населением. Это лечебное учреждение весь период оккупации существовало под названием «Русская больница». Ночью 16 декабря 1941 г. фашисты под угрозой расстрела приказали освободить помещение в течение получаса. Раненных разместили, где могли: часть в корпусе № 3 госпиталя, часть в деревянном бараке инфекционного отделения больницы, часть перевезли в психиатрическую больницу. Доктор В. И. Турбин сутками не уходил из больницы. У входа в отделение повесили вывеску на немецком «инфекционное отделение».  Гитлеровцы очень боялись заразных болезней. «Русская больница» спасла около тысячи бойцов и командиров Красной Армии, которым с помощью среднего медицинского персонала были оформлены новые истории болезни, из которых следовало, что они простые колхозники и рабочие. Также   было спасено большое количество мирных граждан.

Известный орловский врач Владимир Леонидович Цветков поступил в больницу, организованную Турбиным, санитаром. В своих воспоминаниях о Турбине В.Л. Цветков так описывает врачебный долг Турбина: 

«Часто говорят: «Они исполняли свой долг», забывая, что иногда исполнение долга в нашем отечестве организовывалось государством. Здесь ничего этого не было и в помине. Не стояло за русской больницей, за подпольным госпиталем ни партийных, ни комсомольских организаций, ни секретных служб. Только Совесть и Любовь»

Сегодня трудно прочувствовать то время, которое продолжалось без малого два года, но для жителей орловщины это была целая эпоха. За каждое срубленное дерево полагался расстрел, дома стояли без запоров, чтобы оккупанты могли войти днем и ночью.

Зима с 1941-го на 1942-й год была страшной. Седьмого ноября ударили морозы, которые не отпускали до самой весны. Всю зиму немцы гоняли жителей Орла расчищать снег. К Новому году начался мор: люди погибали от голода и холода, умирали от болезней. Запаса дров в инфекционной больнице хватило на две недели. В этих невероятных условиях доктор Владимир Турбин воистину совершил подвиг. «Да, он совершил подвиг, - пишет В. Л. Цветков в своей книге «Звезды мерцают…», - Он совершил подвиг в борьбе с тифом и другими инфекциями в условиях необычайно переполненных палат. Он сутками не покидал отделения, следил за порядком, спал в железной дезкамере, где прожаривали все, что было на больных и на постелях, сам искал насекомых, изолировал, лечил – все сам!»

«Он был нашим первым авторитетом, кумиром и богом…» - вспоминал В.Л. Цветков.

Что же это, как не пример подвига врача, сражавшегося не на передовой той страшной кровопролитной войны, а в тылу? Где в период оккупации жизнь местных жителей не стоила ничего, где свирепствовали болезни и полное бесправие и неуважение к человеческой личности. И в этих условиях спасти от верной смерти бойцов и мирных жителей, повинуясь врачебному долгу, своей совести, чести и, конечно, вере мог только герой: простой русский врач.

Темы: Образование Культура

Хэштеги: