Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

История успеха, или почему бизнес-хакатоны полезны и вузам, и предприятиям

28.10.2018

Не так давно команда Бизнес-парка Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева провела очередной IT бизнес-хакатон на международном форуме «Интеллектуальные транспортные системы России». Более подробно о нем можно прочитать в материале управления информационной политики. Сейчас же кореспондент УИП решил расспросить Алену Уварову, директора департамента инновационной политики ОГУ им. И.С. Тургенева, о причинах выхода проекта опорного университета на федеральный уровень.


Бизнес-хакатон, один из главных проектов Бизнес-парка, вышел на федеральный уровень. Алена Ярославовна, расскажите, почему этот проект вышел за рамки региона?

Основная цель Бизнес-парка – увеличить количество молодежи, вовлеченной в предпринимательскую деятельность и в реализацию реальных проектов. В 2017 году стартовал проект «Бизнес-парк – центр инновационного, технологического и социального развития региона», что позволило создать на его базе сервисы для достижения поставленной цели. Уже к концу года существовало 38 инновацинно-технологических, социальных и бизнес-проектов, и около 1000 студентов и 200 предпринимателей воспользовались услугами сервисов Бизнес-парка. Это были отличные показатели. Но мы столкнулись с проблемой – только 8 из 38 проектов были готовы к реализации на рынке. Также у нас стали закрываться проекты начинающих предпринимателей, которые не прошли успешно этап Customer development – тестирование будущего продукта на потенциальных потребителях. Необходимо было более детально изучать клиентов, изменения рынков и технологий.

 

Но и тут оказалось все не так просто, как я могу понять?

Именно так. С одной стороны, здесь появляется необходимость в проведении исследований развития рынка на стратегическом уровне, а также определять, какие новые способы достижения конечного результата клиента могут появиться в будущем. Благодаря таким исследованиям появились бизнесы Uber, каршеринг и многие другие. С другой стороны, необходимо создавать лучшие предложения по существующим продуктам. Поэтому мы решили скорректировать наши действия – выйти на ведущие компании, которые работают над такими решениями и могут заранее формировать запросы на те или иные проекты.

В чем конкретное преимущество такого решения?

Такой формат отличается скоростью. Мы выходим на предприятия, которые уже имеют свою клиентскую базу, понимают, какие решения им нужны и в какие сроки. Хакатон в Рязани показал работу этого инструмента: студенты за два дня смогли представить решения, которые в этих компаниях делают ведущие специалисты месяцами. Решение кейса Росавтодора нашими ребятами заняло первое место, им даже предложили работу. Данный проект был передан Роману Старовойтову на Международном форуме «Интеллектуальные транспортные системы» в Москве.

 

Можно резюмировать: в чем цель и суть хакатона?

Наша цель – использовать хакатон как инструмент формирования базы кейсов предприятий не только Орловской области, но и других регионов. По отобранным кейсам инициативные ребята могут прорабатывать свои решения в любом региональном вузе. Студент видит конкретную проблематику и заказчика. В этой схеме отсутствуют посредники и эффект «сломанного телефона». По сути, он просто получает задачу, а предприятие получает решение. Вот об этом стратегическом механизме формирования открытого портфеля кейсов проблем предприятий, которые в различных форматах могут прорабатываться студенческими командами, мы и говорили с Романом Старовойтовым. Ему эта идея очень понравилась.

Ранее в Рязани эту идею поддержала Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта». На московском форуме к нам присодинилась и Ассоциация компаний придорожного сервиса и туризма. С данными организациями были подписаны соответствующие соглашения, которые направлены на научно-технологическое сотрудничество, подрузомевающее формирование базы кейсов под конкретные запросы предприятий. 

Повторюсь, наша цель – создать базу кейсов. Так мы уходим от дорогостоящих исследований рынка, выходим на конкретного заказчика, а уже дальше работает прямая конкуренция: у кого будет решение выгоднее и технологичнее, тот и получит работу. И студент, продвигая себя, получает возможность трудоустройства или создания собственного бизнеса.

Выходя на федеральный уровень, через вузы мы подтягиваем потенциально активные студенческие команды к очень тесному взаимодействую с реальным сектором экономики, что особенно важно и для карьерного лифта, и для продвижений инновационных решений.

Расстроены ли вы тем, что команда из вуза не заняла первое место на последнем хакатоне? (Команда опорного вуза заняла второе место с минимальным отставанием, – прим. автора.)

На хакатонах нет проигравших. Там всегда есть только победители. Студенты оценивают свой уровень подготовки, способность в сжатые сроки решать технологические и экономические задачи, тестируют свою команду и определяют над какими компетенциями необходимо работать в дальнейшем. По возвращении мы с ребятами провели рефлексию, поняли над чем надо работать. Такой путь закаляет ребят – дело в том, что сейчас они действительно хотят что-то делать, придумывать новые проекты и дорабатывать старые для собственного роста. Когда мы увидели это, то решили перестать «играть во взрослых», которые продумывают все за своих «детей». 

Основными пользователями сервисов бизнес-парка являются наши студенты. Только в 2017 году – это около 1000  человек. Поэтому мы им и предложили самостоятельно формировать запросы на работу лектория, коворкинга. Для этого они приняли решение создать студенческое сообщество предпринимателей. Мы хотим сделать их автономными, чтобы ребята развивались по собственным траекториям, ведь когда происходит насильное «насаждение» тренингов, мастер-классов и прочего, теряется интерес к обучению. Поэтому теперь мы будем помогать им, приглашать тренеров и лекторов только после конкретного запроса от самих студентов, от созданного ими предпринимательского сообщества. Тогда и ценность таких мероприятий для самих студентов будет больше.

11 ноября, например, по их запросу будет проходить воркшоп по генерации идей. Мы пригласили предпринимателя, который имеет практику создания и продвижения инновационных идей и решений. У студентов будет возможность узнать, за какие идеи готовы сейчас платить клиенты и протестировать собственные.

Мы изначально собрали ребят для того, чтобы они были генераторами идей. Мы объяснили всю концепцию, показали на собственных примерах путь от мала до велика, погрузив их тем самым в работу Бизнес-парка. Мы хотим им помочь создать бизнес или развить его, дать все для прокачки их предпринимательских компетенций. Но для этого они сами должны осознать, что именно им необходимо и сформировать свой запрос. А вот тут и нужна поддержка «взрослых», мы заинтересованы в том, чтобы они ассоциировали наш университет с началом их истории успеха.

Темы: Образование Жизнь университета

Хэштеги: