Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Институт естественных наук и биотехнологии. Естественно-научный блок. Заключительная часть

17.06.2018

В 2017 году путем объединения института биотехнологии и биоинженерии и факультета естественных наук был сформирован институт естественных наук и биотехнологии. На сегодняшний день в состав института входят одиннадцать кафедр, восемь из которых относятся к естественно-научному блоку. Управление информационной политики познакомит вас с каждой из них.


Кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений одна из древнейших кафедр Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты – три доктора и пять кандидатов биологических наук.

Кафедра является выпускающей по нескольким направлениям подготовки: бакалавры-биологи с тремя профилями: микробиология, ботаника и физиология растений. Бакалавры педагогического образования с профилями «учитель химии» и «учитель биологии и географии». Магистры биологии «микробиология», «ботаника» и «биофизика».

Кафедра оснащена современным оборудованием, которое позволяет проводить исследование в ключевых научных областях. В базе кафедры расположен гербарий им В.Н. Хитрового. Он имеет международный статус и внесен в базу данных международных гербариев, которая располагается в Нью-Йорке. Более того, он включен в генетические ботанические коллекции России. В гербарии насчитывается более 40 тысяч образцов, первые из которых датируются 1848 годом.

Студенты кафедры проходят обязательные практики как на территории области, так и за ее пределами. На Орловщине обучающиеся оттачивают навыки в парке Орловское полесье, в Нарышкинском природном парке, парке Спасское-Лутовиново, Всероссийском научно-исследовательском институте селекции плодовых культур.

Отметим, что на выездных практиках студенты-ботаники посещают Главный ботанический сад имени Н. В. Цицина РАН. Физиологи растений применяют полученные теоретические знания на практике в Институте физиологии растений им. К.А. Тимирязева и Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

У микробиологов своя практика. Они проходят ее на предприятиях, производящих молоко, мясо, хлеб, а также на водоканале, санэпидстанции, россельхознадзоре и других организациях, в работе которых нужны профильные специалисты.

Многие студенты принимают участие в научных экспедициях совместно с преподавателями кафедры. Последняя из них проходила на Северном Кавказе, где ученые изучали флору различных папоротников – скальных и равнинных. До этого были инициированы экспедиции в Крым, а именно в Никитский ботанический сад, а также в заповедник «Галичья гора» под Липецком.

Студенты не остаются в стороне и от научной деятельности. Обучающиеся всех направлений подготовки активно работают в пяти различных лабораториях, которые существуют на базе кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений:

  • Физиологические механизмы регуляции роста и развития растений
  • Генезис флоры центральной лесостепи
  • Адаптивные механизмы растений
  • Оптимизация динамических процессов биоценоза в центральной лесостепи
  • Оптимизация образовательной деятельности (создана специально для педагогов, которых выпускает кафедра)

Многие студенты принимают участие в работе экологическом отряде «Экопульс», который ведет свою деятельность в трех ключевых направлениях: природоохранной, эколого-просветительской, научно-исследовательской.

Особо отметим, что выпускники кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений востребованы на рынке труда. Она работают в росприроднадзоре, россельхознадзоре, на различных заводах и иных специализированных предприятиях (например, Инсулиновый завод), научными сотрудниками в национальном парке Орловское полесье, во НИИ Зернобобовых и селекции плодовых культур, медицинских лабораториях, в лицеях, школах и экзаменах.

Кафедра зоологии реализует образовательные программы по направлению подготовки бакалавров «Биология» с профилями «Зоология», «Охотоведение», а также магистерскую программу «Биология» с профилем «Зоология беспозвоночных».

«Дело в том, что это классическое фундаментальное направление подготовки. То образование, которое получают студенты в рамках обучения на нашей кафедре, позволяет будущим биологом иметь широкую профессиональную направленность. То есть их профессиональная деятельность может быть связана с животными – в том числе дикими и домашними, сельскохозяйственными, а также рыбами», – поясняет Анжела Тяпкина, заведующая кафедрой зоологии.

Более того, выпускники часто связывают свою жизнь с природоохранной и научно-исследовательской деятельностью – студенты кафедры ориентированы на работу со всеми биологическими объектами. Специалисты на выпуске имеют значительную подготовку по всем разделам биологических дисциплин – ботаника, микробиология, вирусология, биоинженерия, биотехнология и целый ряд друг обязательных к освоению дисциплин.

Большая часть дисциплин профильной направленности, которые позволяют студентам глубоко изучить все, что связано с царством животных – начиная от объектов одноклеточных и заканчивая млекопитающими. В рамках учебного процесса разбираются все особенности анатомии, эволюции, систематики, селекции домашних видов животных.

Последнее особенно интересно. На кафедре функционирует научная школа по генетике селекции темной лесной пчелы. Руководит направлением профессор, доктор биологических наук Николай Гранкин. Именно авторству этого ученого принадлежит два типа пород пчел. А в настоящее время заканчивается селекция и третьего вида.

На базе кафедры существует зоологический музей, организованный в 60-е годы прошлого столетия. В настоящее время носит имя преподавателя кафедры Александра Васильевича Смирного, доцента, кандидата биологических наук. Начальная коллекция этого музея создана на основе экспонатов, изготовленным Александров Васильевичем, прекрасным таксидермистом. В дальнейшей музей пополнялся за счет чучел, дериватов и других объектов, которые поставлялись через централизованную систему снабжения учебными пособиями. Сами преподаватели активно продолжают принимать участие в пополнении экспозиции – сотрудники кафедры обладают как необходимым оборудованием, так и знаниями и умениями.

«Музей используется для изучения студентами систематических групп позвоночных животных, особенностей таксономии. Также существует фонд учебного раздаточного материала в виде тушек и полутушек птиц, влажного биоматериала рыб, хрящевых, костных, земноводных, рептилий. Со всем этим студенты работают на различных лабораторных занятиях, самостоятельно проводят замеры, изучают особенности морфологии, анатомии», – комментирует Анжела Тяпкина.

Кроме того, экспозиция музея используется в рамках профориентационной работы. Так, кафедра проводит различные экскурсии для школьников города и области, так как в ней представлены животные нашего региона, так и краснокнижные редкие и охраняемые животные почти со всей территории России. Она представляет большой интересен и в познавательном плане, и в профориентационном – позволяет показать разнообразие деятельности, с какой придется столкнуться будущим зоологам.

Кафедра безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях была организована более 40 лет назад. В начале она именовалась как кафедра безопасности, а с 2016 года получила свое современное название. В настоящее время на кафедре не осталось ни одного сотрудника, не имеющего кандидатского минимума или докторской степени.

«За много лет своего существования кафедра накопила уникальный опыт, касающийся безопасности человека в окружающей среде, на производстве, быту. Мы занимаемся комплексной безопасностью во всех сферах жизнедеятельности человека», – комментирует Валентина Пашкова, заведующая кафедрой.

Сейчас кафедра готовит специалистов в области техносферной безопасности, и особое внимание в процессе обучения уделяется сохранению здоровья человека, предотвращению технических и иных угроз, которые поджидают людей в современном мире.

Научное направление кафедры – комплексная безопасность и здоровьесберегающие технологии. Сотрудники кафедры прилагают максимум усилий для укрепления практической составляющей – разработка инновационных технологических подходов к проблеме, рекомендаций по снижению рисков появления травмоопасных ситуаций, а также выявление опасных и вредных факторов, которые влияют на состояние здоровья работающих.

Кафедра имеет тесные связи с различными организациями, занимающиеся гражданской обороной – МЧС по Орловской области.


Отметим, что большое количество выпускников кафедры работают в МЧС как в Орловской области, так и в других регионах России, например, в Москве.


Кафедра обладает материально-технической базой, которая позволяет подготовить будущих специалистов к работе с высококлассным оборудованием. В рамках практических занятий студенты определяют опасные и вредные условия труда на производстве, в учреждениях, организациях. Замеряется уровень загазованности, запыленности, микроклиматических условий, уровня шума. Последнее особенно опасно – это один из самых опасных факторов на производстве, повышение которого может довольно быстро негативно повлиять на здоровье людей. 


Как отмечают сотрудники кафедры, практически со всеми крупными предприятиями Орловской области так или иначе налажены тесные контакты – это помогает студентам получить не только необходимый практический опыт, но и устроиться на работу сразу после окончания университета.


В 2017-2018 году студенты, занимающиеся в научном кружке «Спасатель», заняли первое место в областном смотре-конкурсе на лучший спасательный отряд, после чего уже выступили на всероссийском уровне, где удостоились почетного второго места.

«Существуют специальные программы подготовки спасателей, которые помогают расширить знания студентов в области безопасной жизнедеятельности. Речь идет о деятельности в период чрезвычайных ситуаций природного, социального, техногенного характера, а также в рамках гражданской обороны и противодействию терроризму. Именно этим и занимаются ребята, которые участвуют в «Спасателе», – поясняет Валентина Пашкова.

Также кафедра занимается составлением мероприятий по улучшению условий труда для предприятий. Ученые опорного вуза проводят исследования рабочих помещений, после чего выносят решения о том, как исправить существующие проблемы. Сейчас на счету кафедры два успешных внедрения мероприятий по улучшению качества условий труда.

«Направление подготовки «Химия», профиль «Аналитическая химия» является наиболее востребованным на рынке труда и не имеет аналогов в регионе, – рассказывает Эмма Рафаиловна Оскотская, заведующая кафедрой химии, доктор химических наук, профессор. В ходе обучения студенты получают теоретическую и практическую подготовку: изучают современные методы химического анализа и исследования объектов различной природы, практические применения аналитических методов, получают навыки работы на классическом и новейшем оборудовании. Сфера работы квалифицированного химика-аналитика довольно широка, что дает возможность нашим выпускникам в полной мере реализовать себя в профессиональной деятельности».


Дипломированный специалист может работать в контрольно-аналитических и исследовательских лабораториях различного профиля – химических, пищевых, металлургических, нефтехимических и других предприятий; лабораториях  экологии и мониторинга окружающей среды, криминалистических, геохимических и агрохимических лабораториях; государственных и негосударственных научных центрах, ведущих исследования в области химии и в смежных областях (медицина, фармацевтика, криминалистика, биохимия, геохимия и др.)


За химической наукой,  - говорит Эмма Рафаиловна - без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества. Для аналитической химии свойственен междисциплинарный характер и широкий спектр приложений результатов исследований. О востребованности аналитической специальности говорят, в частности, результаты почти 100% трудоустройства наших выпускников.

Кафедра проводит научные исследования по нескольким направлениям: изучение свойств полимерных сорбентов, особое внимание уделяет исследованию в области получения новых функциональных материалов  и наноструктур на основе синтетических и природных алюмосиликатов с заранее заданными свойствами. Ученые опорного вуза разрабатывают теоретические основы аналитического химии и усовершенствуют методики химического анализа различных природных и технических объектов, продуктов питания, фармацевтических препаратов  – на счету кафедры работы в высокоцитируемых научных журналах, патенты на изобретения, монографии.

На базе кафедры химии открыта и успешно функционирует более 7 лет юношеская научно-исследовательская школа «Основы нанохимии» для учащихся 8-11-х классов. Обучающиеся ежегодно принимают активное участие в региональных и всероссийских конкурсах: победители  ВМНПК «МИФ» (г. Орёл, ОГУ им. И.С. Тургенева; секции химия, нанотехнологии, информатика и др.); победители и призеры  Всероссийского конкурса научных работ  школьников в области нанохимии и нанотехнологий «Гениальные мысли», (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова); финалисты конкурса научных проектов Высшей школы экономики (г. Москва);  победители конкурса научных работ школьников проводимого в рамках городской Недели творческих открытий (г. Орёл) и т.д. Таким образом, на кафедре созданы условия для обучения на всех ступенях образования - со школьной скамьи и далее бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Высокий уровень научной и образовательной деятельности кафедры базируется на наличии собственного современного исследовательского оборудования – хроматографы, спектрофотометры, спектрометры и  т.д., а также путем привлечения оборудования стратегических партнеров опорного университета и кафедры – ведущих отраслевых предприятий региона.   Кафедра химии обладает тесными контактами с ведущими вузами России – среди них:  Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, Химический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Институт геохимии и аналитической химии РАН им. В.И. Вернадского (лаборатория органических реагентов),  Химический факультет (кафедра неорганической химии и методики преподавания химии) Московского педагогического государственного университета; Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург.

Студенты-химики ежегодно участвуют в конференциях различного уровня, становятся призерами и победителями олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ, посещают форумы и выставки научно-технических достижений в области аналитической химии и химического оборудования.

Большое внимание уделяется формированию и учебно-методическому оснащению производственных практик. Базой для проведения таких практик являются ведущие предприятия региона (Центр лабораторного анализа и технических измерений, г. Орел; Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур РАСХН (ВНИИ ЗБК), ЗАО Научприбор, ОАО Протон, УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской области, ЗАО «Орловский кабельный завод», ООО «Объединение Альфапластик», ВНИИ селекции плодовых культур).

Темы: Образование Жизнь университета

Хэштеги: