Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

«Выбор пути, физика и логика суждений»: интервью с профессором Владимиром Пивень

11.03.2024

28 февраля 80-летний юбилей отметил один из старейших преподавателей Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева – Владимир Пивень, доктор физико-математических наук, профессор кафедры экспериментальной и теоретической физики.

Уже более сорока шести лет Владимир Федотович работает в ОГУ имени И. С. Тургенева. Он преподает студентами основы гидродинамики, теоретическую механику и электродинамику. Является автором более 197 научных публикаций, в числе которых монографии и учебники: «Функции комплексного переменного в динамических процессах», «Теория и приложения математических моделей фильтрационных течений жидкости», «Математические модели фильтрации жидкости», «Теоретическая механика». Сопредседатель Международного симпозиума «Методы дискретных особенностей в задачах математической физики».

В интервью корреспонденту пресс-центра Владимир Пивень рассказал о своем школьном времени, приобщении к науке и преподавательской деятельности.

- Расскажите, как и почему вы стали заниматься физикой?

- У меня были замечательные учителя. Выбор поступления именно на физмат Пермского пединститута был во многом продиктован тем, что мой учитель физики, весьма эрудированный человек, очень много сил приложил для того, чтобы дать нам знания не только о физике, но и о жизни. Директор школы тоже здесь сыграл большую роль. Я в начале собирался выбрать другую специальность – тогда у меня были неплохие результаты по физкультуре. Но в 10 классе директор школы посоветовал мне идти на физмат, так как у меня хорошие результаты в математике и физике. Я подумал над предложением и выбрал физмат Пермского государственного педагогического института.

На физмате я учился неплохо, на 4 и 5 курсе получал Ленинскую стипендию – одну из двух на весь институт. Это помогло мне активно заниматься наукой, будучи студентом я опубликовал свою первую научную работу в сборнике трудов пединститута. После окончания института меня оставили ассистентом на кафедре теоретической физики, где я проработал два года. В аспирантуру поступил в Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. Там занимались физикой плазмы, но мне все-таки больше интересна была гидродинамика. Так что, проучившись там год, я понял, что это не мое и поступил в областной пединститут им. Н. К. Крупской стажером по гидродинамике, закончил там же аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. По распределению попал в Костромской пединститут, где проработал четыре года. В Орел приехал уже вместе с женой, пройдя по конкурсу на вакантное место заведующего кафедрой общей физики в Орловский пединститут. Проработал на этой должности шесть лет. Затем был избран завкафедрой теоретической физики и проработал на этой должности тридцать лет. В общей сложности в ОГУ имени И. С. Тургенева я работаю уже 46 лет.

- За время вашей работы в университете вы стали основателем научной школы по математическому моделированию в гидродинамике. Расскажите об это подробнее.

- В 1996 году на кафедре теоретической физики открылась аспирантура по специальности «Теоретическая физика, математическое моделирование и комплексы программ». Аспирантам предлагалось решать проблемы в области теории фильтрации и движения жидкости и газов в пористых средах, также по проблемам добычи воды, нефти и экологии. Пять аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Научная работа поддержана грантами РФФИ и Министерства образования и науки.

Мы поддерживаем тесную связь с ВВИА им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, а также с МГУ имени М. В. Ломоносова, с Институтом вычислительной математики РАН – проводим совместные конференции и семинары, в том числе международные. Ранее совместно с Харьковским национальным университетом проводились международные школы-семинары «Методы дискретных особенностей в задачах математической физики». Издано 8 выпусков трудов школ-семинаров.

- Какой вы преподаватель?

- Я могу только сказать об оценке от своих студентов. В 80-е годы к нам приезжали учиться ребята из Кубы. Это были замечательные, мотивированные студенты – одному из них, пожалуй, единственному, поставил 5 с плюсом. Один из кубинских студентов отметил строгость в оценке знаний.

- У вас есть свои принципы в преподавании?

- Стараюсь при объяснении материала выделять особо значимые места, например, формулы на доске. Это позволяет студентам понять логику суждения преподавателя: как подается материал, на что обратить внимание, что запомнить. Обязательно несколько раз надо повторить основные понятия. И во время экзамена в первую очередь спрашиваешь именно их. Если студент их знает, то это уже «удовлетворительно», а если еще и знает, как это доказывается, то уже «хорошо» или «отлично», в зависимости от того, как он отвечает. Поэтому минимум знаний обязательно должен быть, дальше студент может показать, логически обосновать, как к этому результату пришел, что из него вытекает.

Как отметил коллега профессора, нынешний заведующий кафедрой экспериментальной и теоретической физики Олег Марков, за тридцатилетний период руководства Владимира Федотовича кафедра существенно нарастила научный и интеллектуальный потенциал. В том числе благодаря успешным защитам кандидатских и докторских диссертаций.

Сегодня Владимир Федотович продолжает передавать свои знания студентам физико-математического факультета. У студентов есть отличная возможность учиться у самого настоящего ученого и преподавателя.

Темы: Наука Жизнь университета

Хэштеги: #интервью