Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Преподавание истории и обществознания в школе: традиции и инновации

09.04.2021

В рамках проведения Недели науки в ОГУ имени И.С. Тургенева на историческом факультете состоялась Всероссийская студенческая научно-практическая конференция ««Проблемы преподавания истории и обществознания в школе: традиции и инновации». Конференция прошла в смешанном формате: offline - открытый диалог и  online-трансляции в zoom для иногородних участников.

Цель проведения конференции: обсуждение в студенческой среде будущих педагогов тенденций, проблем современной системы школьного исторического и обществоведческого образования, обоснование личного педагогического взгляда на инновационные способы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В работе конференции приняли активное участие студенты из других вузов РФ, а именно: «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, «Дагестанский государственный педагогический университет», «Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина», «Государственный гуманитарно-технологический университет» Московской области.

В рамках пленарного заседания студенческой конференции с докладами выступили ученые исторического факультета:

 «Современные вызовы и тенденции развития российской системы образования», Чувардин Г.С., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России;

«Запросы государства и общества на соответствие исторического образования современной российской действительности», Воронкова И.Е., доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета.

«Задачи подготовки учителя истории для современной школы», Воронкова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, Председатель Орловского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России», а также магистрантка исторического факультета, молодая учительница истории МБОУ - средней общеобразовательной школы №15 имени М. В. Гордеева, победитель регионального конкурса «Педагогический дебют», руководитель социально-образовательного проекта «Педагогика вне шаблона» Марковская Т.Д., выступившая с докладом «Самообразование студента как фактор профессионального становления и развития современного учителя истории и обществознания», осветив опыт работы студенческой молодежи исторического факультета.

На секционных заседания студенты представляли результаты своих научных исследований по вопросам традиционных и инновационных подходов к процессу преподавания истории в современной школе.

В секции «Традиции преподавания истории и обществознания в современной школе» студенты обсудили в режиме online-трансляции проблемы, связанные с деятельностью учителя и организации процесса преподавания истории в средней общеобразовательной школе и использования традиционных методик. Интересные доклады и выводы научного исследования представили студенты Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева; Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф. Уткина; Государственного гуманитарно-технологического университета Московской области. Среди докладов студентов ОГУ имени И.С. Тургенева экспертами были отмечены работы Попова И., Кононова Р., Роговой А.

Секция «Инновационные способы организации современного урока истории и обществознания», которая проходила в форме постер сессии, предоставила возможность участникам конференции рассмотреть стендовые доклады студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование. Студенты представили результаты научно-исследовательской работы, проведенной в рамках деятельности студенческой научно-исследовательской группы кафедры всеобщей истории и регионоведения по проблеме «Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания». Из 12 представленных научно-исследовательских работ 5 были выполнены по запросу образовательных учреждений. В их числе: «Образовательный веб-квест как форма контроля знаний учащихся на уроках истории» (Алентьева И.Г); «Факультатив как форма воспитательной деятельности во внеурочное время по истории» (Истомина А.А.);  «Инфографика на уроках истории как инструмент развития метапредметных умений» (Перелыгина Д.А);  «Электронная рабочая тетрадь как интерактивное дидактическое средство обучения истории» (Орехова Н.С.); «Использование кейс-метода на уроках обществознания как средства формирования коммуникативной компетенции» (Кобыченков Е.В.).

Большой интерес у студентов вызвал открытый диалог с представителями региональной системы образования на секции «Молодой учитель в современной школе: плюсы и минусы педагогической деятельности». В разговоре приняли участие Волобуев А.В. – начальник Управления профессионального образования и воспитательной работы Департамента образования Орловской области; Гомозов А.В. – начальник отдела науки и организационно-массовой работы БУ Орловской области ДПО "Институт развития образования"; Шаврин А.А., выпускник исторического факультета, молодой учитель истории и обществознания БОУ Орловской области «Мезенский лицей», участник Регионального конкурса «Учитель года»; Воронкова И.Е., доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета; Воронкова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль) История и Обществознание.

На секции состоялся открытый профессиональный разговор о развитии региональной системы образования и о механизмах вхождения молодых учителей в педагогическое сообщество, обсуждался вопрос о трудоустройстве выпускников исторического факультета. На секции студенты представили результаты исследования по проблеме формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в системе профессионально-педагогического образования на историческом факультете.

На секции «Профессиональное мастерство современного учителя» студенты приняли участие в работе Мастер-класса «Учитель XXI века: какой он?», который провела Гришкина Д.А., учитель истории МБОУ СПО Орловской области «Мезенский педагогический колледж», аспирант ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», выпускница исторического факультета. Студенты под руководством эксперта смоделировали теоретическую модель современного учителя, а Карпов Станислав Александрович, студент 2 курса исторического факультета, на основе данной модели и анализа требований ФГОС среднего образования представил перечень профессиональных требований к современному учителю. Также студенты познакомились с опытом работы Мезенского педагогического колледжа в области организации и проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Орловской области как средства формирования профессиональных компетенций будущего специалиста; использования современных образовательных технологий при выполнении заданий   по компетенции "Дошкольное воспитание", "Физическая культура, спорт и фитнес".

На секции «Региональная история Орловского края и краеведение» студенты магистратуры Терпячая Е.С., Лапаткина М.И., Ефремов В.А., под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории и регионоведения Татаренковой Е.А. обсудили методические подходы к изучению истории Орловского края в современной школе; процедуру и техники изучения региона как «самостоятельной реальности». Провели проектную сессию, в рамках которой выработали единый подход к тому, каким образом преподавать и изучать историю родного края с детьми и молодежью.

Большой интерес у участников конференции вызвала работа интерактивной выставки «Историческая реконструкция. Прикоснись к прошлому». На ней были представлены выставочные площадки с предметами реконструкции Русского царства середины XVI - середины XVII веков. Студенты и гости конференции ознакомились с особенностями изготовления музыкальных инструментов, различными типами одежд, особенностями военного снаряжения и фехтовального искусства заявленной эпохи. Также в рамках выставки был дан старт реализации образовательного проекта «Эпоха», автором которого является Афанасьев Д.Ю., магистрант 2 курса исторического факультета.

В рамках конференции среди студентов – будущих педагогов был организован конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу и лучшие доклады рекомендованы к публикации. Результаты научных исследований студенты также представят на защите курсовых и выпускных квалификационных работ,

Студенческое научное общество исторического факультета искренне благодарит педагогов кафедр истории России и всеобщей истории и регионоведения за руководство научно-исследовательской деятельностью студентов и высокую экспертную оценку её результатов, а также за помощь в организации и проведении конференции.






Темы: Наука Образование

Хэштеги: