Бобылев Борис Геннадьевич
профессор кафедры речевых и педагогических технологий
Ученая степень:Доктор педагогических наук
Ученое звание:профессор
Контактная информация
Адрес: 302028, г.Орел, ул.Салтыкова-Щедрина. д.36, кв.61.
Телефон: 41-21-25; 8-961-621-95-67
E-mail: boris-bobelev@yandex.ru
Образование:
Казахский государственный университет. Филология.
Квалификация:
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
Общий стаж работы: 45
Стаж работы по специальности: 43
Преподаваемые дисциплины:
.
Образовательные программы, в реализации которых участвует педагогический работник:
.
Дополнительная информация: Родился 17 мая 1950 г. в г.Хабаровске. Окончил Казахский государственный университет им. С.М. Кирова в (1973). В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 - Русский язык на тему: «Стилистическая система Г.И.Успенского и некоторые особенности публицистической речи последней трети ХIХ века». В 1991 г. в Институте национально-русского двуязычия АПН СССР (г. Москва) защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) на тему: «Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе». С 1975 по 1987 год работал в КазПИ им. Абая (ассистент, ст. преподаватель, доцент кафедры преподавания русского языка в казахской школе). С 1987 по 1992 год был заведующим кафедрой русского языка Казахского государственного университета им. Аль-Фараби. В 1992 -2001 гг. работал заведующим кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания в начальной школе Орловского государственного университета. С 1992 по 2002 год работал по совместительству профессором кафедры гуманитарных дисциплин Орловского областного института усовершенствования учителей. С1998 по 2002 год работал по совместительству преподавателем церковно-славянского языка Орловской православной гимназии им. преподобномученика Кукши. С 01.09.2001 по 31.08. 2002 работал профессором кафедры иностранных языков ОрелГТУ. С 01.09.2002 по 31.12.2014 года являлся заведующим кафедрой русского языка и педагогики ОрелГТУ, Госуниверситета-УНПК. С 01.01.2015 - профессор кафедры русского языка и педагогики Госуниверситета-УНПК. Преподавание за рубежом Организация и проведение научно-методических семинаров для преподавателей русского языка как иностранного Данные по науке 1. Общие сведения 1.1. Фамилия, имя, отчество: Бобылев Борис Геннадьевич 1.2. Год рождения (количество полных лет): 1950 (63) 1.3. Образование : Казахский государственный университет им.С.М.Кирова, 1973, филологический факультет, русский язык и литература. 1.4. Ученая степень д. пед. н. (Институт русско-национального двуязычия, 1992); к.филол.н. (Казахский государственный университет, 1976). 1.5. Учёное звание : профессор (1994) 1.6. Тема и специальность кандидатской диссертации: 1.7. Тема и специальность докторской диссертации: 1.8. Основное место работы (организация, структурное подразделение): 1.9. Телефон рабочий (с кодом города): (4862)419858 1.10. Телефон домашний (с кодом города): (4862)454875 1.11. Телефон мобильный: 8-961-621-95-67 1.12. Адрес электронной почты: boris-bobylev@yandex.ru 2. Характеристика области научных интересов №1 2.1. Название области научных интересов: 2.2. Область знаний, к которой относится указанная область научных интересов: филологические науки. 2.3. Коды ГРНТИ: 17.07.51 – Язык и стиль художественных произведений. 16.31.51 Лингвистические вопросы преподавания языков. 2.4. Ключевые слова и словосочетания, наиболее полно и точно отражающие область научных интересов (не более 5 сочетаний): 2.5. Опыт работы в указанной области: 45 лет. 2.6. Характер уже проводимых исследований: теоретические, прикладные. 2.7. Общее количество публикаций в указанной области, исключая тезисы докладов: 162. 2.8. Наиболее важные публикации в указанной области: 1. Бобылев Б.Г.Теоретические основы филологического анализа художественного текста. Монография. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2003. – 206 с. 2. Бобылев Б.Г. Топос родины в поэзии В.Луговского и В. Набокова. Статья. // Современная коммуникативистика, 2015, № 5 (сентябрь-октябрь) – С. 12-19 3. Бобылев Б.Г. Изображение и выражение в повести А.М.Горького «Детство» // Русский язык в школе. – Москва, 2016, №7, с.45-51. 2.9. Количество проектов в указанной области, выполнявшихся при поддержке различных грантов: 9 - ФЦП «Русский язык» 2.10. Количество патентов в указанной области: отсутствуют 2.11. Актуальность и практическая значимость исследований в указанной области : Разработка вопросов теории и методики филологического анализа художественного текста выступит в качестве одной из фундаментальных предпосылок восстановления утраченного единства филологии как области гуманитарного знания. Филологический анализ художественного текста предполагает отказ от отношения к художественному тексту только как к застывшему внешнему объекту, как к «памятнику», отражающему определенный исторический этап развития языка и культуры. Только при условии включения классических текстов в процесс разумно-жизненного общения, предполагающего «резонанс в целое», установку на Другого, можно преодолеть отчуждение современного массового языкового сознания от возвышенного и образного слова и от самого языка, который при этом начинает восприниматься как упорядочивающее, объединяющее, гармонирующее начало духовности, культуры, социальной действительности. В этом случае решение гуманитарных филологических задач смыкается с решением задач этических, идеологических, социальных. Актуальность проблемы также связана с необходимостью теоретической разработки проблем, возникающих при обучении студентов и школьников пониманию и интерпретации неаддитивных текстов (одно из направлений-подготовка к выполнению части C Единого государственного экзамена по русскому языку, предполагающей владение учащимися-выпускниками техниками анализа и интерпретации текста). 2.12. Данные о знакомых учёному экспертах, работающих в этой же области): 2. Голованевский Аркадий Леонидович, Брянский государственный университет golovanevski@mail.ru 3. Николина Наталья Анатольевна, Московский Государственный педагогический университет, admin@riash.ru 3. Характеристика области научных интересов №2 3.1. Название области научных интересов: 3.2. Область знаний, к которой относится указанная область научных интересов: педагогические науки 3.3. Коды ГРНТИ 14.07.05 Общая теория воспитания. 14.33..05 Воспитание в общеобразовательной школе. 14.35.05 Воспитание в высшей профессиональной школе 3.4. Ключевые слова и словосочетания, наиболее полно и точно отражающие область научных интересов: 3.5. Опыт работы в указанной области: 19 лет. 3.6. Характер уже проводимых исследований : теоретические, прикладные. 3.7. Общее количество публикаций в указанной области, исключая тезисы докладов: 71. 3.8. Наиболее важные публикации в указанной области: 2. Бобылев Б.Г. «Восстановление падшего»: о смысле и цели педагогического творчества.Статья.// Православный ученый в современном мире. Материалы второй международной конференции. Воронеж, 2013, с. 49-54. 3. Духовно-нравственные основы ума. Статья. // Международный научный вестник. (Вестник объединения православных ученых). – Воронеж, 2015, №2. - С.5-8 3.9. Количество проектов в указанной области, выполнявшихся при поддержке различных грантов (указать вид гранта): отсутствуют. 3.10. Количество патентов в указанной области: отсутствуют. 3.11. Актуальность и практическая значимость исследований в указанной области 3.12. Данные о знакомых учёному экспертах, работающих в этой же области: 2. Крылова Елена Олеговна, ректор Московской педагогической академии, mpa.net@list.ru 3. Петракова Татьяна Ивановна, ведущий научный сотрудник Института общего образования Минобразования России, доктор педагогических наук, rasp-m@mail.ru. Дополнительные сведения об учёном Под руководством Б.Г. Бобылева выполнено и защищено 6 кандидатских диссертаций. (3 – по специальности 10.02.01 «Русский язык» - КазНУ им. Аль-Фараби, г. Алма-Ата; 3 - по специальности 13.00.02 «Теория и методика преподавания русского языка – ОГУ, г. Орел) Выступал организатором 9 международных конференций «Русская речь в современном вузе», а также 15 международных форумов, конференций и фестивалей, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. В их числе Всероссийская научно-практическая конференция «Духовные традиции русского народа – основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи», посвященная 210–летию со дня рождения и 155–летию со дня кончины Макария Глухарева (г.Орел, г.Болхов, 29-30 мая 2002г), IV Международная конференция «Православный учёный в современном мире. Православные традиции народа как духовно-нравственная основа отечественного образования и воспитания», ( г.Орел, г.Болхов12-13 ноября 2015 г.), ежегодные Международные педагогические форумы «Глинские чтения» (г. Сергиев Посад, МДА, 27-29 июля 1999-2015 гг.), фестиваль «Святость и свет Орловской земли»(2015 г.). Принимал участие в 62 научных конференциях и форумах международного и всероссийского уровня, а также в ряде межрегиональных, областных, городских и вузовских конференций. Среди них – Международный педагогический форум «Глинские чтения (София-2005, Варна-2005. Варна-2007); III, IV, V, VI, VII Всероссийские конференции, посвященные изучению педагогического наследия К.Д.Ушинского (1997-2004 гг., г. Курск), принимал участие в VI-XV международных риторических конференциях (2002-2011 гг.), в Международной научной конференции «Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик (Курск: КурГТУ, 2009),VII Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (М.: ВВЦ, 2010); Международная научно-практическая конференция "ЯЗЫК - РЕЧЬ - СЛОВО в филологических исследованиях", - Алматы: Казак университеi, 2012. VII Международная научно-практическая конференция ассоциация университетских образовательных округов «Воспитание личности в образовательном пространстве университетского округа» (Воронеж, 2013), Межрегиональной конференции «Русский язык как государственный язык Российской Федерации: лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования» (Волгоград, 2013), Региональная научно-практическая заочная конференция "Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования" Является автором 225 научных работ, из них 9 монографий и 19 учебных пособий. Под руководством Б.Г. Бобылева в рамках ФЦП «Русский язык» выполнено 9 проектов, посвященных теоретическим, методологическим и педагогико-технологическим проблемам создания и внедрения интерактивных систем обучения русскому языку и культуре речи в современном вузе (2003-2008 гг.). 2009 году он выступал как один из активных организаторов IV Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово», руководил работой круглого стола по обсуждению состояния современной русской речи, в работе которого приняли участие ведущие ученые-русисты России (см. видеотчет по адресу: http://www.rslovo.ru/article1003), выступал как ведущий научных семинаров, проведенных в октябре-ноябре 2011 года на Украине и Испании – в рамках проекта ФЦП «Русский язык» «Проведение научно-методических семинаров повышения квалификации для членов национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы: теоретические и методические аспекты преподавания РКИ в школе и вузе». Список проектов, выполненных под руководством Б.Г.Бобылева Является членом редколлегий четырех научных и научно-просветительских журналов:1. Русский язык в школе - Москва (список ВАК); 2. Современная коммуникативистика - Москва; 3. Вестник объединения православных ученых – Воронеж;4. Известия Свято-Духова монастыря - Новосиль. В течение ряда лет (с 1992 по 2003) выступал организатором и участником проводимых на базе ООИУУ семинаров для преподавателей-русистов школ г. Орла и Орловской области по русской словесности, анализу художественного текста, изучению сложных вопросов школьных программ по русскому языку и литературе. С 1994 по 2004 год являлся членом федерального экспертного совета по русскому языку. С 1993 по 2015 год Являлся членом диссертационного совета Д 212.183.01 при ОГУ по специальности Теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Руководил аспирантами (выполнено и защищено 6 кандидатских диссертаций). Являлся организатором 9 международных конференций «Русская речь в современном вузе». .В 1994-1998 году был председателем Орловского церковного историко-археологического общества. С 1997 по 2009 год был заместителем председателя, членом приходского собрания Церкви иконы Смоленской Божьей Матери г. Орла. временном мире" 2012, 2013),. С июля 2013 г. - председатель правления Орловского регионального отделения Межрегиональной общественной просветительной организации "Объединение православных ученых"(http://www.ortsci.ru/ ;http://oroopu.nethouse.ru/), с 5 июля 2016 - послушник Новосильского Свято-Духова мужского монастыря. Награды Награжден грамотами архиепископа Орловского и Ливенского Паисия "В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви (2000, 2002), орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени (2004), нагрудным знаком Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ″За активное участие в работе общества″ (2005), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2007), почетной грамотой Центрального совета Педагогического общества России (2007), почетной грамотой Орловского областного совета народных депутатов (2008); почетной грамотой Совета ректоров высших учебных заведений Орловской области (2009), медалью К.Д. Ушинского (2014). СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИКАЦИЯХ И УЧАСТИИ В НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ ЗА 2017 ГОД Труды Список печатных научных трудов Наименование печатного труда Издательство, дата издания Кол-во п.л. Автор (ы) 1 2 3 4 5 1 Высокая и поэтическая лексика в поэзии Н. Огарёва. Статья. Филологический сборник. Вып. 12.- Алма-Ата: Каз.ГУ, 1973. 1,0 п.л 2 О стилистическом ядре очерка Г.И.Успенского «Книжка чеков». Статья. Филологический сборник. Вып. 15-16.- Алма-Ата: Каз ГУ, 1975. 0,5 п. л. 2 Рецензия на сборник «Русское языкознание». Статья. Русский язык в казахской школе, 1974,№8 0,3 п. л. 3 Особенности употребления метафоры в публицистике Г.И.Успенского. Статья. Русское языкознание. Вып. 4. -Целиноград: Каз ПИ, 1975 0,5 п.л 4 Некоторые проблемы терминологии стилистики текста. Статья. Формирование стилистических навыков в процессе работы над грамматической темой. - Алма-Ата: Каз ПИ,1977. 0,5 п. л 5 Приём семантического контраста в публицистической речи последней трети ХIХ века. Статья. Стилистический аспект изучения языка в школе и в вузе.- Алма-Ата: Каз ПИ, 1978 0,5 п.л. 6 К вопросу о теоретических основах курса «Лингвистический анализ текста». Тезисы Межгородская научная конференция «Анализ художественного произведения.- Алма-Ата: Каз ПИ, 1979. 0,1 п.л. 7 О теоретических основах курса «Лингвистический анализ текста». Статья Вопросы лингвистической стилистики русского языка.- Алма-Ата: Каз ПИ,1983. 0,6 п.л 8 Стилистика художественного текста. Учебное пособие. Алма-Ата: «Мектеп», 1983 5,04 п.л. 9 Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского «Товарищу Нетте-пароходу и человеку». Статья. Русский язык в казахской школе.- Алма-Ата: 1983,№ 2 0,6 п.л 10 Стилистический анализ художественного и публицистического текста. Учебная монография Алма_Ата,«Мектеп», 1987 5,46 п.л. 11 Контрольные работы по истории русского литературного языка для студентов-заочников русско-казахского отделения. Учебное пособие. Алма-Ата: Учебно-методический кабинет Министерства просвещения. Каз. ССР.,1986 3,5 п.л. 12 Средства речевой экспрессии в языке пропаганды. Статья. Деп. ВИНИОН, № 29777 от 9 06.87. 0,6 п.л. 13 Индивидуально-речевая система писателя как предмет лингвистического изучения. Статья. Деп. В ИНИОН, № 29778 от 9,06. 87. 0,6/0,4 п.л. Бобылев Б.Г., Бобылева Т.Б. 14 Слово-образ в художественном тексте. Статья. Русский язык и литература в казахской школе Алма-Ата,1988, №2 0,4 п.л. 15 Стиль как внутренняя форма художественного текста. Тезисы. Русский язык в Казахстане» и проблемы казахско-русского двуязычия - Алма-Ата: КазПИ 1988. 0,1 п.л. 16 Грамматическая метафора в тексте повести А.Платонова «Котлован».Статья. Взаимодействие грамматики и стилистики текста:Алма-Ата: КазГУ, 1988 0,4 п.л 17 Всесоюзное совещание по проблемам национально-русского и русско-национального двуязычия. Статья Русский язык и литература в казахской школе.- Алма-Ата, 1989,№5 0,2 п. л. 18 О некоторых теоретико-методо- логических аспектах стилистики художественного текста. Статья Проблемы стилистики текста: - Алма-Ата: КазПИ, 1988 0,4/0,3 п.л. Бобылев Б.Г., Байжигитова Г.Б. 19 Работа с газетным текстом на занятиях по практическому курсу русского языка. Учебное пособие. Алма-Ата: КазГУ, 1988 0,5 п.л 20 Коммуникативное обучение на базе газетных текстов. Статья Русский язык и литература в казах. школе.-Алма-Ата,1988, № 1 0,4 п.л 21 Славянский язык революции в прозе Андрея Платонова. Статья. Семантико-стилистические исследования,- Алма-Ата: Каз.ГУ,1989 0,4 п.л. 22 Абсолютная антропоцентричность лирического текста и принцип дополнительности. Статья. Лексико-фразеологические единицы и контекст.-Алма-Ата: Каз ГУ, 1990. 0,4 п.л. 23 Опыт филологического анализа повести А Платонова «Котлован». Статья Русский язык в школе».-М,1991, № 2 1,0 п.л. 24 Художественный текст: форма и содержание. Статья Русский язык в школе.-М,1991, №3. 0,3 п.л. 25 Филологический анализ художест- венного текста Программа учебного курса. Программы педагогических институтов. Сборник 4. –Л.: «Просвещение»,1991 1,0 п.л. 26 О трёх уровнях филологического анализа художественного текста. Статья. Индивидуальность автора и творческий контекст,-Алма-Ата:КазГУ,1992 0,5 п.л. 27 Филологический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева в аспекте принципа восхождения. Стать Научно- практическая конференция «Орловский регион: история и современнность, Орёл: Администрация. Орловской области, 1992. 0,7 п.л. 28 Филологический анализ художественного текста в школе и проблема духовной реставрации. Статья. Научно-практическая конференция Бахтинские чтения». Орёл: Администрация Орловской области, 1993. 0,3 п.л. 29 Анализ стихотворного текста. Методическая разработка. Орёл, ОИУУ, 1993. 0,5 п.л. 30 Рецензия на сборник упражнений по филологическому анализу художественного. текста (:Н.М.Шанский, Ш.А. А.Махмудов).Статья. Русский язык в школе.-М.,1993, № 6 0,2 П.л. 31 Луна восходит медленно, но закатывается скоро (О рассказе Платонова «Такыр»). Статья. Русский язык в школе.-М.,1994,№3 0,5 п.л. 32 О предметно-дидактической концепции курса «Фило-логический анализ художественного текста». Тезисы. Проблемы преподавания русского языка в школах и вузах России, ближнего и дальнего зарубежья.- Тамбов,1995. 0,1 п.л. 33 Лирика Бориса Пастернака. Пособие для учителя. Орёл, ОблИУУ, 1996 1,0 п.л. 34 Герменевтический круг как средство анализа текста в школе и вузе. Статья. Инновационные принципы в образовании: проблемы и перспективы.- Орёл: ОИУУ, 1995. 0,3 п.л. 35 Критерии оценки и методы анализа художественного произведения на уроках литературы. Статья. Учёные и учи- теля-новаторы-школе.- Орёл: ОИУУ,1995. 0,4 п.л. 36 Филологический анализ стихотворения А.Фета «Ласточки пропали» в школе и в вузе. Тезисы. Научная конференция, посвящённая землякам-орловцам. Тезисы докладов.- Орёл: ОПГУ, 1995 0,1 37 Образ автора в драме А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Статья. Текст:грани и границы.-Орёл: ОГПУ, 1995. 0,6 п.л 38 Христианский архетип «Родного слова» К.Д Ушинского и его отражение в структуре и содержании традиционных учебников хрестоматий для начальной школы. Тезисы Учебные книги К.Д Ушинского и современная школа.- Курск: КПГУ,1997 0,1 П.л. 39 Евхаристия и духовно-нравственное просвещение. Тезисы. Духовные цен- ности современой российской молодёжи. Материалы межвуз. научн. конф. Вып. 5.- Орёл:ОГУ,1997.< Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: Публикации:
«Стилистическая система Г.И.Успенского и некоторые особенности публицистической речи последней трети ХIХ века
(10.02.01 – Русский язык)
«Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе» (13.00.02: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык).
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», кафедра «Коммуникативные и педагогические технологии»
Филологический анализ текста.
16.21.23.33 – Лингвистика текста.
филологический анализ, интерпретация текста, стилистика текста, теория риторики, культура речи.
1 Лукин Владимир Алексеевич , Орловский государственный университет, lucerby@yandex.ru
Духовно-нравственное воспитание
духовно-нравственное воспитание, православная педагогика, концептуальные особенности православного воспитания, методы, формы и средства православного воспитания.
1.Бобылев Б.Г. Святоотеческие традиции в современном образовании и просвещении России. Статья.// Православие и современность.. Материалы четвертых Свято-Михайловских чтений. Ч.II. – Минск:, 2005. – С. 23 – 33.
Актуальность и необходимость осуществления исследований в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на методологической основе православия обусловлена необходимостью восстановления приоритетов и традиций отечественной педагогики, заложенных К.Д. Ушинским. Это предполагает принципиальный и бесповоротный отказ от обезличенного, схематизированного и биологизаторского подхода, получившего распространение в российской педагогике и психологии под влиянием материалистических марксистских и позитивистских представлений о личности человека как вторичном, производном явлении, совокупности социальных функций, проекции природного и общественного окружения. Напротив, православная педагогическая традиция исходит из того, что каждый из нас создается Богом как второй мир – «большой внутри малого сего видимого мира» (Симеон Новый богослов). Этот подход, в отличие от распространенных в настоящее время трактовок природы человека с позиций «материально-телесного низа» (М.М.Бахтин), заключает в себе безграничные созидательные возможности, позволяя очистить современное образование и воспитание от мертвых абстракций и схем, наполнить педагогическую работу разумно-жизненным смыслом.
1. Маслов Николай Васильевич, главный редактор «Народного радио», доктор педагогических наук, narodnoe-radio@mail.ru.
22 апреля 2016 г. Донбасская национальная академия строительства и архитектуры (г. Макеевка), III Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе» 23 января 2016 года, РУДН – в рамках XXIV Международных Рождественские образовательные чтений: «Традиция и новации: культура, общество, личность»; круглый стол «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», проходивший 31 октября 2016 г. в рамках XX Всемирного русского народного собора и др.
1. Прошел повышение квалификации в Университете Валенсии (ноябрь 2011 г.) по программе "Анализ и понимание текста в преподавании русского языка как иностранного"
2.Прошел повышение квалификации в Государственном институте им. А.С. Пушкина (г. Москва) по программе «Реализация лингводидактических программ с использованием современных образовательных технологий как средство оптимизации учебного процесса по русскому языку как иностранному в вузе» (11-22 ноября 2013 г.)