Бобылев Борис Геннадьевич

Занимаемые должности:

профессор кафедры речевых и педагогических технологий

Ученая степень:

Доктор педагогических наук

Ученое звание:

профессор

Образование:
Казахский государственный университет. Филология.

Квалификация:
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:
1. Прошел повышение квалификации в Университете Валенсии (ноябрь 2011 г.) по программе "Анализ и понимание текста в преподавании русского языка как иностранного" 2.Прошел повышение квалификации в Государственном институте им. А.С. Пушкина (г. Москва) по программе «Реализация лингводидактических программ с использованием современных образовательных технологий как средство оптимизации учебного процесса по русскому языку как иностранному в вузе» (11-22 ноября 2013 г.)

Общий стаж работы: 45

Стаж работы по специальности: 43

Преподаваемые дисциплины:
Педагогика и психология высшей школы;

Дополнительная информация:

 Родился 17 мая 1950 г. в г.Хабаровске. Окончил Казахский государственный университет им. С.М. Кирова в (1973).

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 - Русский язык на тему: «Стилистическая система Г.И.Успенского и некоторые особенности публицистической речи последней трети ХIХ века».

В 1991 г. в Институте национально-русского двуязычия АПН СССР (г. Москва) защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) на тему: «Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе».

С 1975 по 1987 год работал в КазПИ им. Абая (ассистент, ст. преподаватель, доцент кафедры преподавания русского языка в казахской школе).

С 1987 по 1992 год был заведующим кафедрой русского языка Казахского государственного университета им. Аль-Фараби.

В 1992 -2001 гг. работал заведующим кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания в начальной школе Орловского государственного университета.

С 1992  по 2002 год работал по совместительству профессором кафедры гуманитарных дисциплин Орловского областного института усовершенствования учителей. С1998 по 2002 год работал по совместительству преподавателем церковно-славянского языка Орловской православной гимназии им. преподобномученика Кукши.

С 01.09.2001 по 31.08. 2002 работал профессором кафедры иностранных языков ОрелГТУ.

С 01.09.2002 по 31.12.2014 года являлся заведующим кафедрой русского языка и педагогики ОрелГТУ, Госуниверситета-УНПК.

С 01.01.2015 - профессор кафедры русского языка и педагогики Госуниверситета-УНПК.

 Преподавание за рубежом

  1. Республика Казахстан (г. Алма-Ата): 1975-1991 гг.
  2. Демократическая республика Вьетнам (г. Тхайнгуен): 1985 г.
  3. Демократическая республика Германия (г. Берлин): 1987 г.

Организация и проведение научно-методических семинаров для преподавателей русского языка как иностранного

  1. Украина (г.Харьков): октябрь 2011 г.
  2. Испания (г.Валенсия): ноябрь 2011 г.

Данные по науке

1. Общие сведения

1.1. Фамилия, имя, отчество: Бобылев Борис Геннадьевич

1.2. Год рождения (количество полных лет): 1950 (63)

1.3. Образование : Казахский государственный университет им.С.М.Кирова, 1973, филологический факультет, русский язык и литература.

1.4. Ученая степень  д. пед. н. (Институт русско-национального двуязычия, 1992);

к.филол.н. (Казахский государственный университет, 1976).

1.5. Учёное звание : профессор (1994)

1.6. Тема и специальность кандидатской диссертации:
«Стилистическая система Г.И.Успенского и некоторые особенности публицистической речи последней трети ХIХ века
(10.02.01 – Русский язык)

1.7. Тема и специальность докторской диссертации:
«Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе» (13.00.02: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык).

1.8. Основное место работы (организация, структурное подразделение):
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», кафедра «Коммуникативные и педагогические технологии»

1.9. Телефон рабочий (с кодом города): (4862)419858

1.10. Телефон домашний (с кодом города): (4862)454875

1.11. Телефон мобильный: 8-961-621-95-67

1.12. Адрес электронной почты: boris-bobylev@yandex.ru

 

2. Характеристика области научных интересов №1

 

2.1. Название области научных интересов:
Филологический анализ текста.

2.2. Область знаний, к которой относится указанная область научных интересов:

филологические науки.

2.3. Коды ГРНТИ:
16.21.23.33 – Лингвистика текста.

       17.07.51 – Язык и стиль художественных произведений.

16.31.51 Лингвистические вопросы преподавания языков.

2.4. Ключевые слова и словосочетания, наиболее полно и точно отражающие область научных интересов (не более 5 сочетаний):
филологический анализ, интерпретация текста, стилистика текста,  теория риторики, культура речи.

2.5. Опыт работы в указанной области: 45 лет.

2.6. Характер уже проводимых исследований: теоретические, прикладные.

2.7. Общее количество публикаций в указанной области, исключая тезисы докладов: 162.

2.8. Наиболее важные публикации в указанной области:

1. Бобылев Б.Г.Теоретические основы филологического анализа художественного текста. Монография. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2003. – 206 с.

2. Бобылев Б.Г. Топос родины в поэзии В.Луговского и В. Набокова. Статья.        // Современная коммуникативистика, 2015, № 5 (сентябрь-октябрь) –  С. 12-19

3. Бобылев Б.Г. Изображение и выражение в повести А.М.Горького «Детство» // Русский язык в школе. – Москва, 2016, №7, с.45-51.

2.9. Количество проектов в указанной области, выполнявшихся при поддержке различных грантов:  9 - ФЦП «Русский язык»

2.10. Количество патентов в указанной области: отсутствуют

2.11. Актуальность и практическая значимость исследований в указанной области :

Разработка вопросов теории и методики филологического анализа художественного текста выступит в качестве одной из фундаментальных предпосылок восстановления утраченного единства филологии как области гуманитарного знания. Филологический анализ художественного текста предполагает отказ от отношения к художественному тексту только как к застывшему внешнему объекту, как к «памятнику», отражающему определенный исторический этап развития языка и культуры. Только при условии включения классических текстов в процесс разумно-жизненного общения, предполагающего «резонанс в целое», установку на Другого, можно преодолеть отчуждение современного массового языкового сознания от возвышенного и образного слова и от самого языка, который при этом начинает восприниматься как упорядочивающее, объединяющее, гармонирующее начало духовности, культуры, социальной действительности. В этом случае решение гуманитарных филологических задач смыкается с решением задач этических, идеологических, социальных. Актуальность проблемы также связана с необходимостью теоретической разработки  проблем, возникающих при обучении студентов и школьников пониманию и интерпретации неаддитивных текстов (одно из направлений-подготовка к выполнению части C Единого государственного экзамена по русскому языку, предполагающей владение учащимися-выпускниками техниками анализа и интерпретации текста).
 

2.12. Данные о знакомых учёному экспертах, работающих в этой же области):
1 Лукин Владимир Алексеевич , Орловский государственный университет, lucerby@yandex.ru

2. Голованевский Аркадий Леонидович, Брянский государственный университет golovanevski@mail.ru

3. Николина Наталья Анатольевна, Московский Государственный педагогический университет, admin@riash.ru

3. Характеристика области научных интересов №2  

3.1. Название области научных интересов:
Духовно-нравственное воспитание

3.2. Область знаний, к которой относится указанная область научных интересов:

педагогические науки

3.3. Коды ГРНТИ

14.07.05  Общая теория воспитания.

14.33..05 Воспитание в общеобразовательной школе.

14.35.05 Воспитание в высшей профессиональной школе

 3.4. Ключевые слова и словосочетания, наиболее полно и точно отражающие область научных интересов:
духовно-нравственное воспитание, православная педагогика, концептуальные особенности православного воспитания, методы, формы и средства православного воспитания.

3.5. Опыт работы в указанной области: 19 лет.

3.6. Характер уже проводимых исследований : теоретические, прикладные.

3.7. Общее количество публикаций в указанной области, исключая тезисы докладов: 71.

3.8. Наиболее важные публикации в указанной области:
1.Бобылев Б.Г. Святоотеческие традиции в современном образовании и просвещении России. Статья.// Православие и современность.. Материалы четвертых Свято-Михайловских чтений. Ч.II. – Минск:, 2005. – С. 23 – 33.

2. Бобылев Б.Г. «Восстановление падшего»: о смысле и цели педагогического творчества.Статья.// Православный ученый в современном мире. Материалы второй международной конференции. Воронеж, 2013, с. 49-54.

3. Духовно-нравственные основы ума. Статья.       //          Международный научный вестник. (Вестник объединения православных ученых). – Воронеж, 2015, №2. - С.5-8

3.9. Количество проектов в указанной области, выполнявшихся при поддержке различных грантов (указать вид гранта): отсутствуют.

3.10. Количество патентов в указанной области: отсутствуют.

3.11. Актуальность и практическая значимость исследований в указанной области
Актуальность и необходимость осуществления исследований в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на методологической основе православия обусловлена необходимостью восстановления приоритетов и традиций отечественной педагогики, заложенных К.Д. Ушинским. Это предполагает принципиальный и бесповоротный отказ от обезличенного, схематизированного и биологизаторского подхода, получившего распространение в российской педагогике и психологии под влиянием материалистических марксистских и позитивистских представлений о личности человека как вторичном, производном явлении, совокупности социальных функций, проекции природного и общественного окружения. Напротив, православная педагогическая традиция исходит из того, что  каждый из нас создается Богом как второй мир – «большой внутри малого сего видимого мира» (Симеон Новый богослов). Этот подход, в отличие от распространенных в настоящее время трактовок природы человека с позиций «материально-телесного низа» (М.М.Бахтин), заключает в себе безграничные созидательные возможности, позволяя очистить современное образование и воспитание от мертвых абстракций и схем, наполнить педагогическую работу разумно-жизненным смыслом.

 

3.12. Данные о знакомых учёному экспертах, работающих в этой же области:
1. Маслов Николай Васильевич, главный редактор «Народного радио», доктор педагогических наук, narodnoe-radio@mail.ru.

       2. Крылова Елена Олеговна, ректор Московской педагогической академии, mpa.net@list.ru

3. Петракова Татьяна Ивановна, ведущий научный сотрудник Института общего образования Минобразования России, доктор педагогических наук, rasp-m@mail.ru.

 

 Дополнительные сведения об учёном

Под руководством Б.Г. Бобылева выполнено и защищено 6 кандидатских диссертаций. (3 – по специальности 10.02.01 «Русский язык» - КазНУ им. Аль-Фараби, г. Алма-Ата; 3 - по специальности 13.00.02 «Теория и методика преподавания русского языка – ОГУ, г. Орел)

Выступал организатором 9 международных конференций «Русская речь в современном вузе», а также 15 международных форумов, конференций и фестивалей, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. В их числе Всероссийская научно-практическая конференция «Духовные традиции русского народа – основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи», посвященная 210–летию со дня рождения и 155–летию со дня кончины Макария Глухарева (г.Орел, г.Болхов, 29-30 мая 2002г), IV Международная конференция «Православный учёный в современном мире. Православные традиции народа как духовно-нравственная основа отечественного образования и воспитания», ( г.Орел, г.Болхов12-13 ноября 2015 г.), ежегодные Международные педагогические форумы  «Глинские чтения» (г. Сергиев Посад, МДА, 27-29 июля 1999-2015 гг.), фестиваль «Святость и свет Орловской земли»(2015 г.).

Принимал участие в 62 научных конференциях и форумах международного и всероссийского уровня, а также в ряде межрегиональных, областных, городских и вузовских конференций. Среди них – Международный педагогический форум «Глинские чтения (София-2005, Варна-2005. Варна-2007); III, IV, V, VI, VII Всероссийские конференции, посвященные изучению педагогического наследия К.Д.Ушинского (1997-2004 гг., г. Курск),  принимал участие в VI-XV международных риторических конференциях (2002-2011 гг.), в Международной научной конференции «Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик (Курск: КурГТУ, 2009),VII Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (М.: ВВЦ, 2010); Международная  научно-практическая конференция "ЯЗЫК - РЕЧЬ - СЛОВО в филологических исследованиях", - Алматы: Казак университеi, 2012. VII Международная научно-практическая конференция ассоциация университетских образовательных округов «Воспитание личности в образовательном пространстве университетского округа» (Воронеж, 2013), Межрегиональной конференции «Русский язык как государственный язык Российской Федерации: лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования» (Волгоград, 2013),  Региональная научно-практическая заочная конференция "Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования"
22 апреля 2016 г.  Донбасская национальная академия строительства и архитектуры (г. Макеевка), III Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе» 23 января 2016 года, РУДН – в рамках XXIV Международных Рождественские образовательные чтений: «Традиция и новации: культура, общество, личность»; круглый стол «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», проходивший 31 октября 2016 г. в рамках  XX Всемирного русского народного собора  и др.

Является автором 225 научных работ, из них 9 монографий и 19 учебных пособий. Под руководством Б.Г. Бобылева в рамках ФЦП «Русский язык» выполнено 9 проектов, посвященных теоретическим, методологическим и педагогико-технологическим проблемам создания и внедрения интерактивных систем обучения русскому языку и культуре речи в современном вузе (2003-2008 гг.).  2009 году он выступал как один из активных организаторов IV Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово», руководил работой круглого стола по обсуждению состояния современной русской речи, в работе которого приняли участие ведущие ученые-русисты России (см. видеотчет по адресу: http://www.rslovo.ru/article1003), выступал как ведущий научных семинаров, проведенных в октябре-ноябре 2011 года на Украине и Испании – в рамках проекта ФЦП «Русский язык» «Проведение научно-методических семинаров повышения квалификации для членов национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы: теоретические и методические аспекты преподавания РКИ в школе и вузе».

Список проектов, выполненных под руководством Б.Г.Бобылева

  1. «Научно-методические аспекты критериально-ориентированного тестирования студентов технического университета по русскому языку и культуре речи» - ФЦП "Русский язык", 2003.
  2. «Интерактивная система балльно-рейтингового контроля знаний студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи» (объем финансирования"- ФЦП "Русский язык", 2006..
  3. «Разработка раздела «Основы делового общения» интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи»-- ФЦП "Русский язык", 2006
  4. «Разработка интерактивного учебного словаря по русскому языку и культуре речи для интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи»- ФЦП "Русский язык", 2006.
  5. «Создание и апробация инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов по русскому языку в рамках кредитно–модульной организации учебного процесса в вузах Российской Федерации.- ФЦП "Русский язык", 2007.
  6. Разработка методологических и теоретических аспектов создания информационных систем оценки качества подготовки студентов вузов по дисциплине "Русский язык и культура речи". - ФЦП "Русский язык", 2008.
  7. Создание информационного комплекса дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов по русскому языку и культуре речи.-  ФЦП "Русский язык", 2008
  8. Проведение конференции "Русское слово в контексте культуры", посвященной 190-летию Ф.И. Буслаева.-  ФЦП "Русский язык", 2008
  9. Выполнение работ (оказание услуг) по организации и проведению всероссийского праздника русского языка, приуроченного к Пушкинским дням. -  ФЦП "Русский язык", 2008

Является членом редколлегий четырех научных и научно-просветительских журналов:1. Русский язык в школе - Москва (список ВАК); 2. Современная коммуникативистика - Москва; 3. Вестник объединения православных ученых – Воронеж;4. Известия Свято-Духова монастыря -  Новосиль.

В течение ряда лет (с 1992 по 2003) выступал организатором и участником проводимых на базе ООИУУ семинаров для преподавателей-русистов школ г. Орла и Орловской области по русской словесности, анализу художественного текста, изучению сложных вопросов школьных программ по русскому языку и литературе. С 1994 по 2004 год являлся членом федерального экспертного совета по русскому языку. С 1993 по 2015 год Являлся членом диссертационного совета Д 212.183.01 при ОГУ по  специальности Теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Руководил аспирантами (выполнено и защищено 6 кандидатских диссертаций). Являлся организатором 9 международных конференций «Русская речь в современном вузе».

.В 1994-1998 году был председателем Орловского церковного историко-археологического общества. С 1997 по 2009 год был заместителем председателя, членом приходского собрания Церкви иконы Смоленской Божьей Матери г. Орла. временном мире" 2012, 2013),. С июля 2013 г. - председатель правления Орловского  регионального отделения Межрегиональной общественной просветительной организации "Объединение православных ученых"(http://www.ortsci.ru/ ;http://oroopu.nethouse.ru/), с 5 июля 2016 - послушник Новосильского Свято-Духова мужского монастыря.

Награды

Награжден грамотами архиепископа Орловского и Ливенского Паисия "В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви (2000, 2002), орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени (2004), нагрудным знаком Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ″За активное участие в работе общества″ (2005), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2007), почетной грамотой Центрального совета Педагогического общества России (2007), почетной грамотой Орловского областного совета народных депутатов (2008); почетной грамотой Совета ректоров высших учебных заведений Орловской области (2009), медалью К.Д. Ушинского (2014).

СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИКАЦИЯХ И УЧАСТИИ В НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ ЗА 2017 ГОД

Труды

  1. Древнеболгарские традиции в русской речи  и их значение для воспитания чувства высокого в языке //      Первый международный Конгресс Православных ученых. Евангельские ценности и будущее православного мира. «Наука и православие: стратегии развития» 20-26 февраля 2017 г., Великое Тырново, Болгария-– Воронеж: ИСТОКИ с.22-28.
  2. Подтекст как явление художественной коммуникации: роман И.С. Тургенева «Накануне»//Современная коммуникативистика. – Москва, 2017, №2. 53-59.     
  •  Конференции   
  • 1.          IV Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе «1917-2017: осмысление истории» (в рамках юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений ) : Москва. РУДН. 26 января 2017 г.   
  • 2.    Международный круглый стол         «Наука и православие: стратегии развития».   Великое Тырново, Болгария-20-25 февраля -                                                                       

Список печатных научных трудов

 

 

Наименование печатного труда

Издательство, дата издания

Кол-во п.л.

Автор (ы)

1

2

3

4

5

1

Высокая и поэтическая лексика в поэзии Н. Огарёва. Статья.

 

Филологический сборник. Вып. 12.- Алма-Ата: Каз.ГУ, 1973.

 

1,0 п.л

 

2

О стилистическом ядре  очерка Г.И.Успенского «Книжка чеков». Статья.

 

Филологический сборник. Вып. 15-16.- Алма-Ата: Каз ГУ, 1975.

 

0,5

п. л.

 

 

2

Рецензия на сборник «Русское языкознание». Статья.

 

Русский язык в казахской  школе, 1974,№8

 

0,3

п. л.

 

3

Особенности употребления метафоры в публицистике Г.И.Успенского. Статья.

 

Русское языкознание. Вып. 4. -Целиноград:  Каз ПИ, 1975

0,5

п.л

 

4

Некоторые проблемы терминологии стилистики текста. Статья.

 

 

Формирование стилистических навыков в процессе работы над грамматической темой. -  Алма-Ата: Каз ПИ,1977.

0,5

п. л

 

5

Приём семантического контраста в публицистической речи  последней трети ХIХ века. Статья.

 

Стилистический аспект изучения языка в школе и в вузе.- Алма-Ата: Каз ПИ, 1978

 

0,5

п.л.

 

 

6

К вопросу о теоретических основах курса «Лингвистический анализ текста». Тезисы

 

Межгородская научная конференция «Анализ художественного  произведения.- Алма-Ата: Каз ПИ, 1979.

 

0,1 п.л.

 

7

О теоретических основах курса

«Лингвистический анализ текста». Статья

Вопросы лингвистической стилистики русского языка.- Алма-Ата: Каз ПИ,1983.

 

0,6

п.л

 

8

Стилистика художественного текста. Учебное пособие.

 

Алма-Ата: «Мектеп», 1983

 

5,04

п.л.

 

 

9

Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского «Товарищу Нетте-пароходу и человеку». Статья.

Русский язык в казахской школе.- Алма-Ата: 1983,№ 2

 

0,6

п.л

 

10

Стилистический анализ художественного и публицистического текста. Учебная монография

 

Алма_Ата,«Мектеп», 1987

 

5,46

п.л.

 

 

11

Контрольные работы по истории русского литературного языка для студентов-заочников русско-казахского отделения. Учебное пособие.

 

Алма-Ата: Учебно-методический кабинет Министерства просвещения. Каз. ССР.,1986

3,5

п.л.

 

 

12

Средства речевой экспрессии в языке пропаганды. Статья.

 

Деп. ВИНИОН, № 29777 от 9 06.87.

 

0,6

п.л.

 

 

13

Индивидуально-речевая система писателя как предмет лингвистического изучения. Статья.

Деп. В ИНИОН, № 29778 от 9,06. 87.

 

 

0,6/0,4

п.л.

 

Бобылев Б.Г.,

Бобылева Т.Б.

14

Слово-образ в художественном тексте. Статья.

 

Русский язык и литература в казахской школе Алма-Ата,1988, №2

0,4 п.л.

 

15

Стиль как внутренняя форма художественного  текста. Тезисы.

 

 

Русский язык в Казахстане» и проблемы казахско-русского двуязычия - Алма-Ата: КазПИ 1988. 

 

0,1

п.л.

 

 

16

Грамматическая метафора в тексте повести А.Платонова «Котлован».Статья.

 

Взаимодействие грамматики и стилистики текста:Алма-Ата: КазГУ, 1988

0,4 п.л

 

17

Всесоюзное совещание по проблемам национально-русского и русско-национального двуязычия. Статья

 

Русский язык и литература в казахской школе.- Алма-Ата, 1989,№5

0,2

п. л.

 

18

О некоторых теоретико-методо- логических аспектах стилистики художественного текста. Статья

Проблемы стилистики текста: - Алма-Ата: КазПИ, 1988

 

0,4/0,3

п.л.

Бобылев Б.Г.,

Байжигитова Г.Б.

19

Работа с газетным текстом на занятиях по практическому курсу русского языка. Учебное пособие.

 

Алма-Ата: КазГУ, 1988

 

0,5

п.л

 

20

Коммуникативное обучение на базе  газетных текстов. Статья

Русский язык и литература в казах. школе.-Алма-Ата,1988, № 1

 

0,4

п.л

 

21

Славянский язык революции в прозе  Андрея Платонова. Статья.

 

Семантико-стилистические исследования,- Алма-Ата: Каз.ГУ,1989

 

0,4

п.л.

 

 

22

Абсолютная антропоцентричность лирического текста и принцип дополнительности. Статья.

 

Лексико-фразеологические единицы и контекст.-Алма-Ата: Каз ГУ, 1990.

 

0,4 п.л.

 

 

23

Опыт филологического анализа повести А Платонова «Котлован». Статья

 

Русский язык в школе».-М,1991,  № 2

 

1,0

п.л.

 

 

24

Художественный текст: форма и содержание. Статья

Русский язык в школе.-М,1991,

№3.

 

0,3

п.л.

 

 

25

Филологический анализ художест-

венного текста Программа учебного курса.

 

Программы педагогических институтов. Сборник 4. –Л.: «Просвещение»,1991

1,0

п.л.

 

26

О трёх уровнях филологического анализа художественного текста. Статья.

 

Индивидуальность автора и творческий контекст,-Алма-Ата:КазГУ,1992

 

0,5

п.л.

 

27

Филологический анализ  стихотворения Ф.И. Тютчева в аспекте принципа восхождения. Стать

Научно- практическая конференция «Орловский регион: история и современнность, Орёл: Администрация. Орловской области, 1992.

 

0,7 п.л.

 

28

Филологический анализ  художественного текста в школе и проблема духовной  реставрации. Статья.

 

Научно-практическая конференция Бахтинские чтения». Орёл: Администрация Орловской области, 1993.

 

0,3

п.л.

 

 

29

Анализ стихотворного текста. Методическая разработка.

 

Орёл, ОИУУ, 1993.

 

 

0,5

п.л.

 

 

30

Рецензия на сборник упражнений по филологическому анализу художественного. текста (:Н.М.Шанский, Ш.А. А.Махмудов).Статья.

 

Русский язык в школе.-М.,1993, № 6

 

0,2

П.л.

 

31

Луна восходит медленно, но закатывается скоро (О рассказе Платонова «Такыр»). Статья.

 

Русский язык в школе.-М.,1994,№3

 

0,5

п.л.

 

 

32

О предметно-дидактической концепции курса «Фило-логический анализ художественного текста». Тезисы.

 

Проблемы преподавания русского языка в школах и вузах России, ближнего  и дальнего зарубежья.- Тамбов,1995.

 

0,1

п.л.

 

33

Лирика Бориса Пастернака.

Пособие для учителя.

 

Орёл, ОблИУУ, 1996

1,0

п.л.

 

34

Герменевтический круг как средство анализа текста в школе и вузе. Статья.

 

Инновационные принципы в образовании: проблемы и перспективы.-

Орёл: ОИУУ, 1995.

 

0,3 п.л.

 

 

35

Критерии оценки и методы анализа художественного произведения на уроках  литературы. Статья.

 

Учёные и учи-

теля-новаторы-школе.- Орёл: ОИУУ,1995.

 

0,4 п.л.

 

 

36

Филологический анализ стихотворения А.Фета «Ласточки пропали» в школе и в вузе. Тезисы.

 

Научная конференция, посвящённая землякам-орловцам. Тезисы докладов.- Орёл: ОПГУ, 1995

0,1

 

37

Образ автора  в драме А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Статья.

 

Текст:грани и границы.-Орёл: ОГПУ, 1995.

 

0,6 п.л

 

38

Христианский архетип «Родного слова» К.Д  Ушинского и его отражение в структуре и содержании традиционных учебников хрестоматий для начальной школы. Тезисы

Учебные книги К.Д Ушинского и современная школа.- Курск: КПГУ,1997

 

0,1

П.л.

 

39

Евхаристия и духовно-нравственное просвещение. Тезисы.

 

Духовные цен-

ности современой российской молодёжи. Материалы  межвуз. научн. конф. Вып. 5.- Орёл:ОГУ,1997.<