Воспитательная и социальная работа в Карачевском филиале Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева определяется целями и задачами в сфере молодежной политики России, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 – ФЗ от 29.12.2012 года).

Ориентиры молодежной политики, которым должны следовать все субъекты учебно-воспитательного процесса в Карачевском филиале Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева представлены в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р).

Важность серьезного отношения к воспитательной работе четко прослеживает в высказываниях Президента России В.В. Путина:

«От того, как мы воспитываем нашу молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и преумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в тоже время сможет ли не растерять себя как нацию…»

«Определяющее значение в укреплении духовно-нравственных основ общества приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственно гармоничного человека, ответственного гражданина России».

«Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относится к своей истории, а, прежде всего, служить обществу и стране».

Образовательный процесс в высшем учебном заведении неотделим от профессионального подхода к процессу воспитания, поскольку именно воспитательная среда дает основания для дополнения профессиональных знаний комплексом навыков, обеспечивающих полноценное становление личности, имеющей активную гражданскую позицию, ориентированную на служение общественным интересам. Воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать сложные профессиональные проблемы, делать нравственно обоснованный выбор.

Воспитательную систему вуза и, в целом, комплекс мероприятий в вузе следует рассматривать как ресурс для формирования компетенций студентов при реализации основных образовательных программ.

Цель воспитательной работы филиала – создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для развития здоровой, гармоничной и всесторонне развитой личности, подготовка компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским сознанием.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной деятельности;
  2. создание информационно-проектного пространства, способствующего совершенствованию воспитательной работы;
  3. создание интеллектуально-творческой среды для формирования личностного успеха, способствующей самореализации и самоутверждению студентов;
  4. создание здоровой нравственно ориентированной,  психологически благоприятной среды обитания студентов;
  5. переход от мероприятивного характера воспитательной деятельности к реализации самостоятельных комплексных программ по отдельным направлениям воспитательной работы;
  6. формирования корпоративной культуры солидарности студенческой молодежи, реализация преемственности традиций университета.

 

Основные направления воспитательной работы:

  • профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций, в том числе поддержка деятельности студенческих научных обществ, студенческих конструкторских исследовательских бюро и лабораторий, молодёжных инновационных центров и бизнес инкубаторов, центров профориентации, развития карьеры, сертификации и трудоустройства, профильных студенческих отрядов;
  • социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество, в том числе развитие системы студенческого самоуправления, создание условий для организации студенческого досуга, развитие творческих клубов и клубов по интересам; волонтёрского движения; укрепление межнациональных связей, пропаганда культурных ценностей толерантности, патриотизма;
  • духовно-нравственное развитие обучающихся – развитие студенческого спорта, поддержка студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг, пропаганда здорового образа жизни; формирование высокой культуры поведения; укрепление и расширение деятельности по оказанию психологической помощи студентам: разработка и внедрение мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов; реализация мероприятий первичной профилактике социально опасных заболеваний.

 

Принципы воспитательной политики

 

Среди основных принципов концепции воспитания выделяются следующие:

  • отношение к студентам как к равноправным субъектам образовательного процесса, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;
  • духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
  • патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;
  • конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизации общества, предполагающей  формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождении эффективных решений в новых условиях;
  • толерантности, являющейся одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимости к мнениям других людей, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;
  • индивидуализации, заключающейся в том, что личность получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности за счет проявления грамотности и творческой активности;
  • вариативности, включающей многообразие типов воспитательных воздействий, а также различные технологии и сферы реализации воспитания.

 

Механизмы обеспечение воспитательной работы в филиале

 

 

Реализация указанных в концепции задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. Воспитательная деятельность в институте обеспечивается  следующим основным направлениям:

Педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства, методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ.

Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриуниверситетских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Научно-методическая поддержка. Может выражаться в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции филиала.

Организационно-управленческая. Ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы. Оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах и в подразделениях. Поддержка также может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.

Финансовая поддержка. Финансирование системы организации воспитательной работы осуществляется из бюджета филиала, с учетом эффективного использования гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников воспитательного процесса.

 

Содержание и основные субъекты воспитательной деятельности

 

Содержание воспитательной деятельности в филиале основывается на признании ценности студента как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Содержание воспитания студентов в филиале обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране и строится с учетом специфики обучающихся в нем студентов. Воспитание студентов в филиале определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования. Ведущая роль при решении проблем в учебно-воспитательном процессе отводится профессорско-преподавательскому составу.

Для осуществления воспитательной работы в университете действуют соответствующие подразделения и органы управления воспитательной работой.

Ученый совет Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива.

Воспитательный совет занимается разработкой стратегий и концепций воспитательной работы в вузе в целом. Его основной задачей является развитие и совершенствование системы воспитательной работы, разработка новых подходов и механизмов ее реализации, составление методических и нормативных документов, руководство воспитательной работой.

В состав совета входят председатель совета – начальник ОСиВР, руководитель Центра коллективного пользования, председатель студенческого совета филиала, заведующий учебно-спортивным центром, заведующий библиотекой.

Студенческий совет является высшим органом управления деятельностью студентов. Он обеспечивает реальное участие студентов в управлении образовательным процессом в вузе, способствует повышению эффективности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов, с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования, стимулирует проявление инициативы, самостоятельности, прививает организаторские и управленческие навыки.

В состав студенческого совета филиала входят: председатель, заместитель председателя, старосты академических групп, руководители учебно-научного, социально-общественного, культурно-массового, информационно-проектного, спортивно-оздоровительного направлений, представители студенческих внутривузовских организаций.

Центр коллективного пользования (ДК «Центр культуры и творчества») осуществляет формирование и реализацию планов-программ по конкретным направлениям воспитательной работы, организовывает и проводит культурно-развивающие и досуговые мероприятия, взаимодействует с общегородскими и республиканскими субъектами воспитательного пространства.

Представленная структура создает условия для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей студентов.

Учебно-спортивный центр пропагандирует ценности физической культуры и здорового образа жизни. Способствует выявлению спортивно одаренных студентов, организовывает мероприятия спортивно-оздоровительного характера.

Научный отдел способствует активизации научно-исследовательского потенциала студентов, информирует о проведении научных студенческих мероприятий в вузе и других высших учебных заведениях России, создает условия для реализации научных интересов студенчества.

Студенческие профильные отряды осуществляют свою деятельность с целью создания максимального количества сфер реализации личностного потенциала молодежи, организационных потребностей студентов, формирование их гражданской позиции, обеспечение социально-правовой защиты студентов.

 

Качества, формирующиеся у студентов ВУЗа

 

На основе предложенной концепции воспитания молодой человек должен обладать следующими качествами:

  • обладать глубокими и прочно усвоенными профессиональными знаниями, навыками и умением применять их в своей научно-исследовательской, общественной и трудовой деятельности;
  • быстро интегрироваться в изменяющиеся условия жизни: уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, духовные идеалы и ценности;
  • обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
  • иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств, ориентацию на себя, свои интересы и потребности;
  • быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
  • иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
  • иметь национальное самосознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.