Демонстрационная экспозиция «Россия в православном пейзаже» священника Алексея Комова
22.10.2020
В рамках Всероссийской научно-практической онлайн-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектурно-культурное наследие русского православия как фактор сохранения исторической памяти и воспитания духовно-нравственных ценностей» (28-29 октября 2020 г.) проходит выставка священника Алексея Комова «Россия в православном пейзаже».
Автор, Алексей Валерьевич Комов, – орловский живописец, художник-пленэрист, член Союза художников России, участник областных, региональных всероссийских и международных художественных выставок, а также творческиx пленэров. Его работы находятся в целом ряде музеев России: Орловском Государственном литературном музее И.С. Тургенева, Орловском музее изобразительных искусств, Белгородском художественном музее, Брянской художественной галерее, Доме-музее В. Сорокина (Елец), частных собраниях России, Чехии, Испании, Италии, США, Канады, Кыргызстана, Японии.
В начале 1990-х, обучаясь на факультете живописи в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, где на занятиях особое внимание уделялось ценностям восточнохристианской культурной традиции, он проникся русским православием и еще до завершения обучения в Академии стал священником Орловской епархии. Сейчас о. Алексей служит в Троицком соборе Троице-Оптина монастыря в Болхове, одном из древнейших храмов Орловской митрополии, федеральном объекте культурного наследия России. Несмотря на сложность работы священника, он не оставляет и профессиональных занятий изобразительным искусством. Живописные полотна Алексея Комова органично соединяют его духовный опыт с мастерством художника. О. Алексей известен своими пейзажными панорамными полотнами, где раскрывается его любимая тематика – пейзаж со средневековым русским храмом.
Данная выставка объединяет картина автора, выполненные за последние 10 лет в путешествиях по России. Главный лейтмотив выставки — православный пейзаж, передающий атмосферу одухотворённого состояния природы и актуальное состояние объектов православной архитектуры. Все картины демонстрируют гармоничное сочетание природных красот с архитектурными памятниками православной России. Это архитектурные пейзажи средней полосы России, Русского Севера, Золотого кольца России, это живописные просторы полей или дебри русского леса, старинные храмы и монастыри, заброшенные сельские церквушки, полуразрушенные колокольни, православные русские святыни и возрожденные архитектурные объекты. Все изображенные объекты окружены пространством, воспринимаемым как особая связующая нить между дольним и горним мирами.
Автор акцентирует внимание зрителя на особом православном содержании пейзажей, которое передается через отражение внутреннего отношения мастера к изображенному, через особый подбор сюжетов, через любовь к родным мотивам и образам, через трогательную связь с Орловщиной, его малой родиной. Момент слияния человека с родной природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда тайный «невечерний» свет становится явным, преображая сознание и окружающий мир.
О. Алексей, работая в жанре реалистического пейзажа, выработал свой индивидуальный ярко выраженный стиль: невероятно пластичный, наполненный прозрачностью живописный язык, создающий на картине особое настроение. Яркие краски и крупные мазки выдают в нём поклонника импрессионистов. Большинство работ о. Алексея, в том числе крупноформатных, выполнено в стиле пленэризма на открытом воздухе с натуры. А такая работа подразумевает размышление, наблюдение и быстрый эмоциональный ответ живописца, выражаемый красками на холсте.
Работам отца Алексея характерна живая, динамичная, свободная, лиричная и образная манера исполнения. Работая в жанре пленэрного пейзажа, Алексей Комов выбрал технику алла прима (в один прием) и нон финито (незавершённости). Зачастую ряд его работ стоит на грани абстрактной живописи, где ощущения от увиденной красоты передается посредством цвета и ритма широких мазков. Его палитра яркая, с применением чистых тонов и разнообразием тончайших цветовых оттенков. Именно эта техника в его исполнении дает возможность передавать живое молитвенное состояние автора произведения, который, работая как живописец, не оставляет своего главного предназначения как священник. Именно поэтому пейзажи о. Алексея Комова настолько пропитаны цветом и светом, что зачастую кажутся прозрачными, струящимися на ветру как свеча, что сродни неустанной благодарственной молитве, обращенной к Творцу.
М.А. Комова
Псков. Преображение на Мироже (2010 г.) Псков. Радоница (2010 г.)
Псков. Сретенский вечер (2010 г.) Болхов. Метель (2010 г.)
Весенний Орел (2011 г.) Вечерние огни. Храм Архангела Михаила в Орле (2011 г.)
Зима в С-Петербурге (2011 г.) Елец. Память темных аллей (2011 г.)
Великий Новгород. Осень в Юрьево (2011 г.) Весна в Юрьево (2012 г.)
Изборская крепость (2012 г.) Болхов. Благовещение (2012 г.)
Туманное зимнее утро (2012 г.) Орел. Богоявленская часовня (2014 г.)
Берег реки Орлик зимой (2015 г.) Дорога в Ельце. Пасмурный день (2015 г.)
Усадебная церковь под Владимиром (2015 г.) Псков. Серебристый день 2015 г.)
На реке Великой (2015 г.) Пасха 1945 г. Из диптиха «Прохоровка» (2015 г.)
Зимний вечер во Пскове (2016 г.) Белая Иверская церковь в Орле (2016 г.)
Часозвоня Новгородского Кремля (2016 г.) Под Орлом. Зима (2017 г.)
Орловский мотив (2018 г.) Болхов. Монастырская башня (2018 г.)
Возле Псковского кремля (2018 г.) Псков. Заснеженная Архангельская церковь (2018 г.)
Жаркий день. Елец (2018 г.) Зима. Церковная слободка (2019 г.)
Темы: Наука Культура Жизнь университета