В ОГУ проходит конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательных процессов»

05.04.2019

В Фундаментальной библиотеке стартовала VI Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». Это одно из крупнейших мероприятий, проходящих в стенах опорного университета. Конференция проводится в соответствии с программой развития ОГУ имени И. С. Тургенева в целях модернизации технологии организации образовательного процесса, повышения просветительской, экспертной и организационной роли университета, решения региональных проблем современного образования и реализации федерального проекта «Единая страна – доступная среда», проекта «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу» в рамках деятельности федеральной инновационной площадки.

​​​​Для участия в работе конференции собрались представители педагогического и научного сообщества, организаций социальной защиты населения, представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений России. А также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Орла, Ливен, Саратова, Ельца, Воронежа, Набережных Челнов, Орехово-Зуево и других городов. Подтверждая статус международного мероприятия, в конференции как очно, так и заочно принимают участие специалисты из США, Молдовы, Беларуси, Польши, Венгрии, Республики Сербия.

Проблема здоровья детей и обеспечение условий успешной социализации, создание равных стартовых возможностей для разных категорий людей, в том числе и с особыми образовательными потребностями, инвалидов определены в качестве наиболее важных и актуальных приоритетных направлений развития образовательной системы РФ. На современном этапе развития нашего общества идея сотрудничества становится важнейшим нормативом дальнейшего устойчивого развития общего профессионального образования. Именно поэтому проведение научно-практической конференции преследует цель налаживания взаимодействия и расширение его способов и инструментов внутри научного сообщества, между вузами, практическими работниками в вопросах психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в сфере непрерывного образования.

Научно-практическую конференцию открыл Сергей Радченко, проректор по научно-технологической деятельности и аттестации научных кадров опорного вуза:

«От лица руководства университета я рад приветствовать вас в наших стенах на столь важном мероприятии. <…> Да, мы разные и, наверное, было бы странным, если бы все люди были одинаковыми. Но некоторые из нас более отличаются от других, и помочь им стать ближе, стать рядом, стать в один ряд и забыть об этой разности – мне кажется, это очень важно. И данная задача, наверное, вообще одна из самых важных задач, которые может решить человек. Поэтому я еще раз поздравляю вас с сегодняшним событием и хочу вам пожелать интересной иплодотворной работы».

Михаил Терентьев, депутат Государственной Думы Федерального собрания, заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, координатор федерального проекта «Единая страна – доступная среда», в своем видеопослании также отметил важность конференции:

«Сегодня в России как никогда актуальна подготовка специалистов по работе с детьми и студентами с инвалидностью в сфере инклюзивного образования. В ходе работы конференции вы обсудите с коллегами различные аспекты педагогического сопровождения образования, новые требования, методические аспекты работы на различных уровнях образования, внедрение новых цифровых технологий, повышение уровня информационного обмена между специалистами. И, конечно же, познакомитесь с лучшими практиками. Желаю успехов в достижении новых знаний и плодотворного обмена лучшим опытом».

Приветственное слово губернатора Орловской области Андрея Клычкова озвучил Владимир Агибалов, заместитель руководителя департамента образования Орловской области. В своем послании Андрей Клычков отметил, что именно образование является надежным фундаментом для стабильного будущего России, оно формирует интеллектуальный потенциал, способный обеспечить прорывное движение вперед и регионов, и страны в целом. Однако в то же время возрастают и требования к образовательному процессу и подготовке современных педагогических кадров, способных раскрыть личностный потенциал детей. Развитие образовательной компетенции и формирование современного кадрового потенциала входит в число стратегических приоритетов Орловской области:

«Поставленные задачи мы решаем при огромной поддержке флагмана высшего образования и научно-исследовательской деятельности региона – Орловского государственного университета имени Тургенева. Объединяя усилия всех участников образовательного процесса, мы добиваемся повышения качества и доступности всех уровней образования, укрепляем взаимодействие науки и высшей школы с производством, создаем условия для непрерывного профессионального роста. Убежден, что сегодняшняя конференция в Орле, ваши инициативы и предложения, осмысление передового российского и международного опыта помогут выработать новые эффективные предложения по решению задач, направленных на подготовку специалистов по работе с детьми, совершенствованию образовательного процесса и в целом станут важным вкладом в укреплении интеллектуальной базы страны. Желаю вам плодотворной работы, крепкого здоровья и новых достижений!», - процитировал Владимир Викторович.

Геннадий Сафонов, заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов также поприветствовал собравшихся в зале участников и гостей конференции:

«От лица депутатского корпуса искренне рад приветствовать представителей российского педагогического и научного сообщества, а также иностранных экспертов на орловской земле. Сегодня как очно, так и в рамках телемостов, вы обсудите вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Необходимо сказать, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России является создание равных условий и возможностей для успешной социализации детей, в том числе и с ограниченными возможностями. На сегодняшний день задача педагогов, родителей, органов власти – сделать образовательный процесс доступным для вас. Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение в обязательном порядке становится совместной деятельностью взрослых. Их сопровождающая работа направлена на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, духовного, культурного и творческого развития каждого ребенка».

Первый день работы научно-практической конференции начался с пленарного заседания, в рамках которого участники из разных регионов и стран выступили с докладами, касающимися наиболее актуальных тем конференции. Так, Ольга Орлова, вице-президент «Ассоциации фониатров и фонопедов», доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского государственного педагогического университета, затронула тему здоровьесберегающих технологий и междисциплинарного персонифицированного подхода в формировании и развитии профессионального голоса у педагогов. Хорошо поставленный голос – важная составляющая успешного образовательного процесса между учителем и учеником. Однако профессия педагога подразумевает использование голоса на протяжении долгого времени, и это грозит возможными проблемами со здоровьем голосовых связок. Ольга Святославовна обратила внимание на то, как важно сохранить голос и какие средства в этом помогут.

Александр Котов, главный врач Студенческой поликлиники ОГУ имени и. С. Тургенева представил доклад «Межведомственное взаимодействие социальных институтов в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в Орловской области». По мнению  Александра Анатольевича, адаптивная поддержка инвалидов ни в коем случае не должна быть «однобокой», в которой каждый из специалистов занимается только своей работой.

«Одноплановый подход к сути реабилитации решить проблему для самого инвалида не сможет. Она однозначно должна быть комплексной. И за последнее время ОГУ имени Тургенева выстраивает целостную модель отраслевого взаимодействия социальных институтов, в которую включается медицинские, социальные, образовательные учреждения и семьи. В данной модели сотрудничество видится неотъемлемой частью всего процесса реабилитации. Так, вуз сотрудничает с реабилитационным центром НКМЦ имени З. Круглой, Болховским домом-интернатом, детским санаторием «Орловчанка». Основные направления выстроенной модели – проведение совместных консультаций медицинскими, социальными и педагогическими работниками», - подчеркнул Александр Котов.

Кроме этого, Александр Анатольевич поделился с участниками конференции опытом венгерских коллег в реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы.


Напомним, не так давно Александр Котов представил опорный вуз в составе делегации от Орловской области на международной конференции «Санитарно-курортное лечение в Венгрии. Обмен опытом», которая прошла в Будапеште. Подробнее о поездке читайте в материале управления информационной политики.


Как оказалось, в основе венгерского процесса реабилитации лежит простая, но важная идеология – «эти дети (с заболеваниями ЦНС) такие же, как мы, просто помогите им почувствовать это». Программа реализуется в единственном в своем роде Институте кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии имени Андраша Петё. Разработал эту модель венгерский доктор, имя которого присвоили институту. Он считал, что положительные результаты в лечении ДЦП дают не только терапевтические методы, но и целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность и воздействие на него привычной окружающей среды. Успех этого метода основывается на том, что, несмотря на повреждения, мозг всегда имеет обширную остаточную способность, которая может быть мобилизована соответствующими методами. И целью метода является гармоническое целостное взаимосвязанной развитие моторики, познавательных способностей, эмоциональности и социальных навыков у детей на бытовом и индивидуальном уровне. Программа всего курса нацелена на устранение имеющихся дисфункций путем развития всей личности в комплексе. Кроме движений, программа обучает детей самообслуживанию, развивает речь и умственные способности.

«Одной из составляющих методики института является то, что к самому ребенку не относятся как к больному, к нему относятся как к неопытному и незнающему, которого можно научить управлять собой, своими движениями и помочь ему социально адаптироваться в обществе. Во время применения курса реабилитации кондуктивной педагогики и восстановительно-двигательной терапии дает возможность пересмотреть безжалостный приговор детям с тяжелыми нарушениями двигательных функций. В этом методе существует способ внутренней мотивации самого подопечного – познать, научиться чему-то. Именно эта метода является эксклюзивной», - рассказал Александр Котов.

В след за пленарным заседанием, свою работу начали секции, в рамках которых участники научно-практической конференции смогли более близко обсудить актуальные вопросы и проблемы по теме конференции, а также обменяться опытом с коллегами:

  1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  2. Методические аспекты работы с детьми и студентами на разных уровнях образования. Современные подходы к инклюзивному образованию;
  3. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов;
  4. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в системе среднего и высшего образования;
  5. Социальное оздоровление общества в процессе социализации и комплексной реабилитации людей разных возрастных групп;
  6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в технических направлениях подготовки студентов;
  7. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста;
  8. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности.

Второй день научно-практической конференции будет посвящен мастер-классам по дистанционному обучению детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, активным формам работы в психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ и многим другим темам.

Темы: Образование Жизнь университета Сотрудничество