Итоги международной конференции «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации»

20.10.2018

В опорном университете завершила свою работу международная научно-практическая конференция «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации».


Организатором данного мероприятия стал Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева при поддержке правительства Орловской области, общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество» при Издательском Доме СТЕЛЛА. Непосредственное участие в работе конференции приняли представители города Хэвиз, Венгрия, медицинские учреждения города Орла и области.


«В рамках конференции мы затронули фундаментальную проблему. На данный момент реабилитация пациентов полноценно «не сформировалась внутри себя» – так, классическая медицина, социальное обеспечение и педагогика не нашли консенсуса, понимания роли каждого в формировании единой концепции помощи человеку, перенесшему тяжелое заболевание. Получается, что все действительно хорошо работают, стараются помочь, но в комплексе хорошего мало. Именно поэтому цель нашей конференции состоит в том, чтобы мы на разных площадках услышали мнение друг друга, переняли опыт и видение проблем и сообща их решили», – рассказывает Александр Котов, главный врач Студенческой поликлиники опорного вуза.


Отметим, что международное участие не случайно. Так, к проблеме реабилитации эффективно подошли венгерские коллеги, которые на основе метода кондуктивной педагогики, создали систему, позволяющую мотивировать человека к выздоровлению. Формат работы максимально простой – кондуктолог выступает в качестве некоего дирижера, который аккумулирует и управляет медицинскими, социальными и педагогическими комплексами, решая реальную проблему. По заверению организаторов международной конференции, данный опыт обязательно будет рассмотрен для трансформации его под российские реалии здравоохранения.


В первый день конференции состоялась пленарное заседание, на котором с докладами выступили:

  • Мамаева М.А., кандидат медицинских наук, директор Издательского Дома СТЕЛЛА Общества специалистов "Международное медицинское сотрудничество", г. Санкт-Петербург, Россия.

«Опыт международного сотрудничества в области медицинской реабилитации пациентов различного профиля».

 

  • Шураева Е.В., генеральный директор ООО "Альсария", г. Орел, Россия.

«Новые отечественные технологии в системе медицинской реабилитации».

 

  • Ильина И.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры внутренних болезней медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия.

«Роль комплексной реабилитации в системах качества медицинской помощи и качества жизни пациента».

 

  • Левченко И. Ю., доктор психологических наук, зав. лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», представитель Федерального методического центра по СПО», г. Москва, Россия.

«Межведомственного взаимодействия в сопровождении детей раннего возраста с нарушениями развития».

 

  • Омельченко Е.А., заведующий отделением медицинской реабилитации НКМЦ им.З.И. Круглой, главный внештатный специалист по реабилитации детей департамента здравоохранения Орловской области, г. Орел, Россия.

«Реабилитация детей в Орловской области: вчера, сегодня, завтра».

 

  • Поляков Р.Н., доктор технических наук, заведующий кафедрой мехатроники, механики и робототехники, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия.

«Мехатронная реабилитационная кровать с 3-d профилем опорной поверхности».

 

  • Пташкина В.Н., глава комитета пара-чир Общероссийской физкультурно-спортивной Организации «Союз чир-спорта и черлидинга России», г. Астрахань, Россия.

«Пара-чир как средство реабилитации умственно отсталых подростков 13-15 лет»

 

  • Кондратюк Е. В., руководитель детской выездной паллиативной службы помощи детям в Белгородской области, руководитель БРОО Святое Белогорье против детского рака, руководитель комиссии по социальной политике и здравоохранению Общественной палаты города Белгорода, член совета по защите прав пациентов при Департаменте Здравоохранения Белгородской области.

«Опыт организации хосписа и оказания детской паллиативной помощи в Белгородской области»

Завершился день в Орловском муниципальном драматическом театре имени М.М. Бахтина «Русский стиль», где всем участникам конференции был представлен спектакль «Жизнь после» и презентация книги автора, которая послужила основой для постановки. Спектакль посвящен переживаниям человека, заболевшим онкологическим заболеванием, его внутреннему состоянию и эмоциям, который появились после столкновения с безразличием окружающих.

Второй день конференции был не менее насыщенным – состоялась работа 6 секций по различным тематикам:

  • Актуальные вопросы медицинской реабилитации;
  • Психолого-педагогические аспекты реабилитации пациентов различного профиля;
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями;
  • Социальное оздоровление общества в процессе социализации и комплексной; реабилитации людей разных возрастных групп;
  • Мехатронные и робототехнические системы в медицине и реабилитации;
  • Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском доме-интернате.

Отметим, что работу практически каждой секции, помимо прочтения докладов, входили и различные мастер-классы, и тренинги, направленные на обмен опытом и формирование единой практической базы знаний. Так, например, участники международной конференции узнали о социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском доме-интернате (на примере Болховского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками), особенностях механики мехатронных медицинских систем, тонкостях использования арт-педагогики. Последнее особенно интересно.

Так, на базе НКМЦ им. З.И. Круглой в школе «УчимЗнаем» состоялся мастер-класс «Использование арт-педагогики в работе с длительно болеющими детьми и детьми с ОВЗ».

 


Напомним, что в Орле школа «УчимЗнаем» открылась в сентябре 2017 года на базе Научно-клинического многопрофильного центра медицинской помощи детям им. З.И. Круглой. Сам проект направлен на создание таких госпитальных школ, обучение в которых должно на время заменить родную школу ребят. Таким образом дети, находящиеся на длительном лечении, не только не отстают от сверстников по уровню освоения образовательных предметов, но и получают необходимую социализацию. Также школа «УчимЗнаем» – это еще и целый комплекс реабилитационных программ, позволяющий ребенку справиться с тяжелой болезнью. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева – Это единственное высшее учреждение,которое поддержало реализацию проекта на территории Орловской области, и стало, своего рода, ресурсным центром. Вектор развития, который взял опорный вуз, направлен на междисциплинарный подход, который необходим для эффективной работы подобного рода госпитальной школы.


«Когда ребята попадают в больничную среду, они оказываются в весьма стесненных условиях не привычных им. В них ребенок не может жить так, как он привык дома – заниматься любимым хобби, нет возможности общаться с друзьями и родителями столько времени, сколько хочется. Для того, чтобы сгладить депривационные ситуации, мы помогаем детям отвлечься и банально расслабиться с помощью арт-терапии», – рассказывает Татьяна Гольцова, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, которая и провела данный мастер-класс.

Часто ситуации доходят до крайностей. Например, многие ребята не могут рассказать о том, что их беспокоит – внутренние переживания, чувства и потребности ребенок не может выразить по тем или иным причинам словами. А краска, глина или любой другой материал, с которым может работать юный пациент, является тем самым посредником между его личной болью, мыслями и взрослым человеком, пытающимся помочь ему.

Так, в школе "УчимЗнаем" ребятам было предложено нарисовать картинку акварельными красками, выразив при этом собственные чувства. На взгляд корреспондента управления информационной политики ребята не только мастерски раскрыли свои таланты, но и поделились по-настоящему теплыми эмоциями с участниками мастер-класса. Каждый из них придумал название для картины и «историю создания» – так, появились добрые синие киты, путешествующие в поисках своих родителей, и самое настоящее Северное сияние.

Конец мастер-класса получился по-настоящему дружным – участники стали действительно близкими друг другу людьми, ведь они открылись, рассказали свою историю.

«Часто бывает так, что дети, находящиеся на длительном лечении, не замечают радостных мелочей, из которых состоит счастливая жизнь каждого человека. Мы не видим цвета глаз соседа, с которым лежим в одной палате, мы не замечаем его настроение, грустное оно, веселое, или такое, при котором ему нужна помощь. Для того, чтобы овладеть языком эмоций и понимать другого, понимать себя, мы включились в эту работу», –  комментирует Татьяна Гальцова.

В заключение

«Опорный вуз и всю Россию действительно волнует состояние дел в реабилитации. Комплексного подхода к сожалению, не существует на данный момент. Да, безусловно, есть определенные модели, с помощью которых ряд регионов решает свои внутренние проблемы. Однако нет единства. На данный момент министерство здравоохранения считает одним из приоритетных направлений именно реабилитацию. С помощью таких конференций, с такими инициативами, которые родились за эти дни на наших площадках, мы можем выйти на законодательный уровень, чтобы предложить новую инновационную модель решения насущных проблем», – подвел итог Александр Котов.

 

 

Темы: Наука Образование Программа опорного вуза