В ОГУ открылась 9-ая Российско-Германская конференция по безопасности дорожного движения
08.06.2018
Идея проведения подобного рода конференций появилась у посольства Германии в России в 2002 году. В том же году произошла первая встреча ученых из двух стран в рамках конференции, прошедшей на базе Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. Как показала история такой формат проведения прижился и стал традиционным – данные конференции проходят раз в два года – сначала в России, а потом в Германии.
Это конференция имеет свои отличия от других – она не массовая, не «широкая». Ее цель иная – собрать лучших специалистов по безопасности из двух стран. Ученые Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева входят в их число. Более того, опорный вуз стал организатором самой Российско-Германская конференция по безопасности дорожного движения.
«Наши коллеги увидели, что у нас в Орле создана такая научная база, которая позволит проводить конференции такого международного уровня, – рассказывает Александр Новиков, директор Политехнического института имени. Н.Н. Поликарпова. – Нас постоянно приглашали участвовать в работе конференции, мы побывали на трех из них, выступали с докладами, и когда коллеги увидели тематику наших выступлений и докладов, мы сделали предложение – провести конференцию и в Орле. Два года назад мы были в Берлине, и немецкая сторона предложила провести Русско-Германскую конференцию в нашем городе».
Помимо высокой научной квалификации ученых из опорного вуза, сам город Орёл и область интересны для изучения. Дело в том, крупные центры обладают всеми признаками мегаполисов, которые есть в каждой стране. При этом они не сильно отличаются по инфраструктуре друг от друга. Провинциальные города обладают своими особенностями, которые одновременно могут быть как плюсами, так и минусами – старая логистическая система, обрастающая новыми технологиями, не самая высокая отдаленность от крупных городов и так далее.
Гостями конференции стали ведущие немецкие ученые, второй секретарь посольства Германии в России, представители целого ряда крупных автомобильных вузов из Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, Омска, Волгограда, Иркутска. Кроме этого, мероприятие посетили и представители различных научных организаций, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.
В первый день 9-ой Российско-Германской конференции были рассмотрены ключевые вопросы дорожно-транспортной безопасности:
- Статистика дорожной аварийности в России и Германии: проблемы и перспективы;
- Повышение безопасности велосипедистов и пешеходов в дорожном движении;
- Влияние интеллектуальных транспортных систем и автоматизированного движения на дорожную безопасность;
- Безопасность дорожного движения и окружающая среда.
Несмотря на то, что автомобилизация в России идет полным ходом, количество серьезных дорожно-транспортных происшествий уменьшается – так, в России, начиная с 2003 года, общее число погибших в ДТП сократилось на 46,4%. Как отмечают специалисты, это неплохой результат. Тем не менее, ученые не собираются останавливаться на достигнутом.
«Мы ставим задачу – разработать концепцию по прогнозированию и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, – рассказывает Иван Новиков, заведующий кафедрой эксплуатации и организации движения автотранспорта Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. – Дело в том, что на сегодняшний момент есть определенные противоречие между требованиями органов государственной и местной власти к уровню обеспечения безопасности движения. Также остро ощущается отсутствие научно-обоснованных теорий реализации этих самых требованиях.
Мы рассматриваем дорожно-транспортное происшествие как явление. Наша задача, специалистов по безопасности движения, свести его на нет. Мы раскладываем ДТП на составляющие: автомобиль, водитель, транспортный поток, внешние условия. Каждому составляющему присваиваем свой коэффициент. Минимизируя эти коэффициенты, используя различные математические модели, мы может управлять процессом возникновения ДТП».
9-я Российско-Германская конференция имеет свои особенности – участники попросили организаторов не только затронуть проблемы безопасности на дорогах в целом, но и сделать акцент на велосипедном движении.
Немецкие коллеги поделились своими разработками в данной области – на сегодняшний день в Германии реализуется проект, который ставит перед собой довольно амбициозную задачу. По задумке авторов, в 2020 году доля велосипедного транспорта на территории страны должна достичь 15% от общего количества транспортных средств.
Россия на данный момент отстает в развитии велотранспорта – если в крупных мегаполисах строительство велосипедных дорожек идет полным ходом, то в провинциях формирование удобной дорожной среды для велосипедистов идет не так быстро, как хотелось бы. Связано это прежде всего с тем, что дороги в «старых городах» изначально не были предназначены для передвижения на велосипеде по отельным полосам, а застройщики новых микрорайонов не спешат добавлять их в свои проекты. Организаторы конференции надеются, что опыт немецких коллег поможет отечественным ученым найти механизмы, которые позволят внедрить велосипеды в систему транспорта каждого города.
«Мы с помощью этой конференции хотели бы перенять опыт наших зарубежных коллег по проблеме велосипедного транспорта. А в последствии – решить ее на территории Орловской области как минимум», – заключает Александр Новиков.